2 октября 2010 года исполнилось 70 лет Государственной системе трудовых резервов.
Она дала путевку в жизнь многим миллионам юношей и девушек, стала для них школой профессионального становления, гражданского воспитания и духовно-нравственного развития.
О трудовом и жизненном пути одного из миллионов воспитанников системы трудовых резервов Щепотине Андрее Фёдоровиче рассказывается в этой статье.
В начале каждого учебного года, встречаясь с первокурсниками, заместитель директора по научной работе Московского политехнического колледжа №19 Андрей Фёдорович Щепотин рассказывает о том, какие широкие возможности им может открыть будущая специальность, если они с первых дней будут ответственно относиться к учебе, не пренебрегать советами опытных преподавателей, мастеров производственного обучения, более вдумчиво оценивать, казалось бы, обыденные явления и адекватно реагировать на них.
Андрей Фёдорович увлекает слушателей рассказом о том, как много лет назад в их возрасте он, выпускник Свободинского ремесленного училища №16 Курской области, токарь-универсал 5-го разряда, придумал новый резец, за что впоследствии был удостоен бронзовой медали ВДНХ СССР.
Путевку в рабочие ему выписала война. В первые месяцы погиб отец. В это же время его мать в качестве врача сопровождала в тыл эшелон с детьми. При ней был и недавно родившийся младший брат Андрея. Эшелон не дошел до места назначения: вражеские бомбардировщики не пощадили никого.
Так заботы о воспитании Андрея Щепотина взяло на себя государство. Сначала это был детский дом, затем – ремесленное училище. Своим воспитателям, учителям он преисполнен благодарности на всю жизнь. Это были в основном недавние фронтовики. К детдомовцам они относились по-отечески, как к детям своих фронтовых товарищей. По крайней мере сиротой Андрей Щепотин не чувствовал себя ни в детском доме, ни в ремесленном училище. Кстати, специальным оно называлось потому что зачислялись в него дети воинов, погибших при защите Родины.
Ребята и сами стремились увековечить память о Великой Отечественной войне, о своих родителях. Комсомольская организация Свободинского специального ремесленного училища во главе с Андреем Щепотиным замыслила создать мемориальный комплекс Центрального фронта, которым командовал выдающийся полководец Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский. На территории училища в годы войны располагался штаб фронта. К.К.Рокоссовский лично поддержал патриотический порыв комсомольцев училища, дважды с ними встречался, передал мемориалу копии карт и документы особо важных боевых операций Курской битвы, а также свою полевую и парадную форму, пистолет, бинокль и другие личные вещи времени Курской битвы – одного из решающих сражений Великой Отечественной войны. Вскоре комсомольская организация училища, возглавляемая Андреем Щепотиным, за успехи в военно-патриотической работе была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, Министерства обороны СССР, музея Вооруженных Сил СССР, а он сам избран делегатом съезда ВЛКСМ.
Мемориал стал центром патриотического воспитания молодежи района и области. Здесь многолюдно и торжественно отмечается День Победы, юбилейные даты Курской битвы, организуются встречи участников Великой Отечественной войны, патриотические праздники, проводы молодежи Золотухинского района и Курской области в Вооруженные силы России. Свободинский мемориал Центрального фронта Великой Отечественной войны сегодня является филиалом Курского областного краеведческого музея.
После окончания ремесленного училища, поработав токарем на Щигороском механическом заводе, Андрей Щепотин поступил в Люблинский индустриально-педагогический техникум трудовых резервов. По окончании был направлен мастером и преподавателем спецдисциплин в среднее профессионально-техническое училище №10 им. Ю.А.Гагарина, учащиеся и преподаватели которого очень гордились тем, что его окончил первый космонавт планеты. Молодой мастер еще не знал тогда, что он будет называть себя учеником Героя Советского Союза, академика Сергея Яковлевича Батышева, на чье имя когда-то Юрий Гагарин писал заявление с просьбой о приеме в число студентов Саратовского индустриального техникума трудовых резервов. Но до этого Андрею Щепотину еще предстояло окончить вечернее отделение индустриально-педагогического факультета Московского областного педагогического института им. Н.К.Крупской, ряд лет проработать заведующим учебно-методическим кабинетом профтехобразования Московской области, на разных должностях в Государственном комитете Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию, директором Российского учебно-методического кабинета профтехобразования, в отделе высшего, среднего специального и профессионально-технического образования Совета Министров РСФСР. Он стал инициатором создания Российского центра научно-технической и педагогической информации, Центрального дома технического творчества учащихся профтехобразования РСФСР в Москве, Всероссийской постоянно-действующей учебно-методической выставки. Был одним из организаторов Всероссийских педагогических чтений-конференций по научной организации педагогического труда, активно участвовал в создании Федерального музея профессионального образования в городе Подольске Московской области, членом Ученого совета которого состоит и по сей день.
В 1987 году А.Ф.Щепотин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В ее основе – проблемы повышения качества подготовки квалифицированных рабочих в профтехучилищах посредством системного использования в учебном процессе опыта новаторов производства. Спустя двадцать с лишним лет эта тема является актуальной и сегодня.
Всю свою жизнь Андрей Фёдорович посвятил профтехобразованию. И на каких бы командных постах он ни находился, всегда активно и последовательно проводил в жизнь идеи научной школы академика С.Я.Батышева. Неоднократно был отмечен наградами и званиями. О его вкладе в развитие системы профессионального образования рассказано на страницах книги «Сто великих имен Российской профессиональной школы».
А.Ф.Щепотин – автор многих печатных трудов. Среди них: монография «Обучение учащихся профтехучилищ на опыте новаторов производства, двухтомная монография «История среднего профессионального образования в России», подготовленная коллективом ученых под руководством в то время первого заместителя министра образования РФ, академика В.М.Жураковского. Монография готовилась в трудный для страны последефолтовский период. И потому издание осуществилось только благодаря финансовой, а также и информационной поддержке председателей региональных советов директоров средних специальных учебных заведений. Со многими из них Андрея Фёдоровича связывали долгие годы совместной работы в сфере образования.
В заключение заметим: члены студенческого научного общества Политехнического колледжа №19 в рамках московского городского конкурса «Люди, достойные подражания», посвященного 70-летию трудовых резервов, выполнили мультимедийный проект по этой теме, в котором освещена жизнь и деятельность заместителя директора колледжа по научно-методической работе Андрея Фёдоровича Щекотина. Проект удостоен диплома III степени.
Е. Чащин,
председатель Совета директоров ссузов Омской области, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук.
Ю. Кириллов,
член Союза журналистов Москвы.