Взаимная неприязнь нашего народа и нашей же власти столь велика, что о ней (неприязни) уже можно говорить как о некоем противостоянии со всё нарастающим градусом. Давление пара увеличивается с каждым днем, и нам остается лишь гадать, в каком месте прорвет этот «слепой» котел, где у него самые тонкие стенки.
Да, митинги протеста еще не столь многочисленны, но их география неуклонно расширяется. Да, на улицах наших, слава богу, пока нет баррикад, но каждый из нас уже давно определился: он за или против. И на сердце неспокойно – есть предчувствие чего-то недоброго, словно дошли до края и вот-вот заглянем в бездну.
На сегодня положение таково, что самым слабым местом в этом котле может стать ситуация, сложившаяся в жилищно-коммунальной сфере, которую кроме как издевательством правительства над народом не назовешь.
Несмотря на неоднократные путинские обещания обуздать пресловутый тариф, коммунальные платежи растут как на дрожжах вопреки обещаниям и логике. При этом технология формирования этого самого тарифа для потребителей – тайна за семью печатями.
Как отметили архангельские участники всероссийской акции протеста, организованной КПРФ под девизом «Скажем «нет» росту цен и тарифов»: «Сегодня с нас дерут три шкуры за тепло и воду, завтра начнут брать плату за воздух».
А воронежские активисты предложили свой способ борьбы с произволом властей – за коммуналку не платить вообще!
Массы действительно приходят в движение, что неудивительно – терпение народа не бесконечно.
Люди начинают понимать, что увещеваниями да призывами горю не поможешь, пора уже как-то более конкретно обозначать свою позицию, действовать.
Объединяются и действуют. К примеру, в Перми граждане подали в суд на поставщика тепла – местную сетевую компанию. Данная структура, по их мнению, регулярно наваривается за их счет.
«Только в прошлом году тариф на отопление и водоснабжение менялся три раза. Причем, как вы понимаете, не в сторону уменьшения. Почему он растет – большая загадка», – рассказала в эфире телеканала «Россия 24» жительница Перми, председатель ТСЖ «Комсомольский проспект, 94» Римма Шерстнева.
Уж если председатель товарищества собственников жилья не имеет представления, как формируется цена, что тогда говорить о простых жильцах!
Пресс-секретарь фирмы-ответчика ООО «Пермская сетевая компания» Михаил Топильский, выступая от имени руководства, оправдывает грустную арифметику ремонтом и перекладкой сетей. Дескать, это очень затратное дело. А с кого ж еще взять денег на ремонт, как не с потребителей!
Однако членам пермской ассоциации ТСЖ, которые, собственно говоря, и пошли в суд, такие объяснения кажутся невнятными, требующими специального разбирательства.
Под крылом у ассоциации 37 многоэтажек. Если их переложить на жильцов, это будет 10 тысяч человек. Вот они-то и слились в единое ядро пермского протеста, проламывающего дубовый частокол тарифа.
Свое обращение в суд подкрепляют выводами контрольно-счетной комиссии – она с подачи Законодательного собрания Пермского края полгода шерстила Региональную энергетическую комиссию, которая устанавливает этот самый тариф. В результате назвала экономически необоснованными затраты на общую сумму 800 миллионов рублей.
Члены ассоциации ТСЖ полагают, что деньги эти были изъяты с горожан и теперь должны быть им возвращены.
Арбитражный суд в апреле будет рассматривать это дело, кстати, уже в восьмой раз.
Заявление подано, заседание назначено, сроки определены, а меж тем жители Перми успели получить очередные коммунальные жировки с обновленными цифрами.
Что ж, будем следить за развитием событий, поскольку пермское дело представляется нам весьма показательным, могущим создать прецедент.
Словно бы в поддержку Перми взбунтовался и Салехард. Город ни много ни мало решил отказаться от услуг управляющих компаний. Структуры, к слову, весьма и весьма сомнительные. Их называют избыточными, ненужными посредниками. И не зря. К примеру, в том же Салехарде их двадцать единиц, при этом рентабельны только две. Остальные или погрязли в долгах, или проходят процедуру банкротства.
При этом УП задолжали ресурсоснабжающим организациям 300 миллионов рублей. И долги за воду, газ и свет продолжают расти как снежный ком.
К тому же новые управляющие компании возникают и исчезают столь часто, что платежи потребителей просто не успевают проходить.
Понятно, что власти Салехарда просто вынуждены были как-то отреагировать на эти сигналы. И отреагировали. Причем самым радикальным образом. Администрация города решила, условно говоря, все эти управляющие компании упразднить, а для управления жилыми домами создать единую муниципальную управляющую компанию города.
То есть почти вернуться к такой четкой и понятной советской модели ЖКХ. Специалисты говорят, что это вполне реально. Мощности, необходимые для обслуживания такого количества жилфонда, сохранились с прежних времен. Аварийная служба также родом из СССР, а потому надежна и испытана, укомплектована квалифицированными кадрами «с традицией». Необходимо, правда, произвести модернизацию автопарка, но это мелочи.
По плану до конца текущего года муниципальная управляющая компания будет обслуживать 80 процентов жилого фонда города. А уж если северный Салехард с его лютым климатом отважился на такой эксперимент, может, и другим городам присмотреться к этой модели?
Кажется, наэкспериментировались, наигрались мы с рынком в ЖКХ вдоволь. Пора бы чему-то научиться, использовать уже имеющийся опыт, не наступать снова и снова на одни и те же грабли. Нет, ничего не учитываем – ходим по кругу, и всё наше коммунальное хозяйство существует по принципу «авось». Авось оно куда-нибудь да вывезет. Теплотрассы в прорехах, котельные доживают свой срок, профильные заводы уничтожены.
Законы не работают, правила игры не определены.
Словно кто-то нарочно мутит воду, взбаламучивает всю эту жэкахашную сферу, не дает навести в ней порядок, определиться с законами, четко расписать тарифы. Впрочем, понятно, кому выгодна вся эта вакханалия – дельцам от ЖКХ, которых крышуют наши чиновники. В мутной воде рыбку ловить ведь легче. Иными словами – безнаказанно обирать и обирать людей.
Александр КАЛУЦКИЙ
Александр КАЛУЦКИЙ