В России очередная авиакатастрофа с многочисленными человеческими жертвами. Погибли 45 человек, находившиеся на борту самолета «Ту-134», который выполнял рейс из Москвы в Петрозаводск. Cемь человек выжили, среди них шестеро пассажиров и стюардесса. Все они получили многочисленные травмы, ожоги и находятся в крайне тяжелом состоянии. В связи с трагедией в Петрозаводске отменен День города и связанные с ним праздничные мероприятия. В Карелии объявлен трехдневный траур.
Катастрофа произошла в ночь на 21 июня, когда самолет уже подлетал к аэродрому, и ему было дано разрешение на посадку. Самолет авиакомпании «РусЭйр» рейса ДЖ9605 вылетел из аэропорта Домодедово в 22:30 и в полночь должен был приземлиться в петрозаводском аэропорту около поселка Бесовец. В ходе полета сообщений о возможных неполадках и нештатных ситуациях не поступало.
Однако по не установленным пока причинам экипаж попытался посадить машину не на взлетно-посадочную полосу, а на находящуюся в семистах метрах от нее автотрассу Петрозаводск – Суоярви. В результате жесткой посадки фюзеляж самолета получил разрушения, на борту вспыхнул пожар, затем произошел взрыв, практически полностью уничтоживший лайнер. Некоторых из выживших, еще до того как самолет взорвался, успели спасти местные жители из находящихся в нескольких ста метров от места крушения домов.
Сейчас врачи борются за жизнь раненых. Не удалось спасти 9-летнего Антона Терехина. Вчера, несмотря на все усилия медиков, мальчик скончался. Его 14-летняя сестра Анастасия отправлена на лечение в Москву. Они жители Южно-Сахалинска. Среди погибших и выживших москвичи, петрозаводчане, жители Томска, Иванова, Нижнего Новгорода, других российских городов, а также двое граждан Украины и по одному – Нидерландов и Швеции.
Причины случившегося в настоящее время неясны. Единственно, что можно сказать с определенностью, посадка совершалась в сложных погодных условиях. В районе аэропорта стоял сильный туман. В настоящее время следствие рассматривает несколько версий авиакатастрофы: человеческий фактор, то есть ошибку пилота или наземных служб аэропорта, сложные метеоусловия, а также технические неисправности воздушного судна или оборудования аэропорта, об этом заявил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
В частности предполагается, что по непонятной причине самолет преждевременно пошел на посадку. Ранее появилась информация, что в момент посадки самолета в аэропорту оказались отключены световые индикаторы посадочной полосы.
Обнародовавший эти сведения МАК заявил, что такое отключение могло создать нештатную ситуацию, спровоцировавшую катастрофу. Генеральный директор аэропорта Петрозаводска Алексей Кузницкий сначала отказался комментировать данное сообщение, заявив, что во всем должна разобраться специально созданная комиссия. Но вскоре комментарии от него все же последовали. По его словам, отключение длилось всего 2 –3 секунды и произошло потому, что «из-за ошибки пилотирования «Ту-134» зацепил линию электропередачи, оборвал ее, обесточив таким образом посадочную полосу».
В дальнейшем чиновники делали противоречивые заявления. В зоне авиакатастрофы нет ЛЭП, которые мог задеть самолет, утверждал представитель комитета Республики Карелия по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения. «Самолет авиакомпании «РусЭйр», совершивший жесткую посадку в 1километре от аэропорта Петрозаводск, при падении задел линию электропередачи напряжением 6 кВ и значительно повредил ее. В результате этого было нарушено энергоснабжение самого аэропорта, поселков Верхний Бесовец, Нижний Бесовец и нескольких дачных поселков», – говорится в сообщении ОАО «Прионежская сетевая компания».
Как сообщается, Генпрокуратура начала проверку авиакомпании «РусЭйр», служб аэропортов в Петрозаводске и Домодедово в связи с крушением «Ту-134». Страховая компания намерена выплатить семьям погибших по 2 млн рублей.
Вице-премьер Сергей Иванов выразил мнение, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилота при плохой погоде.«Я не хочу предвосхищать следствие и все прочее, но по первым таким внешним данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее», – цитирует его РИА «Новости». Иванов заявил также, что крушение «Ту-134» напоминает ему авиакатастрофу под Смоленском в апреле 2010 года. Тогда в условиях сильной облачности пилоты «Ту-154» польского президента, как считают российские авиационные органы, при посадке на аэродром с небольшим погодным минимумом «потеряли землю» и не заметили, как опустились слишком низко.
Глава минтранса Игорь Левитин обратился к чиновникам, попросив их «как членов комиссии не делать заявлений, не распространять информацию и не оглашать свои личные выводы о том, что произошло», до объявления официальных выводов МАК.
Что касается самого аэропорта, где произошла катастрофа, ранее он был военным, международным стал в 1990 году. В конце 2008 года, когда аэропорт оказался на грани банкротства, регулярные пассажирские рейсы прекратились. После того как его выкупили за 47 млн рублей из республиканского бюджета, было создано закрытое акционерное общество «Аэропорт Петрозаводск». Тогда на его модернизацию уже из бюджета федерального было выделено 180 млн рублей. Светосигнальное оборудование (отказ которого – одна из предположительных версий трагедии) появилось здесь только в 2009 году, до этого аэропорт принимал самолеты лишь днем.
Очевидно, что расследование только началось, а переваливание ответственности разными ведомствами друг на друга идет уже вовсю. Это весьма характерное явление для всех ЧП подобного рода. Выявлять и устранять истинные причины ответственные за это лица то ли не хотят, то ли не могут. Напомним, что нынешний год также начался с авиа-ЧП, повлекшего человеческие жертвы. 1 января в Сургуте за несколько минут до взлета загорелся «Ту-154Б-2». Три человека тогда погибли, более 40 получили травмы разной степени тяжести. Самолет полностью сгорел. «Я надеюсь, что и вы, и другие правительственные структуры окончательно разберетесь в причинах этой аварии и доложите предложения по устранению причин и последствий», с такими словами буквально через несколько дней обратился президент Медведев к министру транспорта Игорю Левитину.
Результаты такой проверки – по крайней мере те, что доведены до общественности – выглядят более чем скромно: сообщается, что в самолете были «проблемы с проводкой». Правда, Уральская транспортная прокуратура провела проверку безопасности полетов в Сургуте. И выявила массу нарушений. «На складах «Когалымавиа» были найдены запасные лопасти рулевого винта к воздушным суднам, эксплуатируемых авиакомпанией, с поддельными документами. По данному факту возбуждено уголовное дело. «Кроме этого, отметил прокурор, были выявлены нарушения прав работников – их зачастую заставляли работать сверхурочно. В результате авиакомпания была привлечена к административной ответственности за нарушения правил охраны труда и оштрафована на 1,5 тыс. руб.», – рассказал еще в марте газете «Коммерсантъ» заместитель Сургутского транспортного прокурора Николай Ширяев.
А ведь ситуация эта типична далеко не только для этой авиакомпании. Как не быть «проблемам с проводкой» и общим техническим состоянием авиапарка, если самолеты эксплуатируются по много десятилетий? А если что и приходит им на замену – такие же БУ импортные «Боинги»?
Неудивителен и так называемый «человеческий фактор», когда даже самые опытные летчики совершают ошибки. Раз за сверхурочную работу, которая может повлечь тяжелые последствия, положен штраф в 1,5 тысячи рублей, у частников, готовых на все ради сверхприбыли, нет никаких преград продолжать действовать в том же духе.
Что касается разбившегося в Петрозаводске «Ту-134АК», он находился в эксплуатации с 7 мая 1980 года. Сначала самолет находился в пользовании советского авиаотряда особого назначения, выполнявшего правительственные рейсы. В 1993 году его приобрела компания «Волгаавиаэкспресс». В 2001 году машину в лизинг получило Чебоксарское авиационное предприятие, затем пригрели «Авиалинии Татарстана». Там он находился на хранении до 2011 года, пока его не приобрела компания «Русэйр». В «Русэйр» утверждают, что самолет был полностью исправен.
Ситуацию, когда машины, созданные более 40 лет назад, заменить просто нечем – свидетельство катастрофического состояния отечественного авиапрома. Ну ничего, скоро появится наш SuperJet, и все-де наладится, – примерно так успокаивали нас чиновники в течение многих лет после каждой новой трагедии. Два месяца назад SuperJet наконец-то совершил первый регулярный рейс. А как раз в 21 июня, в день петрозаводской катастрофы, стало известно, что России в Ле Бурже удалось продать 12 лайнеров SuperJet 100.
Отдельная тема, насколько SuperJet вообще можно считать «нашим», то есть отечественным самолетом. Куда важнее, что на настоящий момент этих машин произведено 6штук. Тогда как российские авиакомпании сейчас эксплуатируют около 100 «Ту-134».
У российской ОАК есть 170 твердых контрактов на поставки SuperJet 100, из которых 104 заключили иностранцы. 30 лайнеров купил себе «Аэрофлот», получивший в июне первый самолет.
Но что-то сомнительно, что «экономные» хозяева большинства российских авиакомпаний бросятся закупать новые машины, когда вновь можно приобрести подержанный импортный хлам. Такая уж у них экономическая политика, рассчитанная на собственную выгоду.
Павел СВИРИДОВ.