70 лет назад в СССР была создана система государственных трудовых резервов, целью которой была подготовка и распределение рабочих кадров. 2 октября 1940 года был издан указ «О государственных трудовых резервах СССР» и постановление «Об образовании Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР».
Развитие советской промышленности требовало новых рабочих рук. Это были годы создания индустриальной мощи, когда ценой огромного напряжения сил была осуществлена подлинная модернизация страны. «Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности», – констатировало советское руководство. «В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности. В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности», – говорилось в указе Президиума Верховного Совета страны «О государственных трудовых резервах СССР».
Государство считало необходимым на тот момент пополнять рабочие силы на 800 тысяч – 1 миллион вновь подготовленных рабочих ежегодно. Для подготовки рабочих угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности, строительства и других отраслей организовывались школы фабрично-заводского обучения (ФЗО); квалифицированных специалистов, металлургов, химиков, нефтяников и др, а также рабочих для различных видов транспорта готовили ремесленные училища. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта создавались специальные железнодорожные училища. В профессионально-технические учебные заведения мобилилизовывалась городская и сельская молодежь. Государство устанавливало, что профессиональное образование в данных типах учебных заведений предоставляется бесплатно, а выпускники обязаны были отработать 4 года на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов.
Уже за 1940 год было создано более 1,5 тысячи соответствующих учебных заведений, профессию в которых получали 600 тысяч человек: 622 ремесленных и 122 железнодорожных училища, 806 школ ФЗО. Еще 500 школ ФЗО, открытых в начале 1941 года, обеспечивали необходимую подготовку более чем 100 тысячам своих учеников. Реальные плоды только что созданной системы профессионально-технического образования страна получила очень скоро: первый выпуск из школ ФЗО дал стремительно развивавшейся экономике четверть миллиона молодых рабочих.
Абсолютный экзамен созданная система выдержала во время Великой Отечественной войны, победа в которой зависела не только от героизма советских солдат и таланта военачальников, но и в неменьшей степени от обеспечения войск, от работы тыла. После начала войны система трудовых резервов начинает работать в соответствии с требованиями военного времени. Сроки обучения сокращаются, выпускники направляются на работу на важнейшие оборонные предприятия. Им предстояло заменить ушедших на фронт рабочих заводов, обеспечить бесперебойное снабжение воюющей армии всем необходимым: оружием, боеприпасами, техникой и т.д. Значительное количество учебных заведений (почти 350 училищ и более 200 школ ФЗО) вместе с преподавателями и учащимися были эвакуированы в восточные районы страны.
Заслуга государственных трудовых резервов в обеспечении страны во время войны рабочими кадрами огромна. Всего за первые пять лет своего существования (четыре из которых пришлось на время войны) система трудовых резервов подготовила 2,5 млн квалифицированных рабочих кадров. 600 тысяч молодых рабочих при этом были направлены на работу на предприятия, производившие военную продукцию. Количество выпускников образовательных учреждений системы трудовых резервов по отношению к общему числу рабочих на предприятиях составляло от 30 до 70%. Уже в ходе производственного обучения учащиеся выполняли военные заказы, изготовляя оружие, боеприпасы, обмундирование и многое другое. Не случайно учебные заведения этого типа в те годы называют «школами-заводами» – из-за огромного количества нужного фронту, что было создано в производственных мастерских училищ.
Воспитанники трудовых резервов не только снабжали армию, работали на важнейших заводах и стройках. На плечи молодых рабочих во многом ложилась и забота о воссоздании разрушенного войной. Так, сразу после освобождения Донбасса восстанавливать промышленность туда было отправлено 20 тысяч человек, тысячи рабочих принимали участие в восстановлении Сталинграда.
Крайне велико также было значение и вклад средних специальных учебных заведений (эта тема исследуется, в частности, в соответствующих работах специалиста в области начального и среднего профессионального образования, кандидата педагогических наук А.Ф.Щепотина).
Невозможно вообразить, чтобы Советское государство предоставило бы молодое поколение самому себе или улице, полагая, что оно как-нибудь само найдет путь в жизни или что это место определит всемогущий и безжалостный рынок. Советская власть давала молодежи не просто профессию – кстати сказать, общественно значимую профессию, позволяющую создавать что-то конкретное и нужное вместо того, чтобы быть непонятно чем занятым менеджером или пиарщиком, пусть номинально и с высшим образованием. Советская власть давала им знания и специальность и воспитывала.
В годы войны социальные функции системы трудовых резервов проявились особенно ярко. Она не только обучала, но и кормила, одевала, обеспечивала крышу над головой, спасая от беспризорности множество детей и подростков, оставшихся без родителей. Иллюстрацией заботы об этой особенно уязвимой части подрастающего поколения служит появление специальных учебных заведений для детей-сирот. В 1943 году в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) были созданы 23 ремесленных училища, куда принимались подростки 12–13 лет, окончившие начальную школу. Помимо профессии им давалось семилетнее образование. Государство, разумеется, полностью брало на себя заботу о воспитанниках этих училищ.
Остро для страны стоял вопрос об обеспечении образовательных учреждений системы трудовых ресурсов педагогами. Для их подготовки открывались специальные техникумы, которых к концу войны было 16. В системе профтехобразования были, в частности, воспитатели, следившие за организацией дня учащихся, их свободного времени и даже за соблюдением правил гигиены. Следует подчеркнуть, что обучая рабочей специальности и образовывая учащихся, система стремилась как можно к более широкому воспитанию личности. Отсюда обычное для советского времени привлечение воспитанников к работе кружков, к спорту.
Об уровне выпускников системы профессионально-технического образования тех лет великолепное представление дает простое перечисление ее воспитанников, ставших гордостью страны. Во-первых, это целая плеяда легендарных героев Великой Отечественной войны: достаточно назвать имена Александра Матросова, А.И.Покрышкина, В.В.Талалихина, А.П.Маресьева. Ту же школу прошли С.П.Королёв, Ю.А.Гагарин, А.И.Микоян, В.В.Тихонов, К.М.Симонов...
В том числе трудом рабочих, подготовленных системой профобразования, создавалась мощнейшая советская промышленность и после войны. Их руками возводились промышленные объекты и жилые дома, шло освоение целины. Они были задействованы на самых знаменитых советских стройках: так, в 1982 году 150 тысяч человек, окончивших профтехучилища, отправились на БАМ, в Западную Сибирь, на Дальний Восток. (В 1959 году учебные учреждения системы государственных трудовых ресурсов были преобразованы в городские и сельские профессионально-технические училища (ПТУ).
Создание системы государственных трудовых ресурсов 70 лет назад положило начало единой централизованной системе профессионально-технического образования в нашей стране. За годы своего существования она подготовила многие миллионы квалифицированных рабочих.
Ольга ГАРБУЗ.
Уже в мае 1941 г. состоялся первый выпуск из школ ФЗО, который дал народному хозяйству 250 тыс. рабочих-горняков, строителей, металлургов, нефтяников, металлистов, железнодорожников.
Система трудовых резервов в годы войны активно развивалась. Сеть училищ увеличилась с 1550 в 1940 году до 2587 в 1945 году, 1100 учебных заведений были восстановлены в западных районах страны.
Совершенное ими бессмертно. 700 выпускников школ и училищ трудовых резервов стали Героями Советского Союза, а ряд из них – дважды и даже трижды Героями Советского Союза.
30 сентября 1949 года будущий первый космонавт Земли Юрий Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10.
В июне 1951 года с отличием его окончил по специальности формовщик-литейщик.
Своей рабочей профессией Юрий Алексеевич гордился всю жизнь.
Учащиеся трудовых резервов в годы войны изготовили более 6 млн мин, отремонтировали 11 тыс. паровозов, около 100 тыс. вагонов, 5 тыс. тракторов и комбайнов, изготовили 3 тыс. металлорежущих станков, добыли миллионы тонн угля, сотни тысяч тонн нефти, плавили чугун и варили сталь, строили промышленные и жилые здания, проложили заново тысячи километров железнодорожных путей, линий связи и др.
Александр Покрышкин, выпускник школы ФЗО Новосибирска, был трижды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и многими другими правительственными наградами. Легендарный летчик в боях с фашистами совершил свыше 600 вылетов, провел более 150 воздушных боев, сбил 59 самолетов противника.
С началом Великой Отечественной войны, будущий народный артист Советского Союза, один из самых талантливых киноактеров XX века, Вячеслав ТИХОНОВ в возрасте 13 лет поступил в ремесленное училище. Освоив профессию токаря, работал на военном заводе. В 1945 году был принят во ВГИК.
Автор публикуемого ниже стихотворения – поэт, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, получил специальность токаря в фабрично-заводском училище (ФЗУ) и продолжал работать по специальности в Саратове, а потом в Москве вплоть до поступления в Литературный институт им. А Горького.
Константин Симонов
Если дорог тебе твой дом
Если дорог тебе твой дом,
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы…
Если мать тебе дорога –
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав…
Если ты отца не забыл,
Что качал тебя на руках,
Что хорошим солдатом был
И пропал в карпатских снегах,
Что погиб за Волгу, за Дон,
За отчизны твоей судьбу;
Если ты не хочешь, чтоб он
Перевертывался в гробу,
Чтоб солдатский портрет в крестах
Взял фашист и на пол сорвал
И у матери на глазах
На лицо ему наступал…
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел,– так ее любил,–
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Чтоб досталось трем этим псам
В стонах, в ненависти, в крови
Все, что свято берег ты сам
Всею силой мужской любви…
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,–
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!
1942.