У РУССКОЙ православной церкви многовековая, сложная и неоднозначная история. Были взлеты и падения, свершения и прегрешения (расколы). В течение многих лет она ревностно и верноподданнически служила самодержавию. В качестве государственной религии была одним из главных его оплотов. Вот как характеризовал ее выдающийся знаток русской жизни, блестящий литературный критик, народный просветитель В. Белинский: «Православная церковь всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма... поборницей неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницей братства между людьми… распространительницей невежества, обскурантизма и мракобесия... России нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью и строгое, по возможности, их исполнение» (В. Белинский. Современные заметки. С. 303, 305).
А вот мнение представителя союзной Франции, ее посла при царском дворе в Петрограде Мориса Палеолога: «Изучая теорию и теологию Русской православной церкви, «истинной церкви Христовой», приходится признать характерными ее чертами: консервативный дух, незыблемую неподвижность догмы, уважение к канонам, большое значение формул и обрядов, рутинную набожность, пышный церемониал, внушительную иерархию, смиренную и слепую покорность верующих... Русский народ гораздо менее религиозен, чем кажется... Достаточно немного проникнуть в его сознание, чтобы открыть в нем неопределенную, смутную, сентиментальную и мечтательную веру, очень бедную элементами интеллектуальными и богословскими, всегда готовую раствориться в сектантском анархизме. Надо затем принять во внимание строгое и унизительное подчинение, которое царизм всегда налагал на церковь и которое превращало духовенство в своеобразную духовную жандармерию, действующую параллельно с жандармерией военной...» (М. Палеолог. Царская Россия накануне революции. С. 330, 331, 374).
Русская православная церковь враждебно встретила Октябрьскую народную революцию. Как известно, РПЦ постоянно приучала верующих к смирению и покорности, убеждая в том, что монархический режим незыблем и вечен, что православные не имеют права на социальный протест, должны страдать, молиться и уповать на царство небесное. Если русский генерал-патриот А.Брусилов призвал генералов и офицеров старой армии признать советскую власть и сотрудничать с ней, то глава РПЦ патриарх Тихон подверг ее анафеме. В разразившейся ожесточенной гражданской войне многие священнослужители выступили на стороне белогвардейцев-контрреволюционеров. Вряд ли в этих условиях РПЦ могла ожидать к себе со стороны новой власти благосклонного отношения. Ответ ее был суровым, и не обошлось без крайностей. Но на войне как на войне. Вопрос стоял: кто кого. Кстати, большинство русского народа, считавшегося православным, не поддержало Церковь, которая в решающий исторический момент оказалась не с народом.
Со временем отношения между Советским государством и РПЦ стали налаживаться. Новое ее руководство признало Советскую власть. Было восстановлено патриаршество. Открылся ряд церковных храмов, включая Троице-Сергиеву лавру с Духовной академией.
В годы Великой Отечественной войны РПЦ заняла патриотическую позицию, оказывала моральную поддержку и посильную материальную помощь сражающейся с врагом Красной армии. После войны РПЦ активно поддерживала миролюбивую внешнюю политику Советского государства, участвовала в рядах движения сторонников мира. В обращении к И.В. Сталину руководители РПЦ митрополиты Сергий, Алексий, Николай писали: «Русской православной церкви особенно дорого то, что Вы своим сердцем почувствовали, что она действительно живет вместе со своим русским народов общей волей к победе и священной готовностью ко всякой жертве ради спасения Родины. Русская церковь никогда не забудет того, что признанный всем миром Вождь – не только Сталинской Конституцией, но и личным участием в судьбах Церкви – поднял дух всех церковных людей к еще более успешной работе на благо дорогого Отечества». Патриархи Сергий и Алексий I чтили и боготворили И.В. Сталина как истинного народного вождя. Нормальные отношения между Советским государством и РПЦ сохранялись в целом и после кончины И.В. Сталина. Досадным исключением стал лишь период хрущёвских волюнтаристских и антисталинских выходок.
КАЗАЛОСЬ, ничто не предвещало резкой перемены в позиции РПЦ. Но в начале 90-х годов прошлого века в стране произошел контрреволюционный переворот. И руководство РПЦ, ничтоже сумняшеся, пошло на сближение с новой буржуазной властью. Очевидно, дала себя знать сохранившаяся в среде немалой части высокопоставленных церковников предубежденность к «безбожной Советской власти». Корни такого крутого поворота лежат в дореволюционном прошлом РПЦ, когда она усердно служила имущим классам, пользовалась покровительством царской власти. Видимо, у нынешних иерархов РПЦ всколыхнулись надежды на восстановление при новом режиме своего дореволюционного привилегированного положения.
Между церковной верхушкой и антинародной буржуазной властью нашлось немало общего. Основой их сближения стали антикоммунизм, антисоветизм и приверженность к «священной» частной собственности. Они неплохо уживаются под сенью потрепанных монархических символов – двуглавого орла и предательского белогвардейско-власовского триколора. На этой же основе произошло примирение двух православных церквей – Московского патриархата и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), их договоренность о каноническом общении. Следует напомнить, что глава РПЦЗ митрополит Анастасий в первые же дни вероломного нападения нацистской Германии на Советский Союз направил Гитлеру верноподданническое послание. В нем он назвал его богоданным вождем, который освободит святую Русь от безбожного большевизма. В храмах РПЦЗ почти всю войну молились за победу Гитлера. И это несмотря на то, что он во всеуслышание заявлял о своем намерении уничтожить Россию и сровнять с землей обе ее столицы.
Священники РПЦЗ благословили марионеточную Русскую освободительную армия Власова на борьбу со сталинским коммунизмом. РПЦЗ до сих пор чтит этого предателя как русского патриота-освободителя, служит по нему панихиды. Принявший участие в IV Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом (Санкт-Петербург, 26–27 октября 2012 г.) управляющий Австралийско-Новозеландской епархией РПЦЗ протоиерей Михаил Протопопов напыщенно заявил: «Мы любили Россию и тогда, когда она переживала лихолетье советского ига... Нас радует то, что сейчас происходит. Это оправдание того, ради чего наши родители воевали в 1920 году».
Услышали мы и от патриарха Кирилла кощунственные слова о том, что вероломное нападение Гитлера на Советский Союз явилось божьей карой за прегрешения советской власти против церкви и за богоотступничество советских людей. Интересно бы узнать, а чьей карой было нападение кайзеровской Германии на императорскую Россию? Подобных высказываний высокопоставленных церковников немало, и мы не станем воспроизводить их подряд. Но одно всё же приведем, ибо по лживости оно бьет рекорды. Принадлежит оно главе синодального отдела РПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерею Д. Смирнову. Вот что он изрек: «То, что мы наблюдаем сегодня – коррупция, жажда наживы, корысть, – есть закономерный результат советского воспитания, в основе которого вульгарный материализм, а Бог материалистов – это деньги... Сегодня человек человеку – волк. И это результат советского ига» (ВПК. №3, 2011).
Церковное руководство выступает «за взаимодополняемое и деятельное соработничество власти, общества и Церкви во имя народного блага (?), за необходимость развития социального партнерства (известная буржуазная установка). Однако трудно понять, как Церковь представляет себе налаживание такого социального партнерства между грабителями и ограбленными. И о каком она глаголет соработничестве с властью, которая постоянно и грубо нарушает все известные христианские заповеди?! Одна грабительская приватизация чего стоит. А повседневная ложь и клевета власти?
Между прочим, при проклинаемой советской власти строго соблюдался моральный кодекс, по духу близкий Христовым заповедям. Это признают и сами церковники. Нынешняя буржуазная власть занимается не созидательным делом, а спекулятивным бизнесом. Она живет и действует по чужим законам и правилам. На людях крестится (и здесь очевидный обман), а поклоняется мамоне. В христианском представлении это злой дух, олицетворяющий сребролюбие и стяжательство. Как же может РПЦ взывать к налаживанию соработничества и партнерства со столь греховной властью?
Да, власть ищет поддержки у РПЦ, чтобы прикрыть свое буржуазное нутро мягким покровом благозвучного православия. И поэтому пытается привлечь на свою сторону РПЦ с помощью разного рода посулов, подачек, льгот и прочих благ. С этой целью в собственность РПЦ передаются многочисленные памятники истории и культуры, другая недвижимость, крупные земельные участки. РПЦ, видимо, не прочь стать, как и в царские времена, крупным землевладельцем и прочно вписаться в капиталистические отношения, хотя это и противоречит учению Христа.
На бюджетные деньги по всей стране развернуто храмостроительство. В одной только Москве предполагается соорудить 200 церквей. Где только Церковь и власть найдут искренних верующих для их заполнения? И всё это происходит в стране, где ощущается острая нехватка рядового жилья, детских садов и яслей, учебных и лечебных заведений. Но власть гнет свою линию, видя в Церкви идеологическую опору. Позволяет ей, вопреки положениям Конституции, внедряться в важнейшие государственные институты – в школу и армию. Церковники считают, что «безбожная армия не нужна России». Может быть, ей нужна такая, у которой на солдатских ремнях было выбито «Gott mit uns»? («Бог с нами»).
Сегодня настоящая воспитательная работа в гарнизонах подменяется религиозно-духовным окормлением. Странно наблюдать, когда священники окропляют «святой водицей» военнослужащих и военную технику, а на космодромах – ракеты. Но таким примитивным образом армию не укрепляют, не поднимают ее боевой дух. Церковь для этого и не предназначена. Боевые корабли (орудия войны) стали называть именами святых, как, к примеру, боевой корабль «Святитель Николай». На ракетоносце «Юрий Долгорукий» освятили походный иконостас.
Патриарх Кирилл нередко посещает университеты и академии, несет их питомцам слово божье, убеждает их в том, что наука – это тоже божий промысел, а ученый – это тот, кто исследует дела божьи. Патриарх ратует за приобщение к науке теологии (богословие). Буржуазная власть идет ему навстречу… В некоторых вузах уже появились факультеты и кафедры теологии. А для координации их деятельности при Московской патриархии создан совет по теологии. Вот так Церковь проникает в область высшего образования, берет его под свое духовное покровительство, дабы наука не очень дерзала, была смиренной овечкой. Как известно, церковники на дух не переносят теорию относительности, дарвиновскую теорию эволюции, а многие другие достижения науки считают проявлением бесовщины. Дело доходит до смешного, когда Церковь ополчается на игру в шахматы. А ведь она развивает математическое мышление, на котором держится вся мировая наука.
МЕЖДУ ПРОЧИМ, подобное соработничество Церкви и власти происходит в то время, когда страну захлестывают все мыслимые и немыслимые пороки и мерзости: организованная преступность, бандитизм, детская преступность, беспризорщина, позорная торговля брошенными или отлученными детьми, педофилия, наркомания, проституция, коррупция, производство поддельных товаров и лекарств. В стране произошла чудовищная культурная и моральная деградация. Бал правит низкопробный масскульт, пошлый шоу-бизнес. Каналы рекламного телевидения забиты разгульной голливудщиной, непристойным шутовством-скалозубством, разнузданным сексом и бесконечным насилием.
Русская культура оказалась на обочине общественной жизни. Резко сокращено преподавание русского языка и литературы в школе. Русскую классику постоянно кромсают и корежат, русско-советская классика вообще выброшена за борт. Школьные программы насыщают антисоветчиной во главе с «Архипелагом ГУЛАГ» Солженицына. Жаргоном, сквернословием и иностранщиной уродуется великолепный русский язык. Призывавший беречь его чистоту И. Тургенев небось не раз перевернулся в гробу.
Книжный рынок завлекает обывателя лубочной пестротой, дешевой детективщиной, плейбойской эротикой. Общественность до предела возмущена подобным разгулом макулатурщины и похабщины.
По словам известного журналиста «Литературной газеты» В. Рокотова, «страна отвела свое культурное поле под мусорный полигон. Она увлеклась магазинами, отринула смыслы и исполнилась высокомерной, презрительной, неслыханной пустоты. Целая орава творцов с антисоветской ржачкой, с полными ртами танатальных (смертомученических. – Прим. авт.) стихов, с эпатажами и гимнами эстетизму впряглись в процесс и потащили страну, созданную огнем истории, в холод и лед, в энтропию и гибель» (ЛГ. №5–6, 2012 и №2, 2013).
Другой, не менее известный журналист из этой газеты А. Кондрашов в своем очередном телеобзоре «Либеральная Хиросима» пишет: «Вместо коммунистических и православных идеалов – культ денег, насилия и гедонизма» (ЛГ. №52, 2012).
Всё, чем по праву гордился наш народ, подверглось современными варварами осмеянию и уничтожению. Скоро в наших людях не останется ничего подлинно русского. Особой изощренной обработке всеми средствами подвергается русская молодежь. Идет ее форменная дебилизация. Ее упорно и назойливо отлучают от всего национального и переключают на всё глобально американское. Власть настойчиво призывает молодежь пользоваться замусоренным, отравленным интернетом, созданным по заказу ЦРУ как информационно-психологическое, наступательное оружие американского империализма.
Многие наши люди не выдерживают творящегося в стране беспредела и покидают ее. За последние два десятилетия за рубеж выехало более двух миллионов самых подготовленных еще в советское время ученых, инженеров, специалистов и деятелей культуры. В результате в стране сегодня возник острый дефицит высококвалифицированных кадров, включая высокопрофессиональных рабочих. Зато невероятно разбух и сильно коррумпирован чиновничий аппарат. Образовался явный переизбыток различных менеджеров, торговых и финансовых дельцов, юристов, экономистов, политологов и телетрепачей… Непонятно, с какой стати вся эта непроизводительная, криминально-спекулятивная публика называет себя креативным классом. Она ничего путного не создает.
Иерархи Церкви не могут всего этого не видеть.
ЦЕРКОВНИКИ много говорят о вере, бьют тревогу по поводу ее ослабления, бичуют атеистов. Но у них она есть только своя и принципиально иная – вера в светлый человеческий разум, незамутненный никакой чертовщиной, в науку и научное познание мира. Только они способны вывести человечество из джунглей всяческой мистики, мифов, предрассудков и предубеждений.
Судя по всему, буржуи и иже с ними полагают, что православие может стать объединяющей национальной идеей. Для обоснования нее утверждают, что 80% граждан России являются православными людьми. Однако, по оценкам самих сведущих служителей церкви, в России всего около 10% верующих.
Еще В. Белинский в письме к великому Н. Гоголю писал о русском народе: «Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности... Мистическая экзальтация вовсе не в его натуре, у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огромность исторических судеб его в будущем» (В. Белинский. Современные заметки. С. 306).
Не сбросить со счетов и 75 лет советской власти, когда народ наш образовывался и просвещался, а средневековая набожность в нем не поощрялась.
Сегодня страна при буржуазном режиме оказалась в глубоком социально-экономическом и морально-культурном упадке. Благословлять и освящать его не по-христиански. Большой грех. Церковь должна быть с верующей частью трудового народа, которая также подвергается жестокому гнету и унижению.
Но не всё так мрачно и тягостно. И в церковной среде были и есть трезвые умы, которые серьезно озабочены разгулявшимся в стране чужеродным и чужеземным злом. Не все священники пропитались тлетворным буржуазным душком, не все в восторге от базарно-рыночного разгула в стране. Покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн сокрушался: «Россия во мгле. В хаосе лжи и смуты она бредет, истощает последние силы, сама не зная куда. Разоренная междоусобием, стяжательством и тщеславием, задыхающаяся в тисках экономического кризиса, межнациональных конфликтов и политических склок, одурманенная пропагандой разврата, насилия и вседозволенности, она чудом удерживается на краю пропасти, в мрачных недрах которой ее ждут ужасы государственного распада».
Протоиерей Дмитрий Арзуманов резко раскритиковал предложение Д. Медведева в бытность его президентом привлекать к преподаванию в школе успешных бизнесменов (вести уроки бизнеса). «Спрашивать у них, как надо жить, и выставлять их светочами для детей преступно, стыдно и уродливо. Приглашать в школу монстров бизнеса ни в коем случае нельзя». Говоря о специфике бизнеса в России, он отметил: «Она такова, что крупный бизнес связан с недрами, природными богатствами страны, которые разворовываются. То, что должно принадлежать народу, приватизировано и продолжает расхищаться. Это грязные деньги».
Священник Д. Дудко: «Коммунизм возник на почве того, что в мире творится неправда, земные блага распределены неправильно, если хотите, возник даже на почве жалости к бедным и обиженным. Это правда коммунизма. Земная правда» (Д. Дудко. Наш современник. №4, 2001).
Три священника Ижевской епархии РПЦ в открытом письме патриарху Кириллу призвали его «прекратить позорную практику слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами, позаботиться о том, дабы наш народ видел Вас не только благословляющим, но и обличающим их».
Трезвые голоса раздались и из самой Московской патриархии.
Нельзя не согласиться с патриархом Кириллом, недавно заявившим: «В угоду комфорту и наслаждениям люди отказываются от следования нормам морали. Так постепенно размываются границы греха и праведности и в моду возводится (кем?) то, что издревле считалось недостойным человека: пьянство, наркомания, разврат, проституция, гомосексуализм. Общество всегда было больно пороками, но именно в наше время, как и во времена упадка римской и иных цивилизаций, они считаются социально одобряемыми» (Русский вестник. №2, 2013).
Все отмеченные и не отмеченные патриархом пороки расцвели пышным цветом именно при нынешнем буржуазном режиме. И в борьбе с ними вполне возможно сложение здоровых, нравственных сил РПЦ и КПРФ. Есть еще одна весьма важная область, где возможны диалог и совместные выступления. США и российская либеральная пятая колонна рассматривают КПРФ (коммунизм) и РПЦ (православие) как две серьезные преграды на пути тотальной глобализации России по-американски.
Казалось бы, сам Бог велел Русской православной церкви служить своему народу, трудящимся верующим, защищать их социально-экономические права, общественные свободы и нравственные устои. Однако, к сожалению, соработничество Московской патриархии с буржуазной властью говорит об ином.
Если РПЦ действительно намерена исполнять миссию реального, а не заоблачного спасения земного человека, она должна в духе истинного христианства заклеймить (предать анафеме) капитализм – это воплощение мирового зла с его бесконечными кровавыми войнами, хроническими экономическими кризисами, многочисленными преступлениями против человечности.
А. АНУЧКИН-ТИМОФЕЕВ
Москва