Сенсационные новости приходят из Лопуховки Аткарского района Саратовской области. Они не столь шокирующи, как те, что поступали из Кущёвки, Гусь-Хрустального или Ставрополя. Там были убийства и расправы. В Лопуховке кровь не проливалась. Но нечто общее в происходящем в каждом из этих скромных населенных пунктов, несомненно, есть. Объединяет их прежде всего то, что в каждом случае страдают люди, становясь жертвами криминала, мошенников, беззакония.
По короткому сообщению СМИ, ряд жителей села, работавших на местном хлебокомбинате, набрали кредитов на общую сумму 25 млн рублей. С тех пор прошло пять лет, но кредиты никто не возвращает. Банкиры требуют вернуть им долг, который уже удвоился за счет процентов и пеней, начисляемых за неуплату.
Кто же из лопуховцев пошел на такую авантюру, куда делись миллионы, и почему не погашаются долги? В кредитную историю окунулись депутат-коммунист Саратовской областной Думы Ольга Николаевна Алимова и секретарь парторганизации Аткарского райкома КПРФ Анатолий Сергеевич Гахов. Они узнали, что в кредитополучателях числятся простые труженики лопуховского хлебокомбината: уборщица, сторож, хлебопек, у которых всегда были мизерные зарплаты. А взятые ими кредиты составляют от 100 тыс. до 2 млн рублей. Получение денег именно этими работниками подтверждается подписанными ими договорами, а также их паспортными данными, внесенными в документы. Чтобы вернуть свои деньги, банкиры приступили было к отъему ценностей у должников. Но были разочарованы. Ценностей, которые можно было бы взять в счет долга, у кредитополучателей не нашлось. Бедность на грани нищеты. Как же получилось, что неплатежеспособным людям были выданы крупные суммы? Без справок о доходах и имуществе банки никого не кредитуют. А в случае с лопуховцами все произошло легко и просто.
Разбираясь в ситуации, О.Алимова выяснила следующее. Примерно в 2005 году лопуховский хлебокомбинат оказался на грани банкротства. Руководивший им в то время Пётр Петрович Казаков, он же крупнейший акционер предприятия, решил «спасти» его своеобразным способом – уговорить работников стать кредиторами комбината, чтобы сохранить его на плаву и заодно – свои рабочие места. Замысел удался. Как полагает О.Алимова, люди в добровольно-принудительном порядке подписали договоры на банковские кредиты. Влезая в долги, никто из подписантов не думал, что им самим придется расплачиваться с банкирами. Деньги-то предназначались не им, а предприятию. Люди в глаза этих денег не видели. Они поверили Казакову, что с долгами расплатится комбинат и он, его совладелец, а возможно, их заставили поверить под угрозой увольнения? По мнению О.Алимовой, лопуховцы влипли в финансовую авантюру, оказавшись в безвыходном положении.
Сейчас должники, как рассказал А.Гахов, побывавший в селе Лопуховка, выглядят растерянными и подавленными. Общаться с кем бы то ни было не хотят. Видно по всему, что они не ожидали такого поворота событий. В местных правоохранительных органах подтвердили: кредиты, предположительно добровольно-принудительные, имели место. Но комбинату они не сильно помогли. Он был и остается в тяжелом положении, сейчас работает наполовину былой мощности. А главный акционер Казаков исчез из Аткарского района. Поначалу, как узнал А.Гахов, Казаков что-то платил по кредитам. Но вскоре перестал. И теперь большая часть из 25 млн руб. вместе с набежавшими процентами и пенями повисла на легковерных лопуховцах. Некоторые из них уже стали пенсионерами, некоторые – безработными. Им выплачивать долги не из чего.
Сейчас, по словам О.Алимовой, Казакова ищут. В Волжском районном суде Саратова рассматривалось дело, связанное с состоянием хлебокомбината и долгами банку. Но без главного фигуранта разобраться в деле невозможно. Предполагается, что П.Казаков совершил мошенничество, вынудив обманным путем рядовых работников стать кредиторами предприятия. Отдельного разъяснения требует вопрос, касающийся выдачи банком кредитов: как он согласился дать взаймы большие деньги малооплачиваемым гражданам? О.Алимова не исключает, что мог быть сговор или подлог.
Сомнений не вызывает только то, что доверчивые лопуховцы угодили в капкан крупной финансовой аферы. «В Лопуховке построена «пирамида», которой может позавидовать сам Мавроди», – сокрушается О.Алимова. Свою задачу, как коммуниста и депутата, она видит в спасении людей от банковского прессинга, не допустить, чтобы их лишили последнего – крова. Это единственное, что могут у них забрать в счет долга. Невольные кредиторы напуганы, поэтому отмалчиваются. Возможно, им даже угрожают.
В этой непростой ситуации должно разобраться следствие, говорит О.Алимова. По нынешнему законодательству должниками являются те, кто подписывал документы на кредиты. С них и спрос. А Казаков должен ответить за состояние предприятия, которое было так щедро профинансировано.
О.Алимова вместе с коллегами по областной думе готовит официальный запрос в следственные органы, в Генпрокуратуру. Собирается обратиться и к депутатам фракции КПРФ в Госдуме, чтобы они на федеральном уровне подняли вопрос о мошенничестве, от которого пострадали многие жители Лопуховки, и о привлечении к ответственности виновных. Но все это будет потом. А сейчас Лопуховка живет в напряжении: что станется с банковскими должниками? Банкиры продолжают требовать с них такие суммы, о которых сельчане никогда и не помышляли. Но за них некто не только помыслил, но и поживился, воспользовавшись доверчивостью и безысходностью положения лопуховцев.
«Cчастливые миллионеры» задолжали банку целое состояние.
Криминальная схема кредитования.
Хоромы бывшего директора хлебокомбината.
Галина ПЛАТОВА.
Фото Александра АХТЫРКО.