Нередко государства-партнеры вводят запретительные санкции по отношению друг к другу по таким неожиданным причинам, что не сразу можно понять суть возникших разногласий. Акты запретов носят протокольный характер, декларирующий благие цели. Как правило, из раза в раз формулировки санкций однотипны. Однако их содержательные компоненты имеют различия. Примерно как начинки в шоколадных конфетах.
11 июля 2013 г. глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко посетовал Интерфаксу, что ряд импортируемых в Россию украинских продовольственных товаров вызывает «всё большую тревогу» у его подчиненных. Главный санитарный врач подчеркнул, что Роспотребнадзор неоднократно предупреждал Украину о нарушениях по качеству продукции. По словам Онищенко, подобная ситуация недавно была с украинскими сырами. «Были сыры, болезненная тема, но всё забылось. Надо выстраивать нормальные отношения по контролю качества продукции, а не наступать на одни и те же грабли. Сейчас выплыла новая тема», – заключил он.
Новой выплывшей темой оказались кондитерские изделия украинской компании «Рошен». 29 июля 2013 г. Геннадий Онищенко сообщил о том, что санитарная служба России запретила ввозить с Украины конфеты и шоколад указанного производителя. По его словам, это связано с выявленными нарушениями: в украинском шоколаде неожиданно обнаружились «признаки серьезных проблем, связанных с обеспечением
безопасности данного вида продукции». В частности, в молочном шоколаде как будто был обнаружен опасный канцероген бензопирен.
Оказывается, Роспотребнадзор с некоторых пор заподозрил в продукции «Рошен» что-то неладное. Когда контролеры отобрали из московских магазинов для экспертизы кондитерские изделия, произведенные на украинских фабриках компании, то пришли к выводу, что шоколад не соответствует заявленным параметрам. «Наши подозрения оправдались, о чем мы искренне сожалеем. Выявленные нарушения дают нам основания ставить вопрос о введении запрета на ввоз всей продукции данной фирмы», – заявил Онищенко, добавив, что таможенные органы уже в курсе запрета. Вместе с тем было сразу принято решение гнать прочь с российских прилавков «Сливку-Ленивку», «Кислинку», «Корову Мушку» и другие сладости, которые производят фабрики «Рошен».
Основанная в 1996 г. корпорация «Рошен» является одной из крупнейших кондитерских компаний на Украине. В нее входят четыре украинские фабрики: киевская, мариупольская, кременчугская и винницкая. Также производственные мощности «Рошен» расположены в российском городе Липецке, в Литве и Венгрии. На всех этих предприятиях трудятся более десяти тысяч человек.
Ассортимент кондитерской корпорации насчитывает 200 видов сладостей: шоколадные и желейные конфеты, карамель, шоколад, вафли, бисквитные рулеты и печенье. Общий объем производства на 2012 г. составил 450 тыс. тонн. Из ассортимента продукции наиболее известным является торт «Киевский» производства кондитерской фабрики им. К. Маркса. Продукция «Рошен» реализуется преимущественно в государствах СНГ – Армении, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, а также в странах Прибалтики, в Германии, Израиле, Канаде, США. Однако большая доля экспорта корпорации приходится на российский рынок. Если брать в расчет, что по оценкам экспертов около 50% импортируемой в Россию кондитерской продукции поступает из Украины, запрет на изделия фирмы «Рошен» может существенно повлиять на баланс спроса и предложения на данном рынке.
Сообщение о запрете ввоза и реализации в России продукции «Рошен» для украинских кондитеров стало неожиданностью. Центральный офис корпорации в Киеве утверждает, что официальных документов, подтверждающих заявление руководителя Роспотребнадзора, там пока не получали. «Официальная информация нам не поступала, она даже не поступала в те точки продажи в Москве, где российские органы брали продукцию на исследования», – говорят представители «Рошен». Более того, украинские кондитеры клянутся, что «соблюдают все необходимые санитарные нормы, выполняя требования государственной нормативной документации Украины и РФ» и в адрес компании вообще никогда не поступало никаких официальных претензий от российской санитарной службы. Все четыре украинские фабрики, с чьих конвейеров сходили признанные опасными фирменные сладости, совсем недавно оснастили самым современным оборудованием, работа которого исключает нарушение технологии. Тогда за что продукция компании «Рошен» подверглась опале в России? Не за название же, образованное отбрасыванием первого и последнего слогов от фамилии основателя и безраздельного владельца корпорации Петра Порошенко. Впрочем, может быть, закавыка именно в этом.
Пётр Порошенко – персона известная не только в деловых кругах Украины, но и на мировой политической арене. Будучи одним из самых богатых украинских магнатов, миллиардер Порошенко до 2005 г. занимал пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, с 2007 по 2012 г. возглавлял совет Национального банка Украины, совмещая эту должность с постом министра иностранных дел, а с марта по ноябрь 2012 г. успел поработать министром экономического развития и торговли Украины.
Собственный бизнес Порошенко начал с торговли какао-бобами. В 1990-е гг. он приобрел несколько кондитерских предприятий, впоследствии объединив их в группу «Рошен», ставшую крупнейшим производителем кондитерских изделий на Украине. Созданные им предприятия кондитерской промышленности принесли ему огромное состояние и прозвище «шоколадный король». В настоящее время бизнес-империя Порошенко включает в себя верфь «Ленинская кузня», телекомпанию «5 канал», а также несколько автомобильных и автобусных заводов, объединенных в корпорацию «Богдан». До 2010 г. «Богдан» контролировал четвертую часть автомобильного рынка Украины. Однако сегодня, как считают аналитики, это объединение удерживает не более 15% украинского автобизнеса. Тем не менее недавно Петру Порошенко удалось протолкнуть законопроект, дающий выгоды производителям автотехники Украины, но вместе с тем существенно осложняющий продвижение российского автомобильного импорта.
После вступления в ВТО Россия должна постепенно снижать таможенные пошлины на импортные автомобили. Для защиты своего рынка от импортеров машин, прежде всего низкого ценового сегмента, российские власти ввели с 1 сентября 2012 г. так называемую программу утилизации. Теперь при ввозе автомобилей в Россию импортеры платят утилизационный сбор, который косвенно компенсирует потери от снижения таможенных пошлин.
Эти маневры не на шутку встревожили украинских производителей автотехники, до 90% экспорта которых приходится на российский рынок. Продажи украинских машин в Россию оказались под большим вопросом, поскольку они стали неконкурентными из-за повысившейся стоимости. Правительство Украины ответило на действие российской стороны зеркально – вводом утилизационного сбора на ввозимые в страну автомобили из России. Соответствующее постановление было принято правительством 13 сентября 2012 года. Украинское правительство не скрывает, что основным мотивом для новаций стало не столько решение вопроса утилизации непригодной в их стране техники, сколько желание больнее «ущипнуть» россиян. «Если и мы тоже на российские машины введем какую-нибудь плату за утилизацию, то российские автомобили, которые приходят на наш рынок, будут стоить на тысячу долларов дороже и украинцы не будут их покупать», – прямо заявил тогда премьер-министр Украины Николай Азаров.
Также не скрывается, что главным лоббистом украинского закона об утилизационном сборе с российского автомобильного импорта является Пётр Порошенко, возглавлявший в то время министерство экономического развития и торговли. Накануне заседания правительства с просьбой посодействовать в принятии этого постановления он обратился к Виктору Януковичу. По его словам, сильное сопротивление импортеров не давало возможности кабинету министров обнародовать постановление о введении утилизационного сбора ранее. Документ был принят на следующий же день после обещания президента «поотрывать головы» чиновникам, о чем потом писали все украинские СМИ.
В настоящее время Россия и Украина ведут затяжные переговоры о взаимном неприменении сборов на утилизацию автомобилей, поскольку на практике это обернулось убытками для потребителей с обеих сторон. Пока в этой таможенной тяжбе заключено лишь перемирие. Тем не менее украинские автомобильные магнаты, несмотря на дипломатическую риторику, продолжают отстаивать свои позиции, связанные с ограничением импорта автотехники. «Есть цифра, которая меня шокирует: сейчас девяносто процентов продаваемой на Украине продукции машиностроения импортного происхождения», – считает Пётр Порошенко, потерявший из-за санкций России порядка 17 млн долларов. И хотя сейчас он уже не является членом правительства, однако лоббирование интересов украинского автобизнеса продолжают связывать с именем Порошенко, который одним из первых усмотрел в автомобильном импорте из России угрозу для окружающей среды Украины. Неудивительно, что российская сторона теперь усмотрела в его шоколаде угрозу для своих потребителей.
Впрочем, глава Роспотребнадзора настаивает на исключительно санитарном характере санкций, наложенных в России на кондитерскую продукцию компании Петра Порошенко. «Что бы они там ни кричали, не искали в этом какую-то компоненту политическую, не найдут, – заявил Онищенко, – потому что есть объективные данные, говорящие о том, что качество не соответствует заявленным требованиям». Таким образом, главный российский санитар призвал не искать какой-то политической подоплеки в запрете на ввоз украинских конфет «Рошен» в Россию, так как, по его словам, там ее просто нет.
Возможно, политики в этом и нет. Ну вот нисколечко. Чисто бизнес…
Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ