Как-то даже не верится, что классику современной русской литературы Василию Ивановичу Белову уже 80 лет.
Но это так! 23 октября 2012 года – юбилей!
Да, время бежит неумолимо.
Василий Белов вступил в Союз писателей в 1962 году. С тех пор он выпустил более ста книг общим тиражом свыше двух миллионов экземпляров, получил много государственных и литературных наград, его произведения вошли в школьные и вузовские программы, по ним были сняты кинофильмы. Немало рассказов, повестей переведено на другие языки и издано за рубежом.
Никогда Василий Иванович не был облечан для меня в «глянец классика», никогда не парил в «ореоле славы». Да и для других, думаю, тоже. Он всегда был жизнелюбивым, приветливым, иногда скорым и резким в суждениях, но столь же отходчивым, доброжелательным и, что примечательно, с неизменной активной позицией гражданина. Неравнодушие ко всему – черта его характера. Встречи с писателем, порой мимолетные, иногда продолжительные, бережно хранит память, как драгоценное достояние.
На дворе январская стужа, Белов шел по центру Вологды в добротных валенках, в деревенском полушубке. Поздоровавшись, с возмущением показал на рекламу: «Боулинг придумали! Нет русских слов?»
Или вот он за рулем старенькой «Нивы» торопливо гнал в родную деревню Тимониху. С какой сыновней любовью показывал Василий Иванович родительский дом, где им написаны, пожалуй, лучшие произведения. Когда же брал в руки гармонь и растягивал меха, невозможно было не заслушаться игрой Василия Ивановича.
Также вижу писателя Белова грозным оратором на трибунах разных съездов в Москве, перед огромной аудиторией, когда он четко и доказательно защищал интересы русских крестьян всех веков и поколений.
Настоящий трибун!
Увы, в последние годы здоровье стало подводить Василия Ивановича, отчасти разлучило с письменным столом – обычно он садился работать в пять утра. Сложно стало проводить и встречи с читателями, хотя Василий Иванович охотно откликался на просьбы, провел множество бесед в самых разных аудиториях. Основываясь на них, предлагаю разговор с писателем, чье имя дорого не одному поколению читателей.
– В свое время публикация повести «Привычное дело» буквально взорвала общественное мнение в Советском Союзе. Повесть передавали из рук в руки, зачитывали до дыр. Пожалуй, именно с нее и начался ваш триумф большого русского художника. Скажите, Василий Иванович, почему тема крестьянства стала для вас определяющей?
– Путь «Привычного дела» к читателю не был ровненьким, тогдашняя редакция журнала «Новый мир» отклонила мои рукописи. Повесть напечатал журнал «Север» в Петрозаводске, главным редактором которого был Дмитрий Гусаров. После того 20 лет кряду вокруг «Привычного дела» не затихали споры, особенно противоречивые оценки вызывал Иван Африканович Дрынов, главный герой. Я спокойно смотрел на эту шумиху.
Слава Богу, не могу сетовать на равнодушие ко мне читателей, критики. Каждая новая вещь, в частности, роман «Всё впереди», вызывала бурную реакцию. Это хорошо. Страшно, когда твой труд, которому отдано много сил, никого не трогает.
Я не выбирал, как полагают некоторые критики и читатели, тему деревни, крестьянства. Это естественное состояние моей души, как дыхание или сердцебиение. Деревня – мое сердцебиение. Дело не в описании зипуна или физиономии «из народа». Русский крестьянин был опорой огромного государства – в экономическом, военном, духовном, культурном смысле. После революции бойцов для Красной армии, кадры для промышленности рекрутировали опять же из крестьянства. В Великую Отечественную войну основные тяготы легли на крестьянство. Не зря Александр Чаянов сравнивал крестьянство с Атлантом, держащим всё и вся.
Кое у кого это вызывает неприязнь. Но так ли уж неиссякаема мощная сила? Поезжайте по северным деревням, по селам центра и юга России – практически везде картина безрадостная.
Не любить крестьянство – значит не любить самого себя; не понимать или унижать крестьянина – значит рубить сук, на котором сидим. Что, впрочем, у нас нередко и делали, как в прошлом, так и теперь.
Я отрицательно отношусь, когда обо мне говорят «лидер деревенской прозы». Даже условно подобные классификации неуместны. А куда мы поместим Николая Гоголя, Льва Толстого? В «деревенщики»? Или Николая Лескова? К горожанам отнесем, что ли! Какие же «деревенщики» Фёдор Абрамов или Валентин Распутин, если их творчество – напряженный поиск ответов на самые острые нравственные вопросы в современном мире!
«Внешний материал» произведения, если так можно сказать, еще не всё определяет. Цикл моих повестей «Воспитание по доктору Споку» имел городскую основу. Ну и что? Проблемы, которые я пытался выразить, одинаково близки и жителям мегаполиса, и обитателям глухой деревушки.
– Поражает разнообразие жанров, в которых вы себя пробовали: стихи, рассказы, повести, романы, киносценарии, публицистика, драматургия, эссе, воспоминания. Реальны герои или они вымышлены? Ваша последняя пьеса называлась «Александр Невский» и была поставлена в Академическом театре драмы имени А.С. Пушкина в Петербурге. Почему именно эта историческая личность вас заинтересовала?
– Да, жанры, конечно, существуют, и всё-таки для меня они в какой-то мере условны. Пишу то, что лежит на душе и сердце. Что до героев, то спросите что-нибудь полегче! Это моя «кухня», не стоит ее приоткрывать. Я много ездил по России и другим странам, много общался, что-то брал в творчество из этого общения. Большую часть своих вещей в черновиках я написал в Тимонихе. И когда работал, какой-то конкретный образ в воображении был. Но я всегда различал, где «голый» документ, а где образ документально-художественный, то есть как бы комбинированный.
Драматургия привлекла меня широкими возможностями сказать всё, что думаешь. В русской истории Александр Невский – одна из самых трагических, но одновременно и героических фигур. Эпоха, в которую жил и действовал великий князь, положение, в котором тогда находилась Русь, в чем-то схожи с нашим временем. Европа предательски вела себя по отношению к Руси, с севера и запада нас жали рыцари, с юга – татары. В тех условиях от князя требовалось огромное мужество, талант государственного деятеля, чтобы не только выстоять, но и одержать победу над врагом. Именно этими качествами и обладал Александр Невский. Не всегда у него были добрые отношения с новгородцами, с братом Андреем и сыном Василием, но он прощал им, обладая широтой души и христианским милосердием. Подчеркну особо: пьесой я хотел привлечь внимание нынешней молодежи не только к фигуре Александра Невского, но прежде всего – к истории Отечества. К сожалению, многие знают ее плохо, по-школьному поверхностно.
– Василий Иванович, вы не раз выступали в защиту русского языка. Я полностью разделяю вашу тревогу. Что, на ваш взгляд, угрожает сегодня русскому языку?
– Кровный родитель русского языка – древнеславянский язык. Мы получили его от Бога, и нельзя обращаться с ним кое-как. Родное русское слово в полноте своей выражает все духовное и эмоциональное состояние человека. С позиций первооснов языка и необходимо вести борьбу с засорением его иностранной лексикой, с искажениями, привнесением жаргонной и уголовной лексики, всяких сленгов. Нужно спасать кириллицу, ее кое-кто пытается вытеснить латинским шрифтом. Словарей должно быть столько, сколько нужно, причем самых разных, а у нас существует какое-то ограничение.
Порабощение народа начинается с отвержения родного языка, с раздвоенности культуры. За последние годы произошли огромные изменения не только в лексике, но и в синтаксисе, идет явное обеднение языка, замена родных слов чужими, иностранными. Русский язык в значительной мере утратил ритмичность и тональность. Людей приучают думать и чувствовать не по-русски, не по-христиански, а по-демократически, что я отношу к скрытому цинизму.
Я убежден: сохраним родной язык – сохраним всё!
Думаю, надо сказать, хотя бы кратко, о влиянии творчества Василия Ивановича Белова, его личности на русских писателей разных поколений. Оно огромно! Будучи некоторое время назад на «Беловских чтениях» в Вологде, известный прозаик Владимир Личутин признался, что получил полезные уроки у Белова, не только литературные, но и жизненные. Под его признанием могли бы подписаться многие литераторы.
И до Белова в русской литературе были прекрасные писатели, в частности, Иван Тургенев и Иван Бунин, которые талантливо рисовали крестьянина и его быт. И всё же Василий Белов нашел свой путь. Отличие его в том, что Белов изнутри увидел крестьянский мир, душу крестьянина и сумел талантливо рассказать об этом, писателю веришь буквально во всем. «Крестьянский сын, он описал общество с позиций крестьянской среды, – отмечал вологодский критик Василий Оботуров, – и это единственный пример в мировой литературе».
Как рассказа
л руководитель Вологодской писательской организации Михаил Карачёв, состоится презентация издания собрания сочинений писателя в семи томах, в которые включены произведения разных жанров. Это наиболее полное издание Белова. Пройдут также литературные чтения, посвященные 80-летию Василия Ивановича. В течение трех лет Вологодская писательская организация прикладывает усилия к сохранению родной деревни писателя – Тимонихи. Там в ближайшее время намечено открыть культурно-просветительский «Беловский центр».
Геннадий САЗОНОВ, член Союза писателей России
Вологда