Недавно президент РФ Д.А. Мeдведев объявил 2012 год Годом российской истории. Такое решение, неожиданно принятое за несколько дней до Нового года в разгар президентской кампании, скорее всего обусловлено политическими соображениями. Ведь одновременно в статье Путина в газете «Известия» и в беседе патриарха Кирилла с телеобозревателем Евгением Ревенко прозвучали обращения к историческому опыту России, из которого якобы следуют однозначные выводы: Россия добивается огромных успехов, когда существующий порядок остается неизменным и ее не разрушают общественные потрясения.
В то же время патриарх Кирилл подчеркивал, что власть имущие должны учитывать настроения народа. В своей беседе с обозревателем Евгением Ревенко патриарх признал, что народ выдвигал справедливые требования в феврале 1917 года, которые власти должны были учесть. Однако, по словам патриарха, этого не произошло и на Россию обрушились беды в конце того же года.
Нет сомнения в том, что всякая революция сопровождается общественными потрясениями, которые могут приносить разрушительные последствия для общества. Однако, как свидетельствует мировой опыт, революции, которые в течение последних столетий не обошли стороной практически ни одну страну мира, не обязательно сопровождались кровопролитными гражданскими войнами, а порой носили мирный и бескровный характер. Такими были не только буржуазная Славная революция 1689 года в Великобритании, но и «революция гвоздик» 25 апреля 1974 года в Португалии, свержение буржуазного строя в Чехословакии в феврале 1948 года. В ходе демократических выборов мирно пришли к власти революционные силы Чили во главе с Сальвадором Альенде в ноябре 1970 года. Еще в 1950 году британские коммунисты в своей программе выдвинули тезис о возможности мирного развития революции в своей стране. Да и в октябре 1917 года после боев у Зимнего дворца и на Пулковских высотах, в ходе которых число жертв было минимальным, для России открывалась возможность для мирного развития социалистической революции. Лишь контрреволюционные мятежи и иностранное вмешательство привели к тяжелой и разрушительной Гражданской войне.
Впрочем, премьер-министр и патриарх не только атаковали революции 1917 года, но не пожалели и контрреволюцию 1991 года. Из уст патриарха и из-под пера премьер-министра было высказано осуждение демагогов, которые сначала нападали на льготы номенклатурной верхушки, но после прихода к власти обрели привилегии, которые значительно превосходили те, которыми обладали советские верхи. Патриарх и премьер заговорили о разорении, которое постигло страну в 90-е годы. Очевидно, примеры 1917 и 1991 годов должны были послужить для утверждения простого вывода: тандем Путина – Медведева надо отставить от власти. А для этого необходимо запугать население страны хаосом и анархией в случае провала «партии власти» на президентских выборах.
Не исключено, что проведение Года истории должно сопровождаться подбором примеров из прошлого нашей страны, которые должны доказать губительность смены власти и пользу ее неизменности.
В то же время вне зависимости от тех или иных мотивов правителей сосредоточение внимания на отечественной истории ныне как никогда крайне необходимо. В переломные периоды руководители страны не раз напоминали о великих свершениях и ее выдающихся деятелях, чтобы они стали примерами выдержки и стойкости, мужества и героизма в борьбе за свободу и независимость Родины.
Знают ли у нас историю?
Когда моя супруга упомянула в беседе со своей знакомой слова «Куликово поле», та расхохоталась. Очень уж смешным показалось ей слово «куликово». Оказалось, что эта женщина, которая принадлежит к зажиточному слою населения и увлекается писанием икон, никогда не слышала такого словосочетания. Увы, она не одинока. Опрос, проведенный в прошлом году, показал, что для 39% россиян словосочетание «Куликовская битвы» ничего не говорит. Среди остальных лишь немногие могли точно назвать время этого сражения. При этом иные считали, что оно произошло не то в XIX, не то в XX веке.
Еще три года назад в России ВЦИОМ провел опрос, в ходе которого были проверены знания истории населением страны. Оказалось, что на восемь вопросов по истории из программы
11-го класса смогли ответить верно лишь 2% опрошенных. Лишь 4% смогли правильно ответить на семь вопросов. Лишь 8% дали правильные ответы на шесть вопросов и так далее.
Опрос, проведенный в конце прошлого года службой РОМИР, показал, что большинство россиян не удовлетворено своим уровнем исторических знаний. 48% поставили себе «посредственно» по истории, 34% – «хорошо» и 8% – «отлично». Остальные либо поставили себе «плохо», либо не стали оценивать свои знания.
При этом подавляющая часть населения страны считает, что знать прошлое страны необходимо. Отвечая на вопрос службы РОМИР, 67% согласились с тем, что «каждый гражданин России должен хорошо знать историю своей страны». Скорее согласились с этим утверждением, чем не согласились, 26%. Категорически не согласились с этим лишь 2%, а 7% скорее были не согласны, чем согласны.
Из этих данных опросов следует вывод: знание истории у большинства населения России низкое, население сознает этот недостаток и хочет исправить такое положение. Куда же обращаются наши соотечественники в поисках исторических знаний?
Телевидение – это окно в историю?
Отвечая на вопрос службы РОМИР («Что для вас служит основным источником информации по истории нашей страны?»), 60% ответили: «телевидение». Но может ли телевидение стать надежным источником исторических знаний? Ведь, как и всякий предмет изучения, история требует сосредоточенного внимания. А я не раз убеждался в том, что телепередачи зритель смотрит невнимательно. После нескольких своих появлений в передачах на исторические темы, мой знакомый по подъезду, увидев меня, сказал: «Как много вы знаете про Николая Второго!» На самом деле я никогда не говорил в передачах о последнем российском императоре. Моя же однокурсница поздравила меня с присвоением ученого звания, которого у меня никогда не было. Об этом она якобы прочла в титре под моим изображением. На самом деле такого титра не было.
Это не случайно. Только если на телеэкране развертывается зрелище, захватывающее аудиторию, будь то футбольный матч или фильм, сделанный столь же искусно, как сериал «Семнадцать мгновений весны», внимание зрителя предельно сосредоточено и он вникает не только в смысл происходящего, но и запоминает верно его отдельные детали. В подавляющем же большинстве случаев значительная часть телепередач просматривается рассеянно, а их содержание не закрепляется в памяти. Попробуйте пересказать своим близким содержание серии из недавно просмотренного вами сериала! Скорее всего вы вспомните лишь отдельные, случайно запомнившиеся эпизоды.
Дело в том, что степень мобилизованности внимания театрального зрителя или посетителя кинотеатра намного выше, чем у телезрителя. Еще до того, как вы уселись в зрительном зале театра или кинотеатра, вы начали настраиваться на предстоящее зрелище. Более того, чем больше усилий у вас ушло на подготовку к посещению зрелищного заведения, тем выше уровень вашей внутренней мобилизованности.
Осенью 1978 года я стал свидетелем разговора народного артиста СССР Аркадия Райкина с космонавтом СССР Георгием Гречко перед началом прямой связи с космическим кораблем, на котором находились космонавты В.В. Ковалёнок и А.С. Иванченков. В ответ на замечание Георгия Гречко о том, с каким трудом ему приходилось в юности доставать билет на спектакль Райкина, последний сказал: «Вот это и хорошо, что с трудом». Артист рассказал о том, что он и другие актеры не любили так называемые шефские концерты. На них они выступали перед зрителями, которые получили билеты без труда, а потому были более озабочены тем, что происходило в зрительном зале с их коллегами по работе, чем содержанием спектакля. «А так как вы выстрадали ваш билет, ваше внимание было полностью приковано к сцене», – утверждал Райкин.
Для просмотра телепередачи зритель не должен покупать билет. Он не одевается специально к ее просмотру. Зачастую он случайно включил телеканал и может его выключить, потому что захотел перекусить. Если же он собрался внимательно смотреть передачу, то ему могут помешать разговорами его домашние или друзья и коллеги, позвонившие по телефону.
Но даже если телезрителя не отвлекают от экрана, он находится в привычной домашней обстановке, которая располагает к демобилизованному состоянию. Американские социологи установили, что подавляющее большинство телезрителей не могли пересказать содержание передачи, даже если их об этом спрашивали тотчас после ее окончания. Казалось, что в это время люди находились в состоянии то ли дремы, то ли гипнотического транса. Поэтому, вспоминая то, что он увидел, телезритель часто дает волю собственному воображению, чтобы заполнить очевидные провалы в своей памяти и в логичной последовательности излагаемого им сюжета.
А ведь освоение исторического материала требует сосредоточенного внимания к датам, историческим событиям, видным деятелям прошлого, географическим названиям, а также оценкам и выводам историков. Поэтому телепередачи на исторические темы не могут служить достаточным источником знаний о прошлом. Они могут либо иллюстрировать уже знакомые события, либо заинтересовать еще не искушенного в этом историческом факте телезрителя, чтобы он мог затем подробнее и глубже изучить историю в соответствующей литературе.
В настоящее время на ряде каналов телевидения можно увидеть немало научно-популярных передач на исторические темы. По каналу «Культура» говорилось про тайны Стоунхенджа и быт людей каменного века, про сражение древних египтян с древними сирийцами под Мегиддо в 1502 году до новой эры и походы Александра Македонского, про битвы кельтов и германцев против армий Римской империи, про государство инков и Китай династии Чжоу. Эти красочные передачи с участием многочисленной массовки в батальных сценах, как правило, сделаны в Англии, Японии, США. Передачи же о событиях российской дореволюционной истории идут значительно реже и беднее. В них преобладают рисунки, схемы сражений и монологи ведущих.
Зато очень часто и чуть ли не по любому каналу показывают многочисленные «документальные», а также «художественные» телефильмы о советской истории, в которых подлинная правда подменена фарсовыми сценами и карикатурным изображением исторических деятелей. Многие кадры из черно-белой кинохроники повторяются из передачи в передачу – снова и снова с колоколен сбрасывают колокола, кого-то расстреливают, множество людей возит тачки или что-то приколачивает, по Красной площади идут колонны демонстрантов с гигантскими портретами Сталина. С экрана звучат одни и те же слова: «ГУЛАГ», «массовые расстрелы», «сталинские репрессии», «тоталитарный режим».
О советском прошлом постоянно вспоминают и в передачах на иные темы. Например, если идет речь о творчестве того или иного актера или режиссера, то непременно скажут, что этот прославившийся в советское время деятель сцены жил в голоде и нищете в детстве, его мучили и преследовали чиновники из ЦК КПСС, а он отчаянно боролся с невыносимым режимом. Нас уверяют, что созданные этим деятелем культуры художественные образы были направлены против советского строя. Чиновники об этом не догадывались в силу своей тупости, а если догадывались, то запрещали его работы. О том же говорят и когда рассказывают о знаменитых писателях, композиторах, художниках, ученых, конструкторах, маршалах и генералах советской поры.
Разумеется, то, что показывают по телевидению о советской жизни, нельзя считать рассказами об истории – это откровенная идеологическая диверсия. Не исключено, что подобные передачи создаются с учетом состояния сознания телезрителей. Только люди, находящиеся в полусне, могут принять картонные домики за изображения государств, как это было в фильме Пивоварова о событиях 1939–1941 гг., а безумного сторожа в овчинном тулупе из фильма «Товарищ Сталин» – за вождя Советской страны. С помощью же повторяющихся кадров и фраз создатели фильмов словно гипнотизеры добиваются того, что их ключевые зрительные и слуховые образы прочно внедряются в сознание людей.
Прошлое на киноэкране
Опрос службы РОМИР показал, что 7% населения считают «основным источником информации по истории нашей страны кинофильмы». Как следует из вышесказанного, фильмы, продемонстрированные на киноэкране, оказывают более сильное воздействие, чем те, что показывают по телевидению. Однако из данных опроса неясно, где видели зрители кинофильмы, которые они расценили как важные источники исторических знаний.
Известно, что сейчас отечественные фильмы составляют малую часть того, что показывают в кинотеатрах. Российских же кинокартин на исторические темы – ничтожное число. Вряд ли сколько-нибудь значительная часть населения идет в современный кинотеатр, чтобы пополнить свои знания об истории. Скорее всего те, кто формирует представления о прошлом страны по кинофильмам, имеют в виду советские фильмы, которые они когда-то смотрели в кинотеатрах, а ныне их порой показывают по телевидению.
Стремясь оклеветать советское прошлое, современные властители противопоставляют ему дореволюционную Россию. Однако для того чтобы проиллюстрировать досоветскую жизнь, российское телевидение вынуждено обращаться к замечательным кинолентам о прошлом страны, созданным советским кинематографом. Перед учрежденным нынешней властью Днем народного единства теперь постоянно показывают советский фильм «Минин и Пожарский». Сплошь и рядом появлялись на телеэкране советские фильмы об Александре Невском, Иване Грозном, Петре Первом, Александре Суворове, Михаиле Кутузове, адмиралах Федоре Ушакове и Павле Нахимове. Показывают порой советские фильмы и о других выдающихся дореволюционных деятелях нашей страны и событиях в ее истории.
Но, по сути, все советские фильмы стали картинами о прошлой жизни, а стало быть, историческими. В отличие от современных имитаций советского прошлого в этих кинокартинах сохранились реальные черты ушедшей эпохи. Даже фильмы о советской истории создавались в советское время таким образом, чтобы предельно точно воспроизвести уже исчезнувшие приметы прошлого. В этом я убедился, приняв участие в съемках фильмов из киноэпопеи «Освобождение». В сцене Тегеранской конференции из фильма «Прорыв» (у меня там была роль переводчика И.В. Сталина) Ю.Н. Озеров и руководимая им киногруппа старались как можно точнее воспроизвести обстановку и стиль жизни 1943 года. Мундиры военных были пошиты по образцам отечественной и иностранной формы того времени. Мне, как гражданскому переводчику, подобрали костюм начала сороковых годов. На круглом столе конференции лежали ручки, карандаши и блокноты, производившиеся в то время. Реплики, которые произносили актеры, соответствовали словам из подлинной стенограммы конференции.
Мне лично очень понравилась естественность, с которой актер переводил пленного немецкого солдата в небольшом эпизоде. Оказалось, что в съемках участвовал бывший советский офицер, который на самом деле был штабным переводчиком во время воспроизведенной в фильме сцене допроса. Он помог точно восстановить ход допроса, его одели в форму того времени, а с помощью грима «омолодили» (съемка происходила через 25 лет после Курской дуги).
Реальности изображения батальных сцен способствовало то обстоятельство, что сам Юрий Николаевич Озеров, автор киносценария Юрий Бондарев и некоторые сотрудники киногруппы, были участниками Великой Отечественной войны.
Реализм воспроизведения героического прошлого позволяет киноэпопее «Освобождение», другим фильмам о войне, а также сотням кинокартин о мирной советской жизни успешно сражаться против «Штрафбата», серий «Утомленные солнцем», «Московской саги» и прочих поделок, которые в угоду интересов современной буржуазии стремятся оболгать советское прошлое.
Однако многие советские кинопроизведения, в которых рассказывалось об историческом пути нашей страны, остаются закрытыми для показа. К ним относятся историко-революционные фильмы, включая те, что составляют кинолениниану. А ведь их демонстрация могла бы убедительно опровергнуть нелепые телебайки о Ленине, революционерах, Октябре и Гражданской войне.
История на страницах художественной литературы
Для 17% опрошенных службой РОМИР основным источником информации по истории служит «художественная литература». Хотя изложение истории в литературных произведениях, как и в кинофильмах, предполагает наличие авторской фантазии, а поэтому может содержать фактические неточности, вымысел художника может оживить тексты законодательных документов и международных договоров, внести психологическую глубину в служебные характеристики, придать человечность протоколам совещаний, раскрасить описаниями природы и людских поселений сухие хроники.
Наконец, в лучших произведениях на историческую тему их создатели поднимались от констатации исторического факта до уровня высокого философского осмысления событий прошлого. На такой уровень поднимались лучшие мастера русской литературы, создавшие великолепные исторические романы и другие произведения о прошлом России. Достаточно вспомнить романы и повести «Война и мир», «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», драму «Борис Годунов», поэму «Полтава», стихотворение «Бородино» и многие другие. До революции популярные исторические романы создавали И.И. Лажечников, М.Н. Загоскин, А.К. Толстой, Г.П. Данилевский, Д.С. Мережковский. В разные периоды советского времени зачитывались произведениями на исторические темы, написанными Алексеем Толстым, Ольгой Форш, Сергеем Бородиным, Сергеем Сергеевым-Ценским, Анной Антоновской, Валерием Язвицким, Василием Яном, Валентином Пикулем.
Хотя и ныне немало авторов, пишущих художественные произведения о прошлом, к сожалению, далеко не всеми их романами зачитываются. А наиболее читаемые теперь авторы, как правило, не сочиняют исторических романов и повестей. Не случайно среди романов, составляющих серии «Рюриковичи» и «Романовы» или другие книжные собрания, посвященные прошлому России, постсоветские авторы составляют меньшинство. Кажется, что интерес значительных писателей современной России к исторической тематике упал.
Там, где никогда не ступала нога Прохорова
3% опрошенных службой РОМИР сочли «основным источником» исторических знаний «посещение музеев, выставок, экскурсий». Разумеется, знакомство с предметами старины не может заменить изучения истории. Однако посещение музеев, выставок, старинных зданий позволяет увидеть воочию материальные свидетельства прошлого. Посетитель музея, выставки или древнего сооружения совершает путешествие по времени, которое не заменит ни книга, ни кинофильм.
На основе изучения многих музейных экспонатов и древних сооружений осуществляются важные научные исследования по различным вопросам истории.
Развитие музейного дела непосредственно связано с ростом образования и науки. Об этом свидетельствовали данные советской статистики. Несмотря на усилия советского государства преодолеть неравномерность среди республик по уровню образования и развитии науки, она существовала. Статистика свидетельствовала: где на 10 тысяч жителей республики приходилось больше музеев и их посещений, там было больше лиц с высшим образованием и научных сотрудников на такое же количество жителей. И наоборот.
Разумеется, не исключено, что чем больше имелось лиц с высшим образованием и научных сотрудников, тем выше была потребность в музеях. Но возможно, что музеи стимулировали интерес к высшему образованию и служили питательной средой для развития науки.
Очевидно одно: в советское время развитию музеев придавали большое значение. Только с 1940 по 1982 год число посещений музеев в СССР выросло с 34 миллионов до 166 миллионов.
Казалось бы, за последние годы число музеев увеличилось, но главным образом за счет экспозиций по отдельным предметам материальной культуры. Появились музеи чайников, утюгов, пастилы. Зато были закрыты или перепрофилированы многие историко-революционные и мемориальные музеи. Остальные музеи, существовавшие в советское время, как правило, переживают огромные трудности. Правда, премьер-министр В. Путин пообещал увеличить финансирование музеев в 2012 году. Его заместитель Д. Козак в своем обращении к Международному музейному форуму также обещал умножить расходы на содержание российских музеев. Но пока это только обещания.
О том, что нынешним хозяевам России музеи не нужны, ясно высказался олигарх Прохоров, заявив, что при посещении незнакомого города, он никогда не пойдет в музей. Ныне пренебрежительное отношение к музеям характерно и для значительной части населения страны. Неудивительно, что доля людей, для которых телевидение является главным источником исторических знаний, в 20 раз превышает долю тех, кто видит такой источник в музеях.
Об исторической науке и грибах-поганках
И все же, несмотря на явный упадок исторических знаний и склонность многих граждан страны удовлетвориться косвенными источниками для изучения истории, желание глубоко проникнуть в тайны прошлого нашей страны не исчезло. 15% опрошенных назвали своим «основным источником знаний по истории» «научную литературу». Правда, беда в том, что принимаемое за «научную литературу» зачастую не является таковой.
Хотя за последние годы было много выпущено трудов, написанных добросовестными исследователями на серьезной документальной основе, одновременно появилось и немало книг, не имеющих ничего общего с наукой. Популярностью пользуются сочинения математика А.Т. Фоменко и его последователей, которые представляют собой попытку опорочить все научные исследования по истории и уничтожить наши представления о прошлом под видом отказа от «устаревших» версий.
Под прикрытием «разоблачения советских мифов» 20 с лишним лет назад изменник Родины В. Резун с помощью отечественных книгоиздательств обрушил на головы читателей миллионы экземпляров клеветнических фальшивок, оправдывавших нападение гитлеровской Германии на СССР. Объясняя причину, почему многие профессиональные историки не выступили сразу же против клеветнических сочинений Резуна, военный историк Лев Безыменский писал, что для него и других специалистов вранье клеветника было очевидным. А потому они ошибочно полагали, что это известно и подавляющему большинству населения. Однако миллионы читателей, жаждавших ознакомиться с новыми научными открытиями, но не обладавших знаниями, которые имели военные историки, приняли гнусную фальшивку за подлинную правду.
Под видом объективности научных исследований не прекращаются попытки опорочить великое прошлое нашей страны. Так, небезызвестный Борис Соколов, призывая историков к объективности, ведет поход за отказ от устойчивых оценок Великой Отечественной войны. Он высмеивает само понятие «Великая Отечественная война», заявляя: «В США, например, никому в голову не придет говорить о Великой американской войне». Подобное соображение может повлиять на оценки невнимательных любителей истории, которые принимают Соколова за объективного историка.
Читатель может не задуматься о той огромной разнице, которая существует в восприятии той войны народами нашей страны и американцами. Он может не вспомнить о том, что в 1941–1945 гг. на американскую землю не упала ни одна вражеская бомба и ни один солдат противника не вступил на территорию США. Он может забыть о том, что число погибших американцев в той войне в 66 раз меньше количества погибших советских людей. Он вряд ли знает, что цели войны 1941–1945 гг. для многих американцев оставались неясными.
Данные опросов общественного мнения, проведенных в США вскоре после Пёрл-Харбора, свидетельствовали: 26% опрошенных были убеждены в том, что война ведется «за освобождение мира», 14% считали, что это война «за освобождение», 13% сказали, что идет война «за свободу», 11% были уверены в том, что война направлена «против диктаторов», 9% думали, что война начата «за человечество», 7% солидаризировались с Рузвельтом: «война за то, чтобы выжить», 6% полагали, что совершается «народная война», 5% назвали войну «антифашистской» и 4% – «освободительной». Комментируя эти ответы, советский историк Н.Н. Яковлев не без оснований заметил: «Преобладали все же мессианские лозунги, большой части американцев страсть как хотелось видеть себя спасителями мира».
У советских же людей с первых часов 22 июня 1941 года не было сомнений в том, за что они будут сражаться. Поэтому уже в 12 часов дня 22 июня В.М. Молотов объявил «отечественную войну за родину, за честь, за свободу» и заверил: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
Иным было и эмоциональное отношение в двух странах к войне.
Посетивший места боевых действий американских солдат в Европе, писатель Джон Стейнбек заметил: «Это была первая война, на которой солдаты не пели песен». Американский прозаик констатировал, что солдат больше волновали вопросы материального благополучия их семей, оставшихся дома. Они постоянно обсуждали, удастся ли получить работу по окончании войны. Совершенно ясно, что подавляющее большинство американцев не могли назвать эту войну «Великой американской». Но, пользуясь незнаниями своих читателей и их легковерием, Борис Соколов подсовывает им мысль: понятие «Великая Отечественная война» – вздорное и от него следует отказаться.
Под предлогом «борьбы с советскими мифами» Соколов пытается очернить и понятие «город-герой». Соколов рассуждает: «Миф приводит к абсурду. Я не знаю, как правильно говорить: «город-герой Ленинград» или «город-герой Санкт-Петербург» применительно к нынешней Северной столице. По сути оба словосочетания звучат абсурдно». Так в сознание читателей, принимающих Соколова за объективного историка, подбрасывается мысль о необходимости отказаться от понятия «город-герой», как «абсурдного».
Иному читателю невдомек, что Соколов известен своими многочисленными фальсификациями, в которых он был многократно уличен. Многие не знают, что для Соколова характерны патологический антисоветизм и патологическая русофобия. Так, после начала агрессии Саакашвили против Южной Осетии Соколов полностью поддержал этого наймита американского империализма и доказывал правоту его действий.
К сожалению, Соколов не одинок. В одном ряду с ним немало других авторов, клевещущих на советскую историю. Эти авторы претендуют на научную объективность, предлагая свое творчество вниманию читателей. Подобным образом ведут себя грибы, которые претендуют на съедобность, а на самом деле содержат смертельный яд. Книги Соколова и ему подобных могут привлечь внимание читателей, ищущих «научную литературу», но так они могут принять опасный яд, отравляющий историческое сознание общества.
С чего начинается Родина?
В ходе указанного опроса 7% населения назвали «другие источники» приобщения к историческим знаниям. О каких источниках шла речь в публикации не было сказано. Можно предположить, что среди них были названы радио и интернет, газеты и журналы. Неизвестно, указаны ли были среди этих источников детские игры. Между тем именно детские игры могут стать тем первоисточником, в котором зарождаются основы первых представлений о прошлом.
Мне было три года, когда я получил в подарок набор картонных солдатиков, изображающих воинов Куликовской битвы из войск Дмитрия Донского и Мамая. Такие наборы были выпущены в 1940 году по случаю 560-летия этого сражения. Не будучи еще знаком с историей, я разыгрывал Куликовскую битву. Через пару лет я и мои сверстники в Барнауле, где я оказался во время эвакуации, бегали по двору с фанерными щитами, на каждом из которых был изображен леопард, как у Александра Невского из одноименного фильма. При этом мы играли в «разгром немцев под Москвой». Такое совмещение исторических эпох было естественным в то время. На стенах барнаульских домов можно было видеть плакаты со стихами: «Бьёмся мы здорово! Рубим отчаянно! Внуки Суворова, дети Чапаева!» На этом плакате Кукрыниксы изобразили бойцов Красной армии, а за ними – силуэты Чапаева, Суворова и Александра Невского.
Там, в Барнауле, едва научившись читать, я по многу раз перечитывал журнал «Мурзилка», в котором был очерк о Куликовской битве. Очерк сопровождался выдержками из поэмы Рылеева об этом сражении и рисунками, изображавшими Дмитрия Донского и поединок инока Пересвета с батыром Челобеем.
Вместе со строками Лермонтова и Рылеева в сознание прочно внедрялись даже такие незнакомые слова, как «инок», «дружина», «дубрава», «бивак», «кивер», «драгуны», «уланы». Завораживали слова: «Звучал булат, картечь визжала». Страшно становилось от слов: «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел». Восторг вызывала фраза из поэмы Рылеева «К концу клонился бой кровавый и черный стяг был пасть готов, как вдруг орлом из-за дубравы Волынский грянул на врагов!». В памяти оставалось неизгладимое впечатление о величии и героизме сражений за свободу и независимость нашей Родины, о чем чуть ли не ежедневно напоминали приказы Верховного Главнокомандующего.
Во что же играют нынешние дети и по каким источникам они впервые узнают о прошлом нашего народа? Действие «стрелялок» и других компьютерных игр, как правило, происходит в неких странах неопределенной национальности. Первые мультфильмы, которые смотрят наши дети, сработаны в студии Уолта Диснея. Затем они привыкают к кинофантазиям про хоббитов и школу колдунов, в которой учится Гарри Поттер. Удивительно ли, что, поступая в школу, слова «Куликовская битва», «Бородино», «Александр Невский», «Александр Суворов» не вызывают в их памяти никакого отклика, а читая «Бородино», они могут спотыкаться на словах «лафет», «редут», «бусурманы».
Песенный канон
Помимо детских игр и стихотворений, заученных в детстве, с первых лет жизни запоминаются песни, которые несут в их содержании и происхождении память о далекой истории. 2500 лет назад Конфуций учредил песенный канон, который он рассматривал как важный инструмент сохранения исторической памяти китайского народа, особенно необходимый в тогдашний период безвременья и разложения Китая. Прошло 1800 лет после смерти великого мыслителя, Китай оказался под властью монгольской Юаньской династии, а в пьесах, которые ставили в китайских театрах конца XIII века, действующие лица напоминали зрителям о «Книге песен», составленной Конфуцием. В этих спектаклях звучали древние песни страны, а сами песни были посвящены еще более давним временам. Так театр помогал своей аудитории не забывать о великой истории Китая.
История нашей страны не столь долговечна, как китайская, и все же у нашего народа немало сохранилось песен, имеющих более чем вековую биографию. 70 с лишним лет назад известную и ныне песню «Метелица» с блеском исполнял в фильме «Музыкальная история» знаменитый Сергей Лемешев. Но еще в начале XIX века писатель И.И. Лажечников установил, что песня имеет давнюю историю, а потому в его романе «Ледяной дом», действие которого происходит при Анне Иоанновне, князь Волынский поет эту песню на улице Санкт-Петербурга. Но родилась она еще раньше. Есть сведения, что песню сочинили в Москве в середине XVII века.
Песня семейных застолий про Ермака, который «сидел объятый думой... на тихом бреге Иртыша», также уводит в далекую старину. Сочинил текст этой песни Рылеев, речь в ней идет о событиях 6 августа 1585 года.
В давние времена уводят звучащие и ныне песни о Степане Разине. Память о героических и трагических событиях Русско-японской войны 1904–1905 гг. хранят песня «На сопках Маньчжурии» и разные варианты песен о подвиге «Варяга».
Но часто ли мы можем услышать эти песни по радио или по телевидению? Полностью исключены из репертуара «Орленок», «Матрос Железняк» и многие другие песни о Гражданской войне. Под запретом песни о Ленине и Сталине, песни первых пятилеток. Советские песни звучат выборочно и дозированно. Зато непрерывно гремят песни на английском языке, не имеющие ничего общего ни с музыкальной, ни с песенной традицией наших народов. Как и в древнем Китае, песни могли бы послужить инструментом возрождения исторической памяти. Поэтому их изгоняют из современной жизни. Но сопротивление власть имущим оказывают энтузиасты через интернет, в котором размещены тексты и мелодии тысяч советских песен.
Школьный урок
Первые уроки истории люди всегда получали через воспоминания родных и близких. Пару десятилетий назад я часто наблюдал повторяющуюся сцену: житель нашего дома Иван Андреевич выходит со своим внуком и идет в сторону леса. Я знал, что весь долгий путь Иван Андреевич будет рассказывать внуку о прожитой жизни. Он расскажет ему про сибирский город, в котором он начинал трудовую жизнь, про то, как выучился на шофера, а затем, став танкистом, прошел боевой путь от Дона до Балатона.
По себе знаю, какое неизгладимое впечатление оставляли рассказы моих родителей о прожитой ими жизни. Мама любила вспоминать про дореволюционную жизнь в приволжских городах и приезд в Кострому царской семьи в 1913 году по случаю 300-летия дома Романовых, о том, как она читала наизусть отрывок из «Полтавы» на школьном концерте в 1918-м, и ее похвалил нарком Луначарский. Отец рассказывал, как с начала Февральской революции около их реального училища постоянно шел митинг, как он сражался за Бакинскую коммуну с турецкой армией.
Находят ли время нынешние отцы и матери, дедушки и бабушки, чтобы рассказать про свою былую жизнь? Есть ли терпение у нынешних детей и внуков, чтобы прослушать эти рассказы? Порой кажется, что традиция семейных воспоминаний угасает под натиском телевидения и интернета.
И все же семейных рассказов о прошлом недостаточно для формирования исторического сознания. Для того чтобы первые впечатления о прошлом страны превратились в основы исторического сознания, нужна хорошая школьная подготовка, в ходе которой отрывочные сведения укладываются в строгий порядок хронологических таблиц и четкой периодизации. В советской школе для усвоения сведений об истории их повторяли, постепенно углубляя знания из года в год. Первый раз мы проходили уроки истории СССР в четвертом классе.
Успешному усвоению знаний способствовало мастерство преподавателей. Наш преподаватель истории Николай Игнатьевич Ермишкин вел уроки увлеченно и изобретательно. Когда речь дошла до первого триумвирата в Древнем Риме, он, изображая Цезаря, опирался на головы двух ребят, сидевших на первой парте, объясняя, каким образом диктатор использовал других триумвиров – Марка Красса и Помпея. Николай Игнатьевич постоянно контролировал, как мы усваиваем обширный материал. Помимо тех, кого он вызывал отвечать к доске, он усаживал на первые парты шестерых школьников, которым приказывал писать сочинения по истории.
Николай Игнатьевич оценивал эти сочинения строго. Важно было не просто назвать верные даты и имена царей, а дать осмысленное объяснение исторических событий и процессов. Так он обучал нас историческому мышлению. Вряд ли с помощью тестов ЕГЭ можно этому научить.
Что можно сделать в Год истории?
Поразительным образом упадок исторического сознания народа, загрязнение всех источников исторических знаний, их подмена второсортной имитацией, а то и ядовитыми изделиями начались с кампании по «ликвидации белых пятен», «возрождению исторической правды» и «восстановлению памяти народа». Ныне, как и 20 лет назад, из истории нашей страны стараются извлечь лишь то, что может пригодиться правящей верхушке для решения чисто политиканских задач.
Содержание указа от 9 января создает впечатление, что подписавший его президент РФ Д.А. Медведев и составители указа всерьез не задумывались о том, как они решили проводить Год истории. В указе дано лишь распоряжение провести такой год, создать оргкомитет и организовать соответствующие мероприятия. Ни состава комитета, ни перечня главных мероприятий, ни сроков их проведения в указе нет. Кажется, указ был подготовлен наспех. А ведь такие мероприятия следует готовить заблаговременно.
О том, что наступает год 400-летия победы народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским над польскими интервентами, год 200-летия Отечественной войны против наполеоновских захватчиков, год 70-летия начала Сталинградской битвы было известно давно. 2012 год мог быть заранее избран для того, чтобы обратить внимание страны на эти основополагающие вехи в историческом сознании народов нашей страны. Очевидно, что заблаговременно следовало создать организационный комитет, в который бы вошли видные, авторитетные в народе историки нашей страны. Такой комитет мог предложить программу соответствующих мероприятий, включая проведение конференций ученых и преподавателей истории, кинофестивалей, выставок и других акций, направленных на популяризацию исторических знаний.
Известно, что споры на темы истории в настоящее время становятся все более острыми в различных странах мира. Наша страна здесь не исключение. Последние два года мы стали свидетелями бурных страстей, которые кипят во время передач по телевидению и радио в ходе дискуссий на исторические темы. Поэтому широкие дискуссии по вопросам истории могут вызвать активный интерес широкой общественности, а не свестись к чтению и заслушиванию докладов и информационных сообщений.
Форумом для таких дискуссий и одновременно средством распространения знаний по истории мог бы стать научно-популярный журнал. Впервые о создании такого журнала заговорили пару десятилетий назад. На одном из заседаний Отделения истории АН СССР заместитель директора Института международного рабочего движения АН СССР Валентин Кузьмич Кучко призывал академиков проголосовать за создание журнала для любителей истории. Переходя почему-то на манеру Владимира Высоцкого, он, растягивая согласные, восклицал: «Ко мне звонннят лллюбители исторррии! Они тррребуют такого журналлла!» Но академики остались глухи к горячим призывам Валентина Кузьмича. Было упущено время, когда популярность журналов и исторической темы достигли пика.
Журнал «Мир истории» был создан лишь в 2001 году, к тому времени некогда популярные журналы стали умирать. Журнал был небольшим по объему. Он изобиловал яркими иллюстрациями. В журнале публиковались интересные материалы о раскрытии тайн прошлого. Во главе журнала встал опытный редактор Виктор Ильин. Однако лишенный государственной поддержки, столь необходимой в нынешние тяжелые времена, журнал просуществовал недолго. В Год истории подобный журнал мог бы возродиться.
Можно было бы запланировать и мероприятия с использованием возможностей телевидения и интернета. Передачи по отечественной истории можно делать не менее красочными и интересными, чем это делают на Би-би-си.
В нынешнем виде указ президента представляет собой формальную отписку. В то же время не исключено, что под предлогом проведения Года истории власть имущими будут предприняты новые усилия по разрушению исторической памяти народа.
Политиканским задачам власть имущих следует противопоставить усилия по возвращению народу исторической памяти в самых различных формах – от научных исследований до художественных произведений, от детских игр и песен до восстановления музейной культуры и образовательных программ. Следует давать отпор попыткам разорвать историческую память наших народов, выбрасывая из нее 70 с лишним лет Советской власти и очерняя эти славные годы. Только успех этих усилий может сделать 2012 год переломным в борьбе за предотвращение массового беспамятства, а стало быть, сохранение нашей страны.
Юрий ЕМЕЛЬЯНОВ