В УШЕДШЕМ только что году чего только не теряла наша страна: и леса в пожарах, и километры морской территории в подарок соседней стране за добрые отношения, и падающие как горох с неба самолеты с людьми, и солдатские жизни в кавказских и мафиозных разборках или в шахтных авариях, и, наконец, веру народа в то, что когда-нибудь остановится бесконечный рост цен, невыдача зарплат и непрестанное жужжание об успешном выходе из затянувшегося экономического кризиса и грядущем процветании.
А я хочу рассказать о потрясшей меня до глубины души еще одной потере, о которой прочитал в конце теперь уже прошлого года в газете «Крымские известия». В ней сообщалось, что одним «росчерком пера перечеркнута двухвековая история виноделия».
Но для начала поговорим немного о самой этой истории.
В далеком 1828 году согласно указу Николая I и по инициативе генерал-губернатора Новороссии и наместника Бессарабии генерала Михаила Семёновича Воронцова было основано Магарачское казенное заведение в составе Императорского Никитского сада для развития садоводства, виноградарства и виноделия. Оно было организовано в урочище Магарач, получившем такое название от имени бывшей здесь ранее греческой деревни. Как писалось в рапорте, заведение создано специально с целью сбора, посадки и распространения владельцам земельных участков виноградных лоз, а также для закладки образцового виноградника и обучения в течение пятнадцати лет навыкам ухода за лозой учеников-работников.
Сюда же в чудесную парковую зону южного берега Крыма, примыкающую к всемирно известному ботаническому саду, было переведено из Судака училище виноградарства и виноделия. В него принимали на учебу сначала мальчиков из военно-сиротских домов, а чуть позже только грамотных и за плату в пятьдесят рублей в год при полном пансионе.
![]() |
Инициатор создания в урочище Магарач уникального виноградарского хозяйства генерал Михаил Воронцов. |
Весной следующего, 1829 года здесь заложили опытный виноградник черенками, полученными из имений князя Воронцова. Уже через четыре года из Магарача в различные регионы Кавказа, Бессарабии, Украины было разослано свыше шести с половиной тысяч лоз ценных сортов винограда. А спустя три года здесь построили винный погреб, в котором до сих пор в коллекции из двадцати двух с половиной тысяч бутылок вина хранятся три бутылки вина муската розового Магарача, урожая 1836 года, вина, внесенного в Книгу рекордов Гиннесса как самое старое русское вино.
В то время виноделием в Магараче руководил приглашенный из Франции опытный и впоследствии знаменитый винодел Франциск Гаске. Преемником стал его ученик русский виноградарь и винодел А.П.Сербуленко, открывший собой целую плеяду замечательных русских виноделов таких, как А.Е.Саломон, организовавший и возглавивший первую в России Магарачскую энохимическую лабораторию, С.Ф.Охременко – основатель русской школы виноделия, обладатель высших наград Парижской, Туринской и Московских международных выставок, М.А.Ховренко, химик-винодел, внесший большой вклад в развитие виноделия Узбекистана, упростивший технологию производства вин типа кагора и некоторых других, В.И.Нилов, разработавший несколько научных теорий виноделия, создавший свою школу ученых-химиков.
О мастерстве русских виноделов рассказывают легенды. И сегодня во время дегустации вин в Ялте вы можете услышать историю, как два знаменитых винодела, продегустировав вино из одной бочки, поспорили между собой. Один доказывал, что в вине чувствуется привкус железа, а другой утверждал, что ощущает присутствие в напитке кожи. Изготовители вина посмеялись над спорщиками, заявив, что ни железа, ни кожи в вине нет. Дегустаторы настаивали на своем. И только когда все вино было вычерпано из бочки, на дне ее обнаружили кем-то оброненный металлический ключ с кожаным ремешком.
В 1845 году из Магарача пошли первые партии вин на реализацию в Нижний Новгород, Казань, Саратов, где они получили самое высокое признание. С того времени и по сию пору вина Магарача не сходят с прилавков российских магазинов. Знаменитые мускаты, «Пино гри», портвейны, мадера регулярно получают на международных конкурсах вин высшие награды.
До 1931 года «Магарач» был отделом Никитского ботанического сада, затем выделился в самостоятельную Крымскую зональную станцию винодельческой промышленности, которая согласно приказу Наркомата пищевой промышленности СССР в 1940 г. была преобразована во Всесоюзный научно-исследовательский институт виноделия и виноградарства «Магарач», ставшим головным учрежденим по проблемам виноградарства и виноделия на всей территории страны, создавшим чуть позже филиалы в Молдавии, Средней Азии, на Кавказе и в Москве. Институту предоставили два прекрасных старинных здания в центре Ялты, принадлежавшие ранее гимназии.
Все достижения российских и советских виноделов можно отнести и насчет «Магарача», ставшего настоящей кузницей кадров всей виноградо-винодельческой отрасли страны. Так что работники института с гордостью рассказывают, например, о том, как на международном конкурсе вин, проходившем в 1958 г. в Будапеште (Венгрия), английский эксперт доктор Тейчер среди многочисленных вин, опробываемых на закрытой дегустации, то есть без указания данных пробуемого образца, отметил один образец, заявив: «Господа, это вино столь высокого качества, что его неуважительно пить сидя. Прошу встать! Я не знаю национальной принадлежности этого напитка, но осмелюсь предположить, что местом его создания по всем признакам может быть только Россия». И он не ошибся. Этим вином оказался «Мускат белый Красного камня» урожая 1954 года, созданный в южнобережном совхозе «Гурзуф» известного всему миру комбината «Массандра».
На мировых конкурсах магарачские вина стали лидировать начиная с 1873 года. Самыми именитыми были мускатные вина, получившие несколько десятков медалей на престижных конкурсах. Всего же у магарачского завода, расположенного близ Ялты в поселке Отрадное, около двухсот международных наград. Специалисты «Магарача» участвовали в создании практически всех вин, выпускаемых сейчас в Крыму и в создании многих вин, выпускавшихся в Советском Союзе.
Мне посчастливилось работать в институте «Магарач» пятнадцать лет, правда, с перерывами для выезда в зарубежные командировки, с 1970 г., когда я почти сразу же попал в качестве переводчика на Второй международный конкурс вин, проводившийся под руководством и при участии института «Магарач». На этом конкурсе представленные институтом вина получили восемь золотых и одну серебряную медаль. А всего наша страна за вина, участвовавшие в этом конкурсе, заработала 158 золотых, 90 серебряных и 10 бронзовых медалей, не имея ни одного снятого по качеству образца, то есть все 258 представленных образцов вин получили награды.
В институте «Магарач» прошли школу огромное количество специалистов, защитивших диссертации и разъехавшихся по всем республикам Советского Союза. В 1989 году институт получил статус академического научного учреждения и перешел в подчинение Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук. В его ведении находились опытные хозяйства и опытно-производственная база. Были планы на базе института «Магарач» создать научно-производственное объединение с полным циклом прохождения изобретения, начиная от появления идеи до претворения ее в жизнь экспериментально, а затем и серийно. Мечтали полностью механизировать тяжкий труд виноградаря. Думали о том, как пустить на виноградники дистанционно управляемые самоходные комбайны, умеющие обрабатывать почву, выполнять обрезку и подвязку кустов и другие многочисленные операции, завершая сбором винограда. Мечтали о расширении сроков созревания винограда от июня до октября, чтобы не простаивала впустую уборочная техника. Какие только не витали идеи в головах ученых?
Помимо уникальной коллекции вин, созданию которой положено начало в 1836 году, в институте имеется уникальная коллекция микроорганизмов, которую начали создавать в 1893 году. Более ста лет усилиями микробиологов-виноделов создавалась коллекция чистых культур дрожжей, которые выделялись из лучших отечественных вин, завозились из-за рубежа. В настоящее время в ней сохраняется более тысячи культур.
Тот, кто занимается изготовлением вина даже в домашних условиях, хорошо знает роль дрожжей в создании вина. Приведу один любопытный пример. Долгое время в России не было своего хереса. Однажды советский ученый М.А.Герасимов поехал в служебную командировку в Испанию, прихватив с собой стерильно чистую пробирку. Находясь на экскурсии в одном из винодельческих подвалов, где выдерживался под дрожжевой пленкой херес, улучив удобный момент, он попросил рабочего заготовленной заранее пробиркой зачерпнуть немного этой самой пленки. Закупорил полученный материал и привез в Москву, где исследовал и размножил нужные для вина бактерии. После чего успешно создал советский херес, не уступающий по качеству ни одному другому.
В институте имеется крупнейшая коллекция винограда, содержащая более 3200 сортообразцов и форм, среди которых немало сортов высокоустойчивых к болезням и вредителям, раннего срока созревания и высокой урожайности. Достаточно назвать хорошо известные виноградарям сорта селекции института, такие, как «Первенец Магарача», «Юбилейный Магарача», «Антей магарачский», «Подарок Магарача» и другие.
Огромную помощь ученым не только «Магарача», но и других исследовательских учреждений оказывает библиотека института с фондом хранения около ста тысяч единиц и полумиллионным патентным фондом.
Однако наступил 1991 год, когда прекратил свое существование Советский Союз. Указом Президиума Верховного Совета Украины институт «Магарач» был включен в состав Украинской академии аграрных наук с функцией головной организации на Украине по проблемам виноградарства и виноделия. В 2005 году институту присвоен статус национального. Но вместе с этими переменами в жизнь пришел рынок. И вот как пишет об этом газета «Крымские известия»: «В октябре 2000 года на базе научно-производственного отдела Института винограда и вина «Магарач» УААН создано государственное предприятие «Агрофирма «Магарач», которое является также правопреемником Крымской опытной станции табаководства и государственного предприятия опытного хозяйства «Предгорье» Института винограда и вина «Магарач». В состав ГП входят структурные подразделения: Предгорное (с. Вилино Бахчисарайского района) и Южнобережное (г. Ялта, пгт. Отрадное). Балансовая стоимость имущества предприятия, закрепленного за ним на правах хозяйственного ведения, на начало 2010 года составляет 50 млн гривен. Агрофирма «Магарач» в соответствии с действующим законодательством получает финансовую поддержку из государственного бюджета, общая сумма которой на 2008–2009 годы составила более 4 млн гривен. Для оценки эффективности и законности использования государственных средств и имущества, других активов, правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности, функционирования системы внутреннего контроля Контрольно-ревизионным управлением АРК (Автономная Республика Крым. – Прим. авт.) в плановом порядке проведен аудит ГП «Агрофирма «Магарач» за 2008–2009 годы».
Казалось бы, обычное дело: проводится проверка законно созданного государственного предприятия, целью которого, как записано в уставе, является «обеспечение научно-исследовательским учреждениям УААН условий для проведения испытаний и доработки разработок, их апробации, осуществления производственной проверки и внедрения в производство». Ну чем не осуществление давних еще советских планов? Однако в связи с новыми рыночными веяниями уставом предприятия предусмотрена опытная, хозяйственная и коммерческая деятельность с целью получения прибыли. И как явствует далее из статьи, кстати, подписанной заместителем начальника отдела государственного финансового аудита КРУ в АРК, агрофирма заключила контракт о сотрудничестве с эстонской фирмой «Магарач OU», зарегистрированной в Таллине.
Скажем прямо, я не знаю, какое отношение имеет к виноградарству Южного берега Крыма Эстония, но дело даже не в этом. Как сообщается дальше в статье, «Аудитом установлено, что контракт этот не выгоден для «Магарача». Экспертная оценка имущества при передаче в совместную деятельность не проводилась».
Не стану перечислять цифровые данные, приведенные в статье в качестве доказательства. Замечу только, что оценка имущества агрофирмы «Магарач» по какой-то неведомой причине была занижена по оценке аудита как минимум в пять-шесть раз, составив остаточную стоимость имущества 65%, тогда как со стороны инвестора эта стоимость оказалась 296%.
Я бы, возможно, не стал разбираться с этой статьей, поскольку цифры говорят о криминальной подоплеке, а это дело правоохранительных органов, кои, кажется, и занимаются данным вопросом. Но вот следующая информация представителя аудита не могла меня не взволновать до крайности. Автор статьи А.Заводовская, видимо, тоже с болью в сердце сообщает: «В ходе аудита установлен вопиющий факт. Торговая марка «Магарач», являющаяся исконно крымским брендом (происходит от названия долины, где растут виноградники Южнобережного отделения агрофирмы), перестала принадлежать Украине. Права собственности на этот знак агрофирма (а значит, и государство) лишилась еще в 2004 году… в марте 2004-го ГП «АФ «Магарач» передало право собственности на свой знак для товаров и услуг (свидетельство от 12.11.1999 г. № 14090) дочернему предприятию «Магарач», учредителем которого является инвестор по совместной деятельности ООО «Магарач OU». В свою очередь ДП «Магарач» в мае 2006 года передало право собственности на указанный знак для товаров и услуг ООО «Магарач OU». Сегодня агрофирма, чтобы воспользоваться торговой маркой, вынуждена идти на поклон к эстонцам… Помимо этого за использование знака агрофирма вынуждена платить деньги – роялти из расчета 0,20 евро за 1 л вина. Кроме вышеназванных свидетельств на пользование товаров и услуг «Магарач» дочерним предприятием в течение 2004–2005 годов оформлены 17 свидетельств по каждому виду вина из ассортимента ГП «АФ «Магарач», а также на другие классы товаров и услуг под маркой «Магарач». В итоге эстонская сторона по совместной деятельности – фирма «Магарач ОСАЮХИНГ» с учетом своего дочернего предприятия является владельцем девятнадцати зарегистрированных знаков для товаров и услуг «Магарач», а украинская в лице ГП «АФ «Магарач» не имеет ни одного».
И автор статьи вполне правомерно заявляет, что «Безответственным шагом руководство ГП «АФ «Магарач» по сути перечеркнуло двухвековую историю виноделия «Магарача». Затем в статье описывается, как государственное предприятие «Магарач» попало в полную зависимость от своего инвестора до такой степени, что сотрудники инвестиционной компании стали сотрудниками и государственного предприятия «Магарач», то есть директор предприятия инвестора является начальником торгового отдела государственного предприятия «Магарач», а главный бухгалтер инвестора совмещает свою должность с такой же в государственном предприятии «Магарач». Естественно, что при таком положении все заключаемые между инвестором и государственной фирмой соглашения составляются в пользу инвестора с убытками агрофирме, которая теперь вся в долгах как в шелках.
Заканчивая статью, мне хочется сказать, что я не знаю, как поступят украинские власти в данном случае. Надеюсь, меры будут приняты жесткие. Но считаю нужным обратить внимание читателя на тот факт, что институт «Магарач», его знаменитый на весь мир бренд – это достояние не только Украины, но в первую очередь России, что понятно из исторической справки, данной мною в первой части статьи. Россия создавала «Магарач». Это наша культурная ценность. И мы не можем безучастно созерцать факт вандализма в отношении нашего памятника культуры. Если у нашего доброго соседа нет подходящего места для вандалов, мне думается, мы всегда найдем укромный уголок в глуши Сибири, который можем любезно предоставить на этот случай, дабы отбить навсегда у любителей легкой наживы желание разбазаривать народное достояние, распродавать его тихой сапой.
Евгений БУЗНИ