Юрий Васильевич Бондарев, советский писатель-классик, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, воин-победитель в сражении за Сталинград в 1942–1943 годах, требует вернуть городу-герою на Волге его истинное имя, имя исторической славы – СТАЛИНГРАД. Писатель неоднократно взывал к совести и разуму правителей относительно исполнения ими нравственного и государственного долга перед Родиной – возврата городу его настоящего имени. И сейчас, накануне семидесятилетия Сталинградской Победы, со страниц нашей газеты вновь обращается Юрий Бондарев.
– У меня нет никаких сомнений, что Сталинградская битва была величайшей из всех битв на земле. Второй такой битвы невозможно назвать в истории. Мы знаем, Сталинград не сравним ни с чем.
Во-первых, это была битва, которая сыграла не только огромную политическую роль для всего мира. Она явила миру стойкость, волю, мужество, самоотверженность, которые выявил и показал Советский Союз, Советская Россия. Ни с чем это сравнивать нельзя! Это я говорю не потому, что мне хочется преувеличивать.
Нет, я нисколько не преувеличиваю. Мне, наоборот, даже не хватает слов, чтобы сказать об этом так, как я это чувствую, найти точные, самые весомые определения. Я сам был в Сталинграде, знаю эту битву очень хорошо. Я написал о ней роман «Горячий снег».
Этот город должен быть СТАЛИНГРАДОМ!
Потому что этими операциями руководил именно он – СТАЛИН!
Там было много прекраснейших полководцев, сыгравших большую роль в этой Победе. Но во главе всего был он, ВОЖДЬ!
И Сталинграду повелением свыше назначено носить имя ВОЖДЯ.
То, что город был переименован в Волгоград, – тяжелейшая несправедливость. Это сделал Никита… его субъективная ненависть проявилась… Я бы мог рассказать, в чем всё дело, даже в связи с его сыном, об этом мне многое известно. Но о Никите я говорить не собираюсь. Мне даже не хочется это вспоминать накануне юбилея Сталинградской битвы.
В отношении Сталинграда я писал не один раз. Сталинград со мной всегда – в моих романах, статьях, эссе. Мы тогда одолели грозного, сильного врага. А бой за возврат Сталинграду его настоящего имени длится уже несколько десятилетий.
– Юрий Васильевич, вам, конечно, известно, что для некоторых сегодня уже и Мамаев курган теряет свое значение как символ Сталинградской битвы. Ищут новый «бренд»…
– Так происходит потому, что попираются наши святыни. Сколько в последнее время было высказано тлетворных слов о войне, о русском солдате, о нашей Победе…
А Мамаев курган – это же алтарь. Это центр Сталинградской Победы. После того сражения там было больше осколков, чем земли. Мамаев курган – место героизма, великого подвига наших людей, их самоотверженности. Чтобы там ни придумывали, но Мамаев курган был, есть и будет неизменным символом и величайшим памятником Сталинградской Победы.
– Что, по-вашему, принесло бы обществу возвращение городу, разгромившему фашистов, имени Сталинград?
– Надежду. Народ ее теряет. Да и как можно смириться с тем, что для всего мира Сталинград есть, а для нас, получается, Сталинграда нет? Весь мир знает и помнит Сталинград, признает его значение. В ряде стран названы именем Сталинград площади, здания. В той же Франции. В годы, когда я часто ездил по Западу, мне задавали много вопросов о Сталинграде. К Сталинграду относятся с уважением везде. Это наша гордость.
– Но власть упорствует, не возвращает отнятое имя нашему Сталинграду, сколько ни просят об этом президента ветераны, патриотические объединения, дети и внуки участников Сталинградской битвы…
– Да, вместо восстановления имени наснимали лживых фильмов. Перекраивают, перекрашивают нашу историю. А могли бы к юбилею снять талантливый фильм о Сталинграде, чтобы новое поколение почувствовало накал, пульс, запах того Сталинграда, его воздух, людей, всю атмосферу, которая была тогда. Но кто сегодня возьмется за такой фильм? Хотя… может, и появится гениальный режиссер, сценарист. Всё возможно на этом белом свете.
Но главное, чтобы такой фильм не власть заказала, а сама история, общество. Тогда это будет тот фильм, который мы ждем.
А сейчас мы обязаны всем миром добиться возвращения городу его имени – СТАЛИНГРАД!
Записала Галина ПЛАТОВА