Исполнилось 120 лет одному из ближайших помощников И.В.Сталина, возглавлявшему Особый сектор ЦК (секретариат генсека) Александру Николаевичу ПОСКРЁБЫШЕВУ. Человек уникальных способностей и редкой скромности, он выполнял ответственные функции у капитанского мостика страны, но не оставил об этом своих свидетельств. Воспользуемся воспоминаниями его дочери Натальи Александровны Поскрёбышевой.
1891 году 7 августа в селе Успенском Слободской области Вятской губернии в семье малоземельного крестьянина-сапожника родился Александр Николаевич Поскрёбышев. Семья была многочисленная – несколько сестер и брат, Иван Николаевич, будущий военный летчик. Бабушка, Надежда Ефимовна, милый, справедливый человек, воспитывала детей строго, но с большой добротой. Папа рос, как все мальчишки – ловил рыбу, любил искать в воде раков, помогал по дому, много читал, ходил в школу. С ранних лет и до самой смерти он был дружен с парнишкой из соседнего села Бакули – будущим великим хирургом и президентом Академии медицинских наук Александром Николаевичем Бакулевым. Традиции этой дружбы продолжились и в детях: я и Марина Бакулева искусствоведы и дружим домами.
В те же годы ХХ века их пути немного разошлись – Бакулев поступил в Екатеринбургский университет, а отец в фельдшерское училище, после окончания которого был направлен на Урал в Баранчу, где рабочие завода выбрали его секретарем партийной организации. В партию он вступил в 1917 году.
Так, принимая и леча больных, он проводил большую организационную и партийную работу. Работа в Перми, Уфе, Златоусте на ответственных партийных постах была отмечена, и в 1922 году его направляют в Москву для работы в ЦК ВКП(б), где он работает инструктором, заместителем Управляющего делами, помощником секретаря ЦК ВКП(б), а с 1928 года – заведующий особым сектором ЦК (секретариат И.ВСталина).
Почти 30 лет они работали вместе, у них были добрые товарищеские отношения на равных; Сталин доверял отцу во всех делах. Можно сказать, что папа держал руку на пульсе страны – ему докладывали для передачи Генеральному секретарю от военачальников, министров, директоров заводов, ученых, писателей, актеров, секретарей ЦК республик Союза. Наиболее важные сообщения тут же докладывались на политбюро, И.В. Сталину.
С 1934 г. его выбирают на ХVII съезде кандидатом в члены ЦК, на XVIII и XIX съездах – он член ЦК КПСС. Он также был депутатом Верховного Совета СССР – первого, второго и третьего созывов, одновременно являясь депутатом Верховного Совета РСФСР, где был выбран председателем комиссии законодательных предположений.
Он был награжден четырьмя орденами Ленина, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941– 1945 гг., «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941– 1945 гг.»...
В воспоминаниях рабочих г. Баранчи есть фраза: «он не только хороший большевик был, но и человек исключительный».
Для меня папа был и мама, и папа. В 1939 году мою мать, Брониславу Металликову, арестовал Берия, обвинив ее в связи с троцкистами. Мне тогда был 1 год и 3 месяца. Мама была врачом-эндокринологом, и она ездила со своим братом, профессором М.С.Металликовым, по работе в Париж и Берлин в 1933–1934 годах. Ее обвинили в том, что в Париже она видела Л.Седова – сына Троцкого, которого знала еще а 20-е годы по Москве. Этого было достаточно. Никакие просьбы папы не помогли. Что касалось Троцкого – было основанием для ареста. И, конечно, отец ничего не мог сделать, тем более что у него на руках оставались две маленькие дочки – 5-летняя Галя и годовалая Наташа.
А Берия после ареста мамы прислал нам корзину фруктов и сладостей с подписью «маленьким хозяйкам большого дома». На работе папа был суровым, строгим, обычно на вопросы: «Зачем вызывали?», «Какое настроение?» – отвечал однозначно: «Узнаете».
Дома это был милый, добрый, добродушный человек. Он очень много читал, был в курсе театральных постановок, сценариев, кинофильмов.
Любимое занятие – рыбалка в субботу на воскресенье, на моторной лодке с друзьями: А.Н.Бакулевым, И.С.Папаниным, А.В.Хрулёвым. Они отправлялись за плотвой, карпами, щуками. Для поддержания формы часами любил играть в теннис и городки.
Работал он почти сутки: часов в 5 утра он приезжал домой на дачу, а уезжал в 10–11 утра.
Про него говорили – «ходячая энциклопедия». Он давал ответ на любой вопрос, который ему задавали.
В 1942 году он женился, и от этого брака родилась моя третья сестра, Елена. Екатерина Григорьевна удочерила меня и заботилась о всех трех сестрах.
В нашем доме всегда было много друзей – начиная от А.Н.Бакулева, Н.Г.Кузнецова, А.В.Хрулёва, ученых, писателей, актеров. Часто бывал С.Я.Лемешев, Москвин, Парханов. Однажды рано утром, гости еще не разошлись, Козловский, папа, Михайлов громко пели «Дубинушку», у них это здорово получалось.
В доме часто гостила Надежда Ефимовна, мать папы. С вятским акцентом и окая она рассказывала мне сказки, историю своих детских лет. От нее веяло покоем, мягкосердечностью. Очень дружен был отец с семьей брата Ивана Николаевича, сестрами Ольгой и Саней, которые часто гостили у нас.
Работа во время войны была колоссальной. У папы в кабинете висела огромная карта Европы и России, и каждая победа отмечалась нами красными флажками.
Очень хорошо помню затемненную Москву 1943 года и победу на Курской дуге: позвонил папа – идите смотреть салют. И это было очень торжественно. Москва осветилась радужными залпами феерического света, озарившего темное небо.
А 9 мая 1945-го мы с дачи поехали смотреть на ликующую Москву.
Торжественен был парад 24 июня, несмотря на проливной дождь. Папе к этому времени было присвоено звание генерал-майора, и он был в новой генеральской форме – вся левая сторона мундира была в орденах. Ощущение великой победы было, наверное, как у всех, когда к мавзолею бросали знамена и штандарты немецких дивизий и армий.
Еще в 20-е годы, окончив экономический и юридический факультеты, он принимал непосредственное участие в написании Конституции, подготовке текста доклада И.В.Сталина по поводу ее создания; им написан весь текст истории ВКП(б) по тезисам Сталина совместно с группой ученых-историков. Им редактировался Устав КПСС и программа 1952 года, принятая на XIX съезде.
Папа принимал большое участие в подготовке материалов Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций, непосредственно участвуя в двух последних. Общался там с Т.Рузвельтом, У.Черчиллем, Г.Труменом, с послами стран антигитлеровской коалиции на английском языке.
Мы, дети, никогда не допускались к столу, когда приезжали гости, – мы все и наши друзья играли и сидели за столом в детской или смотрели кино в гостиной. Дружба со всеми моими друзьями детства продолжилась и впоследствии – с Надей Власик, Галиной Яковлевной Джугашвили, Александром Васильевичем Бурдонским, Марфой Максимов-
ной Пешковой, Тиной Игнаташвили.
Отец по своему характеру был целеустремленным, решительным и очень добрым человеком. Он всегда любил повторять: «Надо в жизни быть добрым, но не «добреньким». Папа помогал очень многим людям, когда возникали какие-то проблемы у писателей (например, Шолохова, Леонова, Булгакова и многих других), и просто всегда откликался на письма людей, будучи депутатом Верховного Совета. Приходило огромное количество писем с благодарностью за оказанную помощь и поддержку.
После смерти И.В.Сталина папа ушел на пенсию. Н.С.Хрущёв сказал ему: «Вы много работали, нужно отдохнуть». Отец очень переживал, чувствуя в себе силы для продолжения работы. Когда ему говорили: «Напиши о своей работе, о своих встречах», он отвечал, что не хочет писать мемуары, так как все документы в архиве, в Институте марксизма-ленинизма, а писать можно, основываясь на подлинных материалах.
В общем, огромный пласт подлинных событий ушел вместе с ним. Все свое он унес с собой. Свою родину, свою Вятскую землю, он часто вспоминал, но побывать на ней не смог. После выхода на пенсию после такой напряженной работы начались болезни, и большую часть времени он проводил то в больнице, то в санатории в Барвихе. Умер папа 3 января 1965 года.
С дочерьми Галиной и Наташей.
1940 г.
Наталья
ПОСКРЁБЫШЕВА.