В уютном музее песни небольшого райцентра Сасово, отметившем свое 10-летие, посетителей встречает высказывание поэта и дважды губернатора Гавриилы Державина: «В песне все должно быть естественно, легко, кратко, трогательно, страстно, игриво и ясно….» Какие замечательные и исчерпывающе точные слова, какое понимание сути жанра! Эту характеристику целиком можно отнести к лучшим песням Александра Аверкина – уроженца этой земли. Конечно, благодаря земляку и появился этот уникальный музей, а еще раньше – родился истинно народный праздник имени Аверкина. У его истоков стояли глава города Николай Израэлит, который уже несколько лет работает в Питере, но каждый год приезжает на праздник, вдова композитора Галина Аверкина и народный артист России, друг Саши – замечательный музыкант Виктор Темнов. Поддержала начинание своими приездами и выдающаяся певица, первая жена Аверкина – Людмила Зыкина. Теперь праздник зажил своей жизнью, приобрел всероссийское и даже международное звучание, но остается все таким же теплым, искренним, ярким. Большая заслуга в этом теперешнего мэра – Евгении Рубцовой.
По традиции, гости начинают праздник с родной деревни моего друга-соавтора. Александр Аверкин родился в феврале 1935 года, 75 лет назад, в деревне Шафторке Сасовского района, на границе Рязанской области и Мордовии, он стал заслуженным артистом этой республики, впитал песенные богатства двух народов. Отец Саши погиб под Волоколамском в 1941 году, жизнь деревенская была трудная, но ее согревали песни бабушки Варвары, осветляли березы. Позднее Аверкин напишет:
На березы не готовят списки,
На учет военный не берут,
А они стоят, как обелиски,
Каждую могилу берегут.
Юношей Александр переехал на тогдашнюю окраину Москвы с мамой, которая начала работать на заводе «Компрессор», им выделили комнатушку в бараке, но одна роскошь была тогда любому одаренному парню доступна – при клубе завода деревенский гармонист начал учиться игре на баяне, прошел школу профессора Абрамовского, сложил первые мелодии. К слову, на вечере в ЦДРИ бывшая заместитель директора Дворца культуры ЗИЛ Любовь Павловна Давыдова, сасовская по рождению, рассказала, что прославленный ДК «Компрессор», из которого вышли на всесоюзную сцену бесчисленные таланты, недавно продали...
В деревне, у восстановленного дома Аверкиных, один из местных баянистов стал доказывать вдруг Виктору Темнову в современном духе разоблачительства: «Говорят, гармонистом он был неважным – самоучка…» Виктор Иванович вскинул густые брови и отрезал: «Он был гармонистом от Бога – виртуозом. Другое дело, что баян требует своей школы, и руководитель ансамбля баянистов попросил меня Сашу подучить. Он все схватывал на лету. А вас прошу: никогда не подпевайте ансамблю. Вы ни в одну ноту не попадаете!»
Вообще хочу сказать особое слово о Викторе Ивановиче: друг Саши по бараку, по клубному ансамблю баянистов и дальнейшей творческой жизни – он уже 15 лет (Саша умер в летние дни 1995 года) делает все для сохранения памяти друга и высокого духа праздника. А в наши дни это дорогого стоит. Абсолютный музыкальный слух, виртуозная игра, композиторский дар (его песни «Кадриль моя» или «Кнопочки баянные» вошли в репертуары тысяч коллективов) позволяют ему в наше фальшивое время ставить все точки над «и». Вот приехал на праздник высокооплачиваемый выпускник эрнстовской «фабрики звезд» Прохор Шаляпин, врубил оглушительную фонограмму, запел абракадабру: она-моя-тебя-меня, а после долгого и пестрого концерта на ужине Темнов спокойно сказал: «Ведь можно было бы взять псевдоним какой-нибудь Погранзон, нет – Шаляпин…». Остроумный и легкий на подъем, несмотря на груз лет, он продолжает вести вечера, рассказывать истории песен, страшно возмущается, когда не называют имена авторов, как принято сегодня на телевидении. Это – настоящий русский Музыкант.
На юбилейной встрече в музее состоялось еще одно замечательное событие: внучка Аверкина – Маша, двадцатилетняя выпускница института телевидения и радио, показала свой дипломный фильм «Русская песня. XXI век» – взгляд молодого человека, выраставшего в соприкосновении с подлинным искусством, на то, что происходит сегодня с песней как выражением (скорее вырождением) души народной. Она особо не обличала, не пропагандировала, но на примере замечательного трио «Лада» – лауреата премии имени Аверкина пыталась постичь, куда и почему утекает гармония. О народной песне говорила в фильме Светлана Игнатьева, которая стала руководителем Северного народного хора, пела проголосно и красиво шедевр Александра Аверкина на стихи Виктора Бокова «Вы куда летите, лебеди» Татьяна Симушина. Почему этого нет в эфире? Почему через ту же «фабрику звезд» жена Эрнста навязывает штампованное, антинародное по духу искусство?
Завершать празднество должен был Рязанский народный хор – драгоценность этой земли. Многие мои знакомые, утомленные долгим концертом, пили белый ржаной квас, но ждали финального взлета. Он получился похожим на полет сдувшегося шарика. Прозвучала старая запись авторской песни Темнова: «На фестиваль к Аверкину Россия собралась», а потом пошла дежурная композиция, подготовленная к 65-летию Победы. Кстати, сам Саша служил в Таманской дивизии и, как рассказали в музее, песня звучит доныне. Так вот военные песни Рязанского хора были общеизвестны, пелись без изюминки, особой интонации, а завершился концерт сверхстранно: вышла женская группа, встала косяком и спела… «Десятый наш десантный батальон». Что в ней петь хору? Это же напоминает шестнадцать Ургантов с гитарой из фильма. На поляне даже пауза повисла, все чего-то ждали, на сцене проходило шевеление, похожее на перестроение. Вдруг вышел ведущий и зачитал по бумажке: «Концерт закончен. Здоровья вам и счастья!» Какое тут счастье, когда провалился прославленный коллектив, созданный в трудные годы Поповым, вспоенный самобытными напевами древней земли и обогативший свой репертуар лучшими песнями того же Аверкина? Куда все это утекло? Почему не грянуть в завершение всенародно любимую песню «На побывку едет», чтобы подхватила многотысячная поляна? Вопросы остались без ответа. Попробовал выяснить, но кто сегодня скажет правду. Одна из молодых нерядовых участниц (не называя имени) сказала, что у них новый и.о. руководителя – 27-летний сын директора филармонии, скрипач вроде, а не народник. Как узнаваемо! Выяснять в подробностях – не задача поэта на празднике, о котором я не раз тепло писал. Страшно, что разваливают Рязанский хор, как и Государственный ансамбль «Россия» имени Зыкиной. Где вмешательство Министерства культуры, лично министра Александра Авдеева?
А праздник, конечно, грянул своим чередом, пели здесь и юная лауреатка Всероссийских конкурсов из Сасово Татьяна Тураева, и народный артист России Олег Иванов, и ансамбли «Сударушка» и «Забава» из Сарова да «Горница» из Чувашии. Всех не перечислить. Лауреатом премии имени Аверкина юбилейного года стал ансамбль «Рябинушка» Малостуденецкого ДК. Ну это громко сказано – ДК, как посетовали участницы, им приходится репетировать в школе, потому что ДК делит непригодное здание с магазином. Такова сегодня судьба культуры на селе! А бюджетное финансирование ее во много раз меньше, чем в советские годы. На район надежды тоже мало. Его глава Александр Анохин, который гостеприимно встречал нас в Шафторке, даже до конца концерта не усидел: сам за рулем помчался в район – там пожары. Хлеба от жары тоже горят, а зимой – вымерзали. Откуда достаток? Вот какой у нас резко континентальный климат. Он и в российской культуре такой же – то вымерзает она, то горит синим пламенем. Да, бывало, и худшие времена переживала Россия, куда большие трудности выносили ее композиторы и поэты, но жила вера, что их талант нужен народу, что настоящая, чистая песня коснется его души. А сегодня осталась она, чтобы напоить этот смолкающий простор, заснеженный или сникший от зноя, новыми песнями?
Нас пугает безмолвье простора,
Потому невозможно без них –
Без распевов Рязанского хора
И аверкинских песен родных!
Александр БОБРОВ.
Фото автора.