Не законотворчество и не проблемы страны заботят депутатское большинство Госдумы, сосредоточенное в «Единой России». Оно охвачено скандальной лихорадкой – «делом Гудкова». Неприличными баталиями завершилась первая сессия шестого созыва Госдумы – принятием одиозных законов против митингов, о клевете, лишением депутатского иммунитета депутата-коммуниста В. Бессонова. Вторая сессия, осенняя, словно продолжая предыдущую, начинается со скандала вокруг справросса Гудкова-старшего.
В Госдуму поступили письма из Следственного комитета (СК) и обращение от генпрокурора, в которых рекомендуется лишить Геннадия Гудкова парламентского мандата за то, что он в нарушение закона о статусе депутата занимался коммерцией и управлял бизнесом. СК приводит факты на 97 страницах за несколько лет, начиная с 2008 года, когда Гудков был в составе Госдумы пятого созыва. Гудкова обвиняют в создании семейного ЧОПа (частное охранное предприятие), где вскрылись нарушения, в том числе и связанные с хранением оружия. ЧОП, действовавший многие годы, лишили лицензии.
Эти неприятности совпали по времени с участием Гудкова и его сына Дмитрия в уличных протестах, с критикой с их стороны власти и партии «Единой России». А ведь в рядах «ЕР» состоял когда-то и сам Г. Гудков, был ее депутатом в Госдуме четвертого созыва. В те годы Гудков лоббировал деятельность ЧОПов, пробил ряд законов по этим структурам. И никого, включая бдительную Генпрокуратуру и коллег по единопартийной фракции, тогда не интересовало, есть ли нарушения в семейном ЧОПе Гудковых. Но стоило отцу и сыну заговорить с властью на языке оппозиции, как Гудкову-старшему припомнили всё и уже грозят изгнанием из парламента.
На прошлой неделе заседала думская комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами. Ее глава единоросс В. Васильев заявил, что проверит Гудкова-старшего на соответствие статусу депутата. Коммунисты требуют провести расследование по другим депутатам, прежде всего, указанным в списке Гудкова, как занимающимся коммерческой деятельностью. Единороссы пока не высказали стремления проводить широкую проверку своей фракции. А «дело Гудкова» они запланировали рассмотреть уже в ближайшее время со всей непримиримой строгостью. Председатель думского комитета по безопасности, единоросска И. Яровая, выражая позицию фракции, уже заявила, что Г. Гудкову не место в Госдуме. ЛДПР, по словам В. Жириновского, поддержит исключение Гудкова из состава Госдумы.
В КПРФ иное настроение. «Мы не поддержим меры против Гудкова, – говорит первый зампред И.И. Мельников. – Во-первых, мы видим, как преследуется депутат-коммунист Владимир Бессонов. Во-вторых, фракции против выборочного подхода к тому или иному депутату. Мы против избирательного применения закона, запрещающего депутатам ведение бизнеса. Если Госдума намерена всерьез заниматься этим вопросом, а я считаю, что этим можно и нужно заниматься, то пусть более обстоятельно подходит к проблеме. По самой скромной оценке, 50 депутатов Госдумы занимались предпринимательской деятельностью. Давайте решать, достойны ли они быть в составе парламента».
А что думает Г. Гудков в преддверии жесткой разборки по его делу, чему единороссы хотят посвятить второе заседание Госдумы?
– Геннадий Владимирович, как, по-вашему, может развиваться сценарий?
– Я не знаю, чем закончится эта разборка. Вчера репрессии подвергся депутат Бессонов, завтра они коснутся меня, послезавтра – других депутатов… Думаю, надо объединить усилия честных объективных депутатов в защите нашего парламентаризма от произвола режима.
– Непонятно, почему единороссы сконцентрировались на вас, но не спешат с проверкой сведений, опубликованных вами о депутатах-бизнесменах от «Единой России»?
– Это отражает лицемерный подход действующей власти. Им не чистота исполнения закона важна, а нужен повод, чтобы пресечь мою оппозиционную деятельность. Если бы причина была в «незаконном бизнесе», то меры принимались бы и по своим коллегам, которые занимаются предпринимательством, а избираясь в депутаты, сокрыли какие-то вещи… Но дело не в бизнесе. Хотелось бы, чтобы люди понимали, насколько вот это все фальшиво.
То, что мне устраивают единороссы, это отмщение, расправа за мое участие в протестной деятельности. А мои разоблачения только подливают масла в огонь. Общественное мнение не понимает, почему бизнес Гудкова неприемлем для его депутатского статуса, а бизнес депутатов от «Единой России», который приносит миллиардные прибыли, незаметен «борцам» за думскую чистоту.
– Откуда, по-вашему, исходят карательные импульсы, которые создают определенные настроения и в Генпрокуратуре, и в Госдуме?
– От Кремля. Там избрали курс на конфронтацию с оппозицией. Но он опасен для страны. Этот курс они выбрали в ущерб себе. К тем, кто противостоит власти, кто ее критикует, придираются по любым мелочам, пытаются скомпрометировать, применяют репрессии.
Вы посмотрите, какой огромный штат сотрудников ФСБ, МВД, Следственного комитета, прокуратуры, других силовых органов занят не обеспечением безопасности граждан, не защитой их от преступных посягательств, а борьбой с оппозицией. Прослушка, наружка, взлом почты, компьютеров, обыски незаконные, задержания, аресты, возбуждение высосанных из пальца уголовных дел – вот неполный арсенал, который власть использует против оппозиции, отвлекая для этого немалые силы, огромные бюджетные ресурсы.
Могу подтвердить сказанное еще и тем, что сейчас в первую очередь получают новую технику, новые прослушивающие устройства бригады наружного наблюдения, которые работают против оппозиции. Бюджетные деньги тратятся на политическую борьбу с оппонентами. Это совершенно недопустимо со стороны государства, должностных лиц, и должно расследоваться в ходе уголовных дел. Это конституционные нарушения и применение незаконных запрещенных методов.
– Удивляет то, как оперативно отреагировала Генпрокуратура на «дело» Гудкова и как категорично потребовала лишить вас депутатского мандата. Неужели критика власти и обнародование разоблачений о депутатах-предпринимателях являются преступлением?
– Прокурор действительно «оперативно» отреагировал… Если бы такая реакция была на «кущёвки»! По логике действующей власти преступлением является все, что посягает на ее интересы. Неважно, является ли это нарушением закона или нет. Если свобода слова ведет к критике власти, ее надо запретить. Если свобода собраний, митингов, шествий, манифестаций угрожает действующей власти, это надо пресечь. Если телефоны, компьютеры используются как коммуникация оппозиции, их надо прослушивать, взламывать, изымать. Такова логика приемов, применяемых властью.
Власть сегодня обеспокоена только одним – самосохранением.
– Вы обращались к некоторым депутатам из «Единой России» с просьбой не голосовать за лишение вас депутатского мандата. Что они вам ответили?
– В «Единой России» есть группа депутатов, которых я считаю людьми порядочными, им и направил письма с просьбой не принимать участие во внесудебной политической расправе. Я благодарен депутатам Александру Хинштейну, Резнику Борису, которые уже сказали, что не будут участвовать в заказном политическом мероприятии. Надеюсь и на других депутатов, что они не пойдут против собственной совести.
– Если часть единороссов откажется голосовать по «делу Гудкова», как приказано, то это уже будет раскол в единопартийном монолите?
– Думаю, депутаты «Единой России» тоже недовольны происходящим. Их превратили в статистов политического процесса, в роботов для нажимания кнопок. Тогда как многие из них имеют огромный жизненный и профессиональный опыт. А из них делают солдат, которые обязаны по команде маршировать, куда им прикажут. Такая роль многих в «Единой России» не устраивает. Мое обращение предлагает им перестать быть роботами и начать думать. По-другому нельзя сейчас, ситуация в стране слишком сложная.
– И все же велика вероятность, что многие единороссы при поддержке ЛДПР проголосуют за лишение вас депутатского мандата…
– Я готов к любому решению. Я сделал все, что мог. Я обратился к руководству страны, сказав, что это неправовое решение, которое унижает парламент, формирует негативный имидж страны за рубежом. Я обратился к депутатам «Единой России», которые прекрасно понимают, что это внесудебная расправа. Правоведы доказывают, что это деяние противоречит нашей Конституции и является грубейшим нарушением прав и свобод российских граждан.
Дальше наша власть пусть сама решает. Если она окончательно скатывается на путь репрессий и политических расправ, если она окончательно плюет на свою Конституцию и мнение общественности, ну, как говорится, флаг в руки, вперед, и с песнями. Только это может привести к очень нехорошим последствиям. Если во власти найдутся люди, которые это понимают, и решатся сказать свое авторитетное слово, тогда этот политический вопрос будет спущен на тормоза… Мяч сейчас на стороне Кремля.
– Есть ли перспектива, что проверят деятельность тех депутатов-единороссов, которых вы уличаете в незаконном предпринимательстве?
– Этот скандал будет набирать обороты. Если в эти дни Госдума прекратит полномочия депутата Гудкова, вопреки Конституции и законам, то эти расследования продолжатся. Дума будет возвращаться к этой теме неоднократно. Впереди еще не одна разборка. Но, если Дума пойдет таким путем, уверен, что она не доработает до конца своих полномочий.
…Что касается моего списка. Если честно, мы не хотели трогать депутатов. Они, худо-бедно, избраны народом. Мы хотели начать с чиновников – федеральных, региональных. Среди них гораздо больше занимающихся бизнесом будучи госслужащими, чем среди депутатов. Эти люди выводят активы из России, они не могут объяснить происхождение своих состояний. Но логика политической борьбы подвигла нас на то, чтобы первыми были названы депутаты от «Единой России».
– Вы говорите «мы» – это ваш аппарат занимается расследованием незаконной деятельности депутатов и чиновников?
– Нет, не аппарат. Это группа молодых энтузиастов работает через современные информтехнологии. Получены уже интересные материалы, сообщения, которые затрагивают судьбу большого круга высокопоставленных должностных лиц России. Наша задача – честно все проверить. Будем действовать по нарастающей.
– Госдума приобретает имидж склочной организации. Почему не складывается в палате нормальный законотворческий процесс?
– Дума отражает то, что происходит в стране. Это не депутаты придумали запретительный закон о митингах, шествиях, манифестациях. Это не депутаты придумали закон о клевете. Это делает власть. А «Единая Россия» – рупор этой власти в Госдуме. Конечно, при таких законах, при таких порядках Госдума погружается в политические скандалы. Это неизбежно. Это реакция на порочный курс администрации президента по закручиванию гаек.
Но, сами знаете, чем крепче закручиваются гайки, тем сильнее взрывается котел. Не хотелось бы, чтобы это случилось.
Подготовила Галина ПЛАТОВА