В понедельник, 14 октября, Сирия официально присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Юридически процесс оформления занял ровно месяц. В сентябре 2013 года страна подала заявку и сразу начала сотрудничество с ООН. В настоящее время десятки иностранных специалистов занимаются в Сирии уничтожением складов с химическим оружием.
Таким образом, Сирия становится 190-м государством – членом Организации по запрещению химического оружия. Вне этой Конвенции остаются только шесть стран – Ангола, Южный Судан, Египет, Израиль, КНДР и Мьянма.
Сирия присоединилась к Конвенции в особых условиях – после провокационного применения в конце минувшего августа отравляющих химических веществ в Восточной Гуте. Как установили международные эксперты, жертвами этой атаки стали сотни мирных граждан. Сирийские власти категорически отвергли свою причастность к преступлению, утверждая, что химоружие применили боевики. Однако под предлогом провокации США уже были готовы развязать широкомасштабную агрессию против Сирии.
По предложению России – в знак доказательства своей доброй воли – официальный Дамаск принял решение отказаться от химического оружия. Исполнение обязательств, налагаемых Конвенцией, проходило в сжатые сроки и напряженной внутренней и внешней политической обстановке.
Период с момента подачи заявки до представления страной информации о своих арсеналах занял всего семь дней, а весь процесс присоединения – лишь месяц, хотя обычная процедура предполагает гораздо более длительный срок.
В ночь на 28 сентября исполнительный совет Организации одобрил план уничтожения химического оружия в Сирии. Это решение было принято единогласно. Следом за этим Совет Безопасности ООН принял резолюцию №2118 в поддержку плана ликвидации химоружия в Сирии, за документ проголосовали все 15 стран – членов Совбеза ООН.
Первая группа экспертов Организации по запрещению химического оружия начала инспекции в Сирии 1 октября. В соответствии с планом, завершение уничтожения производственного оборудования на сирийских объектах должно быть осуществлено к 1 ноября, а окончательную ликвидацию арсеналов химического оружия в Сирии – к середине 2014 года.
Как заявил на прошлой неделе глава российского МИДа Сергей Лавров, Москва удовлетворена ходом процесса уничтожения химического оружия в Сирии, работа, по его словам, идет без сбоев.
Однако нравится это, похоже, не всем. Сирийский национальный совет, который считается главной политической силой противников Башара Асада, отказался участвовать в предстоящих мирных переговорах. Представители Совета пригрозили выйти из оппозиционной Национальной коалиции, если та согласится участвовать во встрече Женева-2. «Сирийский национальный совет, который является крупнейшим блоком в коалиции, принял твердое решение не ехать в Женеву», – объявил его лидер Жорж Сабра.
Резкую критику так называемой оппозиции вызвало решение Нобелевского комитета, присудившего премию мира Организации по запрету химического оружия. Мятежники считают, что комитет, по сути, наградил Башара Асада и автора идеи уничтожения химических арсеналов в Сирии Владимира Путина.
По мнению ряда экспертов, недовольство боевиков ликвидацией химоружия – еще одно косвенное свидетельство причастности противников Асада к его применению.