После того как в ночь на понедельник на административной границе Косова и «большой» Сербии были открыты пропускные пункты Яринье и Брняк, снабжение северной части этого автономного сербского края продуктами питания приходит в норму. До этого почти четверо суток в населенные сербами районы Косова не поступали даже хлеб и молоко.
Напомним, две недели назад официальная Приштина запретила ввоз на территорию Косова любых товаров из Сербии. В ночь на 26 июля по решению премьер-министра Косова Хашима Тачи косовский спецназ захватил пункт пропуска Брняк на административной границе с Сербией. Второй пункт пропуска – Яринье – не позволили занять местные сербы. Власти Косова заявили, что намерены оборудовать здесь полноценную государственную границу и таможню. Дело дошло до вооруженных столкновений, в ходе которых погиб косовский полицейский.
На следующий день компромисс, казалось, был найден. При посредничестве КФОР сторонам удалось договориться о возвращении статус-кво: переходы берут под контроль международные силы, а сербы снимают баррикады. Однако уже через несколько часов КФОР, призванный следить за соблюдением резолюции 1244, грубо нарушил ее, доставив на своих вертолетах в Брняк полицейских и так называемых таможенников Косова. После этого группа молодых людей разгромила и сожгла переход в Яринье. Срочно введенные военнослужащие международного контингента закрыли переходы, объявив их военной зоной.
Командование КФОР в лице немецкого генерала Билера занималось тем, что ставило сербам ультиматумы, требуя без всяких условий освободить дороги от баррикад. Впрочем, ультиматумы и психологическое давление действия не возымели, а силу военные пока применить не решились.
Обстановка в Косово накаляется, но никаких попыток разрядить ситуацию со стороны «международного сообщества» не видно. Серьезную обеспокоенность событиями на севере Косова выражает лишь Сербия. Официальный Белград, в частности, потребовал внеочередного созыва заседания СБ ООН по ситуации в крае.
Непросто проходило обсуждение положения на севере Косова в скупщине самой Сербии. Причина трудностей очевидна: сербская власть, взявшая курс на сближение с ЕС во что бы то ни стало, никак не может поссориться с Европой, потворствующей косовским албанцам. Но и публично признать, что отказывается от Косова и защиты его сербского населения она тоже не может.
На внеочередном заседании парламента декларация по Косово все же принята. В ней депутаты требуют от правительства предпринять необходимые меры для последовательного выполнения резолюции ООН.
Вот только ни правительство, ни президент Сербии не в состоянии принять этих мер. Борис Тадич, выступая по завершению дискуссий, заявил, что важнейшая задача Сербии – мир. Но как
гражданам Сербии, живущим в Косове и остававшимся на момент этих заявлений без хлеба и лекарств, жить в таком мире, Тадич не объяснил.
Ну а «международное сообщество» миролюбия официального Белграда не оценило. Так, уже после открытия пунктов Яринье и Брняк американские военные не пропустили в Космет официального представителя Сербии по переговорам в крае Борислава Стефановича и министра по делам Косово и Метохии Горана Богдановича. Высоким правительственным чиновникам удалось попасть на территорию края «альтернативными путями». В Приштине их уже объявили «нелегалами, подлежащими депортации».
Пропуск большинства товаров из центральной Сербии на север Косово по-прежнему запрещен. Вчера военнослужащие КФОР находились в 200 метрах от главной сербской баррикады в селе Зупче, где собралось несколько сотен сербов.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.