Сейчас, когда пишутся эти строки, праздничное «меню» для телезрителей еще не опубликовано. Печатная программа на 4–10 мая выйдет 30 апреля. А к этому времени надеюсь уже закончить и отправить свою корреспонденцию. И если все получится, как задумано, то не позднее 7 мая вы сможете прочесть вот этот «продвинутый» текст…
Суть же моего замысла – заранее озаботить вас, уважаемые читатели-телезрители. Даже, извините, озадачить. Предложить своего рода повестку дня к восприятию того, что нам уготовано на 8–9 мая, и при этом снабдить вас некоторой дополнительной информацией, высказать несколько собственных предложений.
Короче, пусть наш просмотр праздничных программ не будет праздным. Сделаем его целенаправленным. А впоследствии, обменявшись мнениями, выработаем заключение народной газеты по двум принципиальным вопросам:
– Намечаются ли какие-то сдвиги в поведении федеральных телекомпаний на фоне решительных протестов ветеранской, всей патриотической общественности, известного замечания президента РФ по поводу грубых перекосов в освещении отечественной истории?
– Чего можно ожидать от нашего телевидения, имея в виду, что с 10 мая стартует 65-я годовщина всемирно исторической победы над фашизмом? А этому юбилею придается очень важное значение. И не только в России. Грядет чрезвычайно насыщенный идеологический, геополитический марафон…
Так будут ли на сей раз какие-то сдвиги?
Чтобы их уяснить, прежде уточним исходное положение. И перед просмотром ТВ-программ 8 и 9 мая окинем взглядом уже сложившуюся практику вещания, приуроченного к знаменательной дате.
Понятно, что расписание передач в эти «красные дни» немыслимо без художественных фильмов на военную тему. И телевизионщики учитывают наши ожидания, выстраивая с утра до ночи определенную вереницу зрелищ.
При этом события Великой Отечественной отображаются в игровых лентах двух типов.
Во-первых, о «боях-пожарищах» повествуют кинокартины советского производства и советского же морально-политического настроя. Точнее, картины, созданные на киностудиях страны в 1941–1985 гг.
Во-вторых, то же самое лихолетье по-своему преломляется в кино- и видеолентах, отснятых в пору горбачёвской перестройки и в постсоветский период. Основная масса фильмов этого поколения носит в целом антисоветский характер.
Отсюда проистекает важнейшая особенность. На протяжении одного и того же вещательного дня, будь то 8 или 9 мая, разные фильмы, предлагаемые зрителям, по-разному толкуют о войне и Победе. Как правило, с противоположных позиций.
Наверняка «зрелища-антиподы» мы встретим и в репертуаре на завтра, на послезавтра.
Но вот что интересно. В какой мере будет представлена советская художественная кинолетопись всенародного подвига? Какие именно ленты из сокровищницы бывшего Госфильмофонда СССР отберут для эфира те или иные каналы?..
В ДВУХТОМНОМ каталоге «Советские художественные полнометражные фильмы», изданном в 1986 году, значатся 214 кинолент о Великой Отечественной войне. Тех самых картин, что вышли на экраны… «до того»: до перестройки.
Пробегаешь глазами названия широко известных работ, вчитываешься в аннотации полузабытых. И открываются впечатляющие проявления беззаветного мужества и долга; суровая правда о буднях фронта и тыла, о понесенных жертвах; волнующие судьбы людей, прошедших сквозь «сороковые роковые». Безмерен патриотический потенциал советского военного кинематографа! А заложенный в нем заряд света, чистоты, добра, оптимизма может и должен послужить выходу из нынешнего кризиса, всестороннему возрождению Отечества!
Потому-то обществу нашему не должна быть безразлична «программная политика» телевизионных организаций. Тем более – в такие краснознаменные, заветные дни.
Приглядимся же к практике наших главных вещателей.
Следующие данные позволяют судить о подходе к советской военной фильмотеке деятелей Всероссийской гостелерадиокомпании – канала «Россия», а также акционерных обществ «Первый канал» и «НТВ» с преобладающими долями государства в уставном капитале последних.
Составив сводный перечень фильмов, выпущенных в эфир под логотипами «1», «Россия» и «НТВ», находим: за прошедшие пять лет в праздничных блоках 8–9 мая три названные компании показали все вместе 38 советских кинокартин о войне. Общее же число их трансляций, с учетом целого ряда повторов, составило 64 киносеанса.
Не буду вдаваться в промежуточные арифметические действия, назову округленный результат. В целом в дни всенародных торжеств крупнейшие федеральные телевещатели давали нам посмотреть где-то по два советских фильма о Великой Отечественной. По два советских фильма каждый день.
Не мало ли для знаменательной даты?
Все познается в сравнении. Сопоставим: 180 минут, или три часа, – обычный хронометраж двух игровых лент – и 1200 минут, или двадцать часов, – среднесуточный объем трансляции главных российских электронных СМИ… При таком соотношении получается, что доля художественных произведений советского кино о народной драме 1941–1945 гг. до сих пор не выходит за 15% праздничного телеэфира. Подчеркну: до сих пор…
Давайте, читатель-аналитик, развернем текущую телепрограмму и прикинем, осталось все по-старому, либо есть изменения? А если изменения есть, то в какую сторону?
Мне лично кажется, что сдвиг будет. Но сдвиг – не в пользу военной фильмографии СССР.
А вообще, дождемся, помотрим.
ЕЩЕ надо обратить внимание на подвижки, так сказать, в приоритетах. О чем речь? О лидерах телевизионного кинопоказа по случаю Победы, опять же из категории советских (доперестроечных!) военных картин. Выше было замечено, что некоторые фильмы демонстрировались неоднократно. Так вот, уточняю эту позицию.
…Держишь сводные данные о прогонах по Первому, «России» и НТВ кинолент, отснятых мастерами экрана в 1941–1985 гг., и убеждаешься, что некоторым из них новые русские телевещатели отдают предпочтение. Если, к примеру, «Сильные духом», «Судьба», «Пять дней, пять ночей», «Живые и мертвые», «Встреча на Эльбе» были выпущены на домашние приемники всего по одному разу, то «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Бой после Победы», «В последнюю очередь», «Белорусский вокзал», «Баллада о солдате», «А зори здесь тихие» нам дали посмотреть дважды. Ну и есть фильмы-счастливчики, которые в победно-праздничные дни 2004–2008 гг. допускались к нашим телевизорам от 3 до 5 раз.

Написал без кавычек, убежденно, – фильмы, и правда, прекрасны.
Но и вопрос возникает. Почему демонстрацию именно этих лент упорно программируют властелины Большой Иглы?
Попробуем подойти к ответу, как говорят, от противного. Сейчас будут представлены произведения, киностудии Советского Союза, которые тоже о войне, но которые ни разу не удостоились чести засветиться на праздничном телеэкране. Ни разу…
«Бессмертный гарнизон» – о подвиге защитников Брестской крепости, десятки дней и ночей стоявших насмерть в неравном бою.
«Великий перелом» – о героической Сталинградской эпопее.
«Дума о Ковпаке» – о смелом рейде партизанского соединения, его легендарном командире.
«Если враг не сдается» – о знаменитом Корсунь-Шевченковском сражении, одной из блестящих стратегических операций Великой Отечественной войны.
«Зоя» – о жизни и бессмертном подвиге Зои Космодемьянской, Героя Советского Союза.
«Малахов курган» – о боях на подступах к городу-герою Севастополю.
«Молодая гвардия»… В пояснении, как полагаю, не нуждается…
Подобным образом, в алфавитном порядке, можно было бы и далее проследить ретроспективу классических советских фильмов. Не менее достойных, чем, скажем, «В бой идут одни старики». Таких, как «Она защищает Родину», «Повесть о настоящем человеке», «Секретарь райкома», «Сын полка», и др. В свое время они не сходили с телевизионных экранов. Теперь же эти кинобойцы стали для зрителей «без вести пропавшими».
Возвратим взгляд к приведенной выше таблице и зададим себе риторический вопрос: случайны ли отмеченные предпочтения и, наоборот, умолчания?
Да. Вот и я о том же…
НАВЕРНЯКА дело в следующем. Отбирая для праздничных программ военные картины, сделанные в советском духе, – а от этого никуда не денешься – «телевизионные генералы» стараются нести минимальные идеологические потери. Они блокируют или насколько возможно придерживают выход на малый экран тех фильмов, где в яркой форме раскрываются базовые ценности социализма, всенародная готовность их отстаивать, где боевой клич «За нашу Советскую Родину!» (а не дай господь, еще и «За Сталина!») воины произносят с потрясающей, зажигающей убежденностью. Где коммунисты на фронте и в тылу действительно выполняют авангардную роль, подают примеры доблести и бесстрашия. Пишу, и в памяти вдруг встала фотография, обошедшая весь мир, – «Бой ведет политрук»… Невозможно представить, чтобы господа Эрнст, Добродеев, Кулистиков, другие предводители каналов допустили у себя подобные зрелища!
Зато куда более безобидными для российского телеагитпропа оказались те фильмы советских мастеров, которые преподносят великое противостояние с немецко-фашистскими захватчиками сквозь призму «общечеловеческих ценностей». Отсюда и преобладание военных мелодрам, фильмов приключенческого, детективного, лирического – словом, облегченного как бы характера.
Кстати, на днях узнал, что двое из фаворитов «телевизионного триумвирата» получают еще по одному очку. Ура! Заочно знакомый каждому из нас глашатай-зазывала, страдающий не то астмой, не то запором, задыхаясь от радостного возбуждения, объявил, а теперь вот слышу взахлеб повторяет: 9 мая Первый и «Россия» покажут соответственно «В бой идут одни старики» и «Семнадцать мгновений весны». И притом – в цветном формате. Причем в самое «козырное» время!
Интересно девки пляшут…
Но с другой стороны, обратите внимание. Некоторым советским фильмам, допущенным к торжеству, могут отвести место бедных родственников. А такое уже наблюдалось. Вот, скажем, на каких задворках праздничного расписания оказывались:

Согласитесь, что представленные киноленты, а большинство из них как раз о вечных ценностях практически не поучаствовали во встрече со зрителями. Люди знали о них по печатной программе, но основная масса вряд ли смотрела.
Несчастливой оказалась «Судьба человека». Один и тот же канал «Россия» 9 мая 2004 года предложил посмотреть блистательную экранизацию шолоховского творения, когда еще не все птицы проснулись, – без четверти шесть, а через три года – когда «снова замерло все до рассвета» – в третьем часу ночи.
С «Балладой о солдате» случилась другая история. Та же Всероссийская гостелерадиокомпания в 2006-м в канун Дня Победы поставила этот киношедевр на 6 утра, а через два года повторила – и в это же самое время.
В подобном положении побывали «Два бойца». Праздничным утром 9 мая 2009 года генерал Кулистиков (НТВ) приказал им «овладеть телеящиком» ровно в 6.45. Что и было исполнено. Спустя год герои Марка Бернеса и Бориса Андреева согласно новому приказу брали нас тепленькими уже в 6.00…
Ну а если говорить по существу, то из 64 сеансов советского военного кинематографа, состоявшихся за последние десять краснознаменных дней, в 20 случаях фильмы выдавались в эфир при ничтожном количестве включенных телевизоров.
Надо полагать, все сказанное позволяет судить о
сложившемся на сегодня отношении главных телевизионных вещателей России к золотому фонду «важнейшего из искусств». А за этим просматриваются и виды на программные зрелища, которые ждут нас завтра как на Первом, «России» и НТВ, так и на остальных
каналах.
Однако не будем предвосхищать события. Давайте, действительно, настроимся на серьезную аналитическую зрительскую работу. Уточним, что и в какую сторону изменилось в репертуаре советского и альтернативного телекинопоказа; какие будут предложены нам историко-документальные программы; чем будут дышать информационные выпуски в канун праздника и в его заветный день.
Так что доживем до пятницы…
О. Джигиль.
Краснодар.