Около года назад вы напечатали заметку «Новые ивановичи». Читали ее мои подруги с интересом, говорили, что и про детей, и про положение матерей написано верно. Дети были еще маленькие, а у нас появились свои наблюдения и размышления, связанные и с воспитанием, и с политикой государства в области демографии.
Первая и самая важная проблема – отсутствие мест в детских садах. Если женщины, которые живут в поселках и небольших районных городках, об этом в общем-то не задумываются, то в Вологде очередь в детский сад насчитывает несколько тысяч детей. При этом сняты льготные категории, например матери-одиночки. Объясняется просто: многие семьи живут гражданским браком, так что матерей-одиночек по документам очень много. Нет льгот матерям, у которых родились двойни. Мне сказали: «Не факт, что обе ваши девочки попадут в детский сад, может быть, в этом году только одна. Или распределит компьютер (сейчас все автоматизировано) в разные детские сады». Моя подруга тоже в такой ситуации, но ее еще и на работе не ждут. Там говорят, что дети будут болеть, она часто будет на больничном, предприятию это невыгодно. Поэтому ей дадут такую работу, что через неделю сама уволится. Еще многим женщинам непонятно, почему деньги по уходу за ребенком платят до полутора лет, а в детский сад ребенок попадает, как правило, в среднем не раньше, чем в 2,5–3 года из-за очереди. А на что жить?
Валя живет в деревне и воспитывает Матвея, получает сейчас около 3 тысяч в месяц. Не представляю, как они живут. Органы соцзащиты оказывают им помощь, но редко. Кроме того, чтобы помощь получить, надо писать подробные объяснительные, зачем она тебе. Будто и так не ясно. К тому же многие матери из материально необеспеченных, но благополучных семей стали сейчас бояться ювенальной юстиции. Если хоть раз попадаешь в поле зрения соцслужбы или опеки, то есть опасность, что ребенка могут отобрать. Отец ребенка Вале не помогает, его как нелегального мигранта поймали в Казани, куда он уехал с Вологодчины на заработки, и выдворили на родину.
Еще одна подруга, у которой трое детей, возмущается, что на третьего не дают дополнительное пособие до трех лет (около 6 тыс. руб.), так как работает она на двух работах и прожиточный минимум в их семье «достигнут», перебор в 200 рублей, поэтому не положено. Получается, что чем больше женщина работает, тем меньше помощь государства.
Еще один важный вопрос у молодых мам – воспитание детей. Здесь родительницы делятся на два лагеря: либералы и консерваторы. Первая категория мам воспитывает детей по-современному. Очень много телевизора, причем ребенок смотрит всё подряд, мультфильмы, в основном американские, любят дети газированные напитки, быстрое питание. Мальчик 12 лет из семьи моих друзей заявил: «Хочу быть футболистом». Купили парню форму, спортивную обувь, мяч, записали в секцию, спортивные данные отличные. Через две недели всё бросил, не занимается. Почему? Оказывается, бегать много надо, тяжеловато. Тренеру сразу сказал, что будет только вратарем. На вопрос: «почему?» ответил, что вратарь особо не напрягается, а денег получает много. Мальчик в интернете уже узнал, сколько зарабатывают футболисты и ему хватит на первое время. В армию идти в будущем не хочет. Зачем армия, если есть «стрелялки» в компьютере. Главная цель в жизни – «купить крутую тачку». Читает с трудом, после прочтения одной страницы текста у него болит голова, тошнит. Родители думали, что притворяется. Невролог сказал, что у 40% детей такие расстройства. Любое умственное напряжение приводит к головной боли, мозг не привык перерабатывать информацию.
Есть мамы-«консерваторы», сама такая и часть знакомых женщин. Мне нравится воспитывать детей патриархально, хотя часто это осуждают. Говорят, что вырастут несовременными, застенчивыми и слишком правильными. Не уверена. Мы смотрим всей семьей советские мультики, из современных только «Машу и медведя», рисуем, читаем сказки. Причем очень нравятся русские и немецкие сказки. Из фильмов почему-то любят дети китайские про кун-фу. Кстати, считаю китайскую и японские методики воспитания детей самыми верными. Еще интересно, как дети маленькие реагируют на лица незнакомых людей в телевизоре. Как-то наблюдала: подошли к экрану (была программа новостей), стали гладить изображение Лукашенко и говорить: «Деда хороший». Следующая телевизионная картинка и реакция другая – «фу». Уже что-то понимают, и понимают правильно. И это радует.
Н. ГИЛЁВА
г. Вологда