Атака на социалистическое сельское хозяйство
В результате проведения либеральных экономических «реформ» в период с 1991 по 2010 год научный социально-экономический и производственный потенциал России подвергся системному разрушению. Особо тяжелый ущерб понесли производительные силы сельского хозяйства.
Главный удар врагами России был нанесен по крестьянству, как самому созидательному классу российского общества. Именно крестьянство хранит непосредственную связь с землей, исповедует принципы общинности, коллективизма, взаимопомощи и долга.
Этот смертоносный удар делался не по невежеству «реформаторов», не знающих, что творят, а осознанно и целенаправленно. Одним из главных «прорабов перестройки» и «реформ» был член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев, который давал исполнителям такие указания: «Нужны воля и мудрость, чтобы постепенно разрушить большевистскую общину – колхоз. Здесь не может быть компромиссов, имея в виду, что колхозно-совхозный агрогулаг крепок, люмпенизирован беспредельно. Деколлективизацию надо вести законно, но жестко».
Предатель партии, государства и народа, рассуждая о крепости колхозно-совхозного строя, знал, к чему призывал своих преступных подельников. Действительно, колхозы, базирующиеся на коллективной форме собственности, были крепкими социально-экономическими предприятиями. Они были преемниками крестьянской общины, существовавшей в России на протяжении веков.
Еще в первой половине VI века историк и писатель Прокопий Кесарийский, участник военных походов византийского императора Юстиниана I, повествуя о славянах, писал: «Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются общим делом». В российской истории этот принцип организации общественной жизни нашел выражение в вечевом самоуправлении, широко практиковавшемся в Древней Руси. Вече, по определению О.А. Платонова, – это сход жителей большого или малого сельского населенного пункта, а также города или княжества в целом. По недоразумению у многих русских людей бытует ошибочное представление о том, что механизм управления посредством вече использовался только в Новгородской республике (1136–1478 гг.). На самом деле в русских летописях вечевое управление отмечается в Белгороде под 997 годом, в Новгороде Великом соответственно в 1016, в Киеве – в 1068, во Владимире-Волынском – в 1147, во Владимире-на-Клязьме – в 1157, в Полоцке – в 1159, в Переславле – в 1175, в Рязани – в 1177, в Смоленске – в 1185 году. В этих городах вече принимало решения о приглашении или изгнании князя, что убедительно свидетельствует о народном характере власти на Руси.
Важнейшим принципом организации хозяйствования на земле при общинном и колхозном строе было народное самоуправление, представляющее собой непременное условие построения социалистических отношений в обществе. Коллективное сельское хозяйство в союзе с государственной промышленностью при едином народнохозяйственном планировании и управлении составляли фундамент развития социалистической экономики России в лице СССР. Общественная (государственная и коллективная) собственность обеспечивала планомерный и бескризисный рост экономики в интересах всего народа.
Решить задачу уничтожения социалистической России без разрушения ее коллективного сельского хозяйства было невозможно, поэтому по заданию мирового правительства («Комитет 300») спецслужбами США, Англии и Израиля была сформирована многочисленная пятая колонна во главе с Горбачёвым, Медведевым, Шеварднадзе, Яковлевым, которым было поручено начать разгром России с уничтожения общественной собственности на средства производства, и прежде всего на землю. Для реформирования сельского хозяйства подобрали и соответствующих преступной задаче исполнителей. Это были не имеющие никакого отношения к жизни крестьянства, ненавидящие сам образ жизни русского народа Гайдар, Чубайс, Немцов, Явлинский, Черниченко и им подобные, которые, провозгласив нелепый и лживый лозунг «только фермер накормит страну», принялись за дело, обернувшееся уничтожением продовольственной безопасности страны.
Масштабы разрушения аграрно-промышленного сектора экономики России приведу в нескольких обобщающих таблицах.
Как видно из приведенных данных таблицы 1, за 20 лет «реформирования» среднегодовой объем производства зерна сократился на 20%. В последние годы резко возросла амплитуда колебания сбора зерна по годам под влиянием погодных условий. Так, например, в 2008 г. было собрано 108 млн тонн, а в 2010-м – только 61 млн тонн, то есть почти вдвое меньше. Такое положение с производством зерна разрушает устойчивость экономики всего сельского хозяйства, особенно животноводства, и перерабатывающей промышленности (таблица 2).

За анализируемый период также резко сократилось поголовье птицы – с 660 до 400 млн голов. Приведенные данные свидетельствуют о катастрофическом разгроме животноводства, важнейшей отрасли хозяйства, обеспечивающей население наиболее ценными продуктами питания.
Падение производства мяса (таблица 3) привело к резкому белковому дефициту в рационе питания большинства населения страны, что наносит тяжелый ущерб физическому и интеллектуальному здоровью людей, особенно в детском возрасте.

Вызывает изумление нелепость и лживость объяснения разрухи в животноводстве высшими руководителями РФ. Сокращение производства мяса крупного рогатого скота за время реформ (1991–2010 гг.) в 2,6 раза произошло, по утверждению президента В.В. Путина, потому, что в СССР не было мясного животноводства. Выступая после избрания его на третий срок в Государственной думе, он разъяснял своим единомышленникам депутатам-единороссам, что на мясо забивали только старых, беззубых и тощих коров, которые уже не давали молока.
Президента, по-видимому, подвели его спичрайтеры. В действительности это совсем не так. И вот почему. Во-первых, в стране довольно широко были распространены такие уникальные породы мясного крупного рогатого скота, как калмыцкая, казахская белоголовая, герефордская, а также мясомолочные породы – красная степная, симментальская, швицкая, костромская и другие. Во-вторых, как показано выше, в 1990 г. в России было 20,5 млн коров, от них получали 20 млн телят, половину из них составляли телочки, а половину бычки. Телочки выращивались для пополнения маточного стада, а 10 млн бычков поступали в специализированные откормочные хозяйства, где их забивали в двухлетнем возрасте. Это был главный источник производства высококачественной молодой диетической говядины. То, что объем производства не обеспечивал потребления этого ценнейшего продукта населением страны по научно обоснованным нормам, рекомендуемым Институтом питания Академии медицинских наук СССР, – это неоспоримый факт, но несомненно и то, что шло неуклонное приближение к этим нормам.
Не менее нелепыми и лживыми являются и предпринимаемые меры по преодолению нынешней критической ситуации с производством мяса. Это наглядно продемонстрировал премьер-министр РФ Д.А. Медведев. В мае текущего года он прибыл в мою родную Брянскую область, чтобы на землях, зарастающих чертополохом, организовать «цивилизованный бизнес» в сфере мясного животноводства путем завоза и разведения животных, вывезенных из Австралии. Для ухода за ними пригласили американских ковбоев. Бравые парни прибыли в «медвежью» Россию на три года, чтобы научить нас уму-разуму. А почему бы и нет? Для них построены элитные одноэтажные дома, положена зарплата в 5 тыс. долларов (155 тыс. рублей) в месяц. Уместно отметить, что средняя зарплата моих земляков, работающих в сельском хозяйстве, не превышает 10 тыс. рублей. При этом до 1/3 трудоспособного населения вообще не имеет работы. Многие едут в Москву или другие города вдоль Киевской железной дороги, чтобы получить хоть какую-то работу, затрачивая на дорогу чуть ли не полжизни.
Премьер-министр не обратил внимания на то, что вокруг показушной фермы некая компания «Мираторг» скупила большие площади сельхозугодий. Многие сельские жители из-за нищеты вынуждены были продать свои земельные доли и остались на пятачках в 15–25 соток. Вокруг колючая проволока, выпас скота и заготовка кормов невозможны, потому что новые землевладельцы всё кругом огородили. Таков результат «реформ», которые либеральные власти РФ намерены продолжать и впредь.
Важным показателем, характеризующим социально-экономическую организацию сельскохозяйственного производства, является структура получаемой продукции по категориям хозяйствования и ее изменение в динамике за 20 «реформенных» лет (таблица 4).

Хотя за время «реформ», разрушивших колхозы и совхозы, доля предприятий, базирующихся на коллективных формах организации труда, в общем объеме валовой продукции в денежном выражении снизилась с 75 до 45%, тем не менее в натуральном выражении они остались основными производителями важнейших сельскохозяйственных продуктов. В 2010 г. они дали 77% зерна, 80% сахарной свёклы, 73% семян подсолнечника, 61% мяса (скота и птицы в убойном весе), 45% молока и 77% яиц.
Что же касается утверждения некоторых экономически малограмотных, а скорее нечестных апологетов «реформ» о том, что благотворность либеральных преобразований выразилась в повышении доли хозяйств населения в общем объеме сельхозпродукции с 20 до 48%, то это не благо, а большая беда.
Бывшие работники колхозов и совхозов, лишенные по злой воле реформаторов работы, обречены ценой изнурительного труда на приусадебных участках добывать средства существования для себя и своих детей, чтобы не умереть с голоду. Трагическим результатом «реформ» явилось исчезновение с карты России 28 тысяч сел и деревень. Еще примерно столько же находится на грани уничтожения, поскольку в них проживают лишь несколько стариков и нет никакого производства.
Это неслыханное преступление либеральных властей РФ, за которое они должны понести суровое наказание.
Что же касается фермерских хозяйств, то даже те из них, которые в соответствии с избранной специализацией вполне успешно производят один или два вида продукции и имеют сносный доход, не ведут ни производственного, ни культурно-бытового строительства, необходимого для перспективного развития хозяйства. Более того, при проведении социологических опросов выясняется, что большинство из действующих фермеров не намерены передавать свое дело детям из-за его безнадежности.
Разгром промышленной сферы АПК
Оценивая перспективы жизнеспособности сельского хозяйства, необходимо учитывать, что по мере развития научно-технического прогресса процесс общественного разделения труда всё более углубляется. Но это вовсе не означает, что промышленность и сельское хозяйство обособляются. Напротив, они активно интегрируются, что повышает экономическую эффективность их функционирования.
В настоящее время материально-технические предпосылки успешного развития сельского хозяйства создаются именно промышленностью. Достаточно указать на то, что 80% основных фондов, использующихся на селе, имеют промышленное происхождение, поэтому и в общей сумме материальных затрат на производство продукции 60% составляют промышленные товары – техника, горючие и смазочные материалы, электроэнергия, минеральные удобрения, средства защиты растений от сорняков, вредителей и болезней, комбикорма, запасные части к машинам и оборудованию и др. В создании конечного сельскохозяйственного продукта, идущего на непосредственное потребление или проходящего соответствующую переработку, участвуют около 100 отраслей и подотраслей народного хозяйства.
Либеральные «реформаторы», выполняющие инструкции зарубежных консультантов и советников (читай: опытных работников спецслужб США и Израиля), действовали системно. Они организовали инвестиционный голод не только непосредственно в сельском хозяйстве, но и в отраслях, которые формируют его материально-техническую основу. Масштаб этого злодеяния поражает. Под лживым лозунгом «Рынок сам всё отрегулирует» эта жизненно необходимая сфера экономики была оставлена без инвестиций, то есть радикально лишена перспектив развития. Об этом убедительно говорят данные таблицы 5.

Либеральная власть не только не создала новых производственных мощностей в сфере АПК, но и позволила, а точнее спровоцировала, массовое разграбление богатства тысяч сельскохозяйственных и промышленных предприятий жуликами и проходимцами, которые использовали воровской механизм федеральных законов «О банкротстве предприятий», принятых Госдумой в 1998 и в 2002 годах. Таким образом, практически полностью разрушена производственная и культурно-бытовая инфраструктура, созданная трудом трех поколений.
После объявления хозяйств банкротами их трактора, комбайны, другая сельскохозяйственная техника, электроподстанции, электросети, производственные корпуса, склады, административные здания, а также состоящие на балансе хозяйств жилые помещения, школы, больницы, поликлиники, дома культуры, клубы, библиотеки, детские сады, пионерские лагеря – продавались за копейки своим людям, которые превращали их в торговые точки, пивнушки, дискотеки или просто демонтировались и уничтожались.
Были подвергнуты изгнанию опытные кадры руководителей и специалистов. Уничтожена стройная система централизованного отраслевого и производственного планирования. Утрачена реальная связь между наукой и практикой.
Вместо текущих (годовых) и перспективных (пятилетних) планов были предприняты примитивные попытки в составлении так называемых государственных программ развития сельского хозяйства. Поскольку эти программы сочинялись безответственными и экономически невежественными чиновниками, не имеющими понятия о методологии программно-целевого планирования, в частности о разработке важнейших многоуровневых фрагментов программы: дерева целей, дерева ресурсов, дерева исполнителей и дерева решений, то сочиненные программы неизбежно оказывались блефом.
Так, например, в «Госпрограмме развития сельского хозяйства на 2008–2012 годы» обнаруживаем следующую картину поставки техники на село (таблица 6).

Читатель может легко представить, в какое положение попадают предприятия, производящие машины и эксплуатирующие их, если фактическая поставка техники по отношению к ее запрограммированному уровню составляет лишь 25–50%.
Чиновники называют такую практику управления индикативным планированием. Но ориентация на индикаторы, подобные приведенным здесь, неизбежно обернется несусветной хозяйственной чехардой и разрухой, что и происходит в действительности. Но авторы за это не несут никакой ответственности. Напротив, они уже сочинили следующий не менее нелепый планово-руководящий документ – «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы».
В условиях возрастающего дефицита продовольствия в мире и в нашей стране этот бюрократический шедевр рекомендует за предстоящие восемь лет, по сравнению с 1990 г. (?!), увеличить производство зерна на 6,8%, сахарной свёклы на 30%, сахара на 42%, а производство мяса в живом весе сократить на 5,4%, молока на 35,4% и масла сливочного – в три раза. Одним словом, авторы программы всерьез намерены к 2020 г. устроить гражданам России «сладкую жизнь».
Что же касается «регулирования рынков продукции, сырья и продовольствия», о чем в этой невразумительной редакции заявлено в названии госпрограммы, то оно (регулирование) сведено к увеличению суммы поддержки сельского хозяйства РФ до 335 млрд рублей (11 млрд долларов). Уместно сопоставить эту сумму с другой – сумма вывоза капитала только за 10 месяцев текущего года составила 65 млрд долларов. И правительство РФ не намерено пресекать этот грабеж. Чиновникам сочли излишним мелочиться и уточнять, что на 1 га посевной площади намеченная поддержка составит менее 4,5 тыс. рублей, а в расчете на одного работника, занятого в сельском хозяйстве, – 20 тыс. рублей в год.
На фоне размеров поддержки сельского хозяйства в экономически развитых странах это выглядит нищенской подачкой, не решающей проблемы современного АПК РФ.
Вступление в ВТО – путь к окончательному удушению АПК
Выше были показаны чудовищные масштабы разрушения важнейшего сектора экономики России – народно-хозяйственного агропромышленного комплекса, вносившего решающий вклад в социальное и экономическое благополучие народа. Однако нынешняя либеральная власть РФ этим все еще не удовольствовалась, она совершила новое преступление перед народом и государством – втянула страну в ВТО, что неизбежно не просто продолжит, а ускорит разрушительный процесс.
Практически он уже начался. Лживые министры и депутаты-единороссы болтают о том, что вступление в ВТО присоединяет Россию к цивилизованному сообществу, что нельзя больше оставаться «изгоями мировой цивилизации». В реальности дело обстоит мрачно, если не сказать зловеще. Меморандум ВТО от 19 марта 2001 г. постановляет, что национальные интересы и законы следует отменять, если руководство ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Кому необходимо, понятно – транснациональным компаниям и корпорациям. Официальная задача ВТО – гарантировать условия, при которых правительства стран мира руководствовались бы интересами не своего народа, а корыстными целями торговых корпораций. В этих условиях Россия как член ВТО не обладает решающим правом голоса, и даже блокирующим правом, требований ВТО, то есть она теряет свой политический и экономический суверенитет.
Вот что по этому поводу заявляет государственный секретарь самой «цивилизованной» страны – США Хиллари Клинтон: «Принятие РФ в ВТО позволит взломать внутренний российский рынок, ограничить самостоятельность России в международной торговле, обеспечить создание новых рабочих мест в США и ЕС при потере рабочих мест в России». Высказывание госпожи Клинтон, казалось бы, должно послужить ликбезом для российских горе-правителей. Но не тут-то было. Они продолжают свои злодеяния с упорством маньяка.
Эфемерные блага от членства в ВТО уже оборачиваются реальными потерями для России. Первая из этих потерь не заставила себя долго ждать. Правительству РФ пришлось внести на счет МВФ вступительный членский взнос в размере 10 млрд долларов (310 млрд рублей) народных денег, то есть столько же, сколько государственной программой намечено выделить на поддержку АПК в 2020 году.
Между тем сумма указанного членского взноса, если бы она была направлена в экономику страны, позволила бы удвоить тощие годовые бюджеты 30 дотационных областей РФ. Это был бы реальный вклад в развитие региональных АПК, но либеральная власть РФ предпочла пополнить жирный бюджет своего патрона – МВФ.
Следует подчеркнуть, что это лишь цветочки. Членство РФ в ВТО неизбежно ведет к резкому сокращению, а то и полному уничтожению целых отраслей и подотраслей экономики России. По оценке экспертов, работавших в специально созданной комиссии для оценки последствий вступления РФ в ВТО, общий ущерб экономике страны составит 1,5 трлн рублей (500 млрд долларов) в год. Резко возрастет безработица. Особо крупный ущерб понесут отрасли, формирующие структуру АПК – сельское хозяйство, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автопром, нефтепереработка, легкая и пищевая промышленность, строительство.
Подчеркнем, что это не просто мрачный прогноз специалистов. Развал уже принял реальное выражение. Об этом красноречиво свидетельствует проект бюджета РФ на 2013–2015 гг., принятый единороссами Госдумы в первом чтении. Этот основополагающий финансовый документ ориентирует экономику страны на дальнейшую деградацию. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на тот факт, что общие инвестиции в 2013 г. предложено сократить на 20% по сравнению с 2012 годом. Резко сокращается финансирование АПК. Доля расходов на эти цели опускается до 1,2% от общей суммы расходной части бюджета.
В том же гибельном направлении уже начали действовать меры, принятые правительством по снижению в 2–3 раза пошлин на импортируемую из-за рубежа промышленную и сельскохозяйственную продукцию и готовые продовольственные товары, которые не просто низкого качества, но и опасны для здоровья людей, особенно детей.
Разрушительный характер требований ВТО покажем на примере отечественного производства машин для сельского хозяйства, в частности зерноуборочных комбайнов. На площадках завода Ростсельмаш в июне 2012 г., то есть как раз перед уборкой зерновых, скопилось 1800 готовых машин самого высокого класса. Это половина их годового выпуска. Такое положение обусловлено тем, что правительство РФ дает кредиты на приобретение по лизингу только зарубежных комбайнов. Завод вынужден сократить производственную программу и численность трудового коллектива на 2000 человек только на головном предприятии в Ростове-на- Дону. Всего же в отрасли работают 50 тыс. человек, десятки тысяч из них будут уволены. Для коллектива Таганрогского автозавода ситуация еще более драматическая. Предприятие объявлено банкротом, изгоняются на улицу 70% занятых. В условиях безработицы это нельзя оценить иначе, как трагическую ломку судеб многих тысяч работников и их семей.
В сельском хозяйстве по требованию ВТО отменяются ранее выделяемые субсидии на приобретение горюче-смазочных материалов. Теперь они сельхозпредприятиям будут реализовываться по рыночным ценам без всяких льгот. Такая же практика распространится и на другие товары и услуги.
Диспаритет цен, налоговый гнет, дикие проценты банковских кредитов с вступлением РФ в ВТО усиливают двадцатилетнюю практику удушения деревни и уничтожения крестьянского сословия. Необходимы безотлагательные меры по радикальному изменению политики либеральной власти, ведущей к неизбежному превращению России в колонию мирового банковского капитала.
Движению страны по этому гибельному пути служит уничтожение государственной собственности. В экономически развитых странах Европы в распоряжении государства находится 50–65% общей собственности. В РФ в результате преступной приватизации доля государственной собственности доведена до 9%. В этих условиях государство не может оказывать активного влияния на стратегию научно-технического и социально-экономического развития страны. Однако правительство РФ приняло решение о приватизации в 2013–2015 гг. главных стратегически важных предприятий и корпораций, мотивируя необходимость этой разрушительной акции получением денег для пополнения бюджета. Очевидно, что это лживое обоснование. Эта выручка не может преодолеть скудость бюджета. Его ничтожность обусловлена не только плоской шкалой налогообложения олигархов и чиновников-коррупционеров, но и специальным понижением для них страховых и других платежей. При такой практике невозможно возрождение экономики страны в целом и АПК в частности.
* * *
Методология построения системы управления АПК разработана в СССР в 60-е годы XX века при активном участии автора этой статьи. (Методы планирования межотраслевых пропорций. М., Экономика, 1965; Проблемы планирования и управления экономическими целенаправленными системами. Новосибирск, Сибирское отделение АН СССР, 1972.) Для разработки планов развития АПК в структуре плановых межотраслевых балансов привлекались ученые научно-исследовательских институтов, работающих во всех отраслях АПК. Их усилиями разрабатывались научно обоснованные технологические карты, учитывающие новейшие достижения в каждой отрасли. Безрассудно, даже преступно не воспользоваться всеми этими наработками науки и опытом практиков.
Научно обоснованное развитие АПК в современных условиях способно послужить мощным локомотивом (генератором) оздоровления всей экономики страны. Но это возможно лишь при условии изменения самой парадигмы управления страной. Государство должно служить интересам народа, а не достижению целей мирового правительства по погружению мира во мрак глобализации, предусматривающей уничтожение России.
Михаил ЛЕМЕШЕВ, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН