Будучи недавно на северо-западе Архангельского отделения Северной железной дороги, я случайно узнал, что здесь работает человек по фамилии… Ленин. Более того, имя у него такое же, как у основателя Советского государства, – Владимир.
Немало, признаюсь, тому подивился, поскольку, к примеру, в Заволжском районе Ярославля, где живу, людей с такой фамилией не было с момента его образования в 1930-х годах. Лишь в последний момент, готовя эту статью, узнал, что в других районах более чем 600-тысячного города все-таки есть два человека с фамилией Ленин.
Между тем постперестроечные годы подарили версию о связи Верхневолжья с появлением знаменитого литературного псевдонима и партийной клички, известных теперь всему миру. Исследователи выяснили, что до Октябрьской революции на севере Ярославской губернии жил дворянин, гласный земского собрания Пошехонского уезда Николай Егорович Ленин. Его сын Сергей, занимавший в Петербурге пост начальника департамента в Министерстве земледелия, придерживался вольных взглядов. В 1900 году он передал паспорт своего отца с исправленной датой рождения Владимиру Ильичу Ульянову для поездки за границу, и вскоре появился всемирно известный псевдоним Н.Ленин.
Ранее, напомню, в школе нам говорили о другой версии происхождения псевдонима – от названия реки Лены, на берегах которой отбывал ссылку будущий вождь мирового пролетариата. Если же говорить о фамилии Ленин, то новой в нашей стране ее не назовешь.Впервые на Руси она упоминается в новгородской переписной книге 1500 года («Переписная окладная книга по Новугороду Вотьской пятины 7008 года»). Куземка Ленин был жителем Васильева острова, находившегося на территории будущего Петербурга.
…Но вернемся к поморскому Владимиру Ленину. Прийти на «железку» Владимира Викторовича сподвиг, во-первых, развал Советского Союза, когда в лесной отрасли перестали платить зарплату.
Во-вторых, пример его матери, Фриды Францевны. Родом она из Белоруссии. Приехав в северный город Онегу, долгое время работала проводником в поезде. Сын Володя тоже пошел в железнодорожники, в переломные 1990-е годы стал слесарем в дирекции по обслуживанию пассажиров.
– На Онеге я лет десять был единственным специалистом такого профиля, – не без гордости уточняет Владимир Викторович. – Сейчас работаю осмотрщиком-ремонтником в вагонной части эксплуатационного депо, базирующегося на крупной станции Исакогорка. Проверяю, годен ли подвижной состав под погрузку, его техническое состояние. В смену, которая продолжается 12 часов, работает один из нас, четырех осмотрщиков.
– Онега – тупиковая станция третьего класса, но по погрузке занимает первое место на Архангельском отделении, – отмечает ее начальник Сергей Лукичев. – Опережаем такие крупные подразделения Северной магистрали, как Няндома, Глубокое-Новое, Архангельск-Город. Ежесуточно из Онеги уходят десятки вагонов, груженных в основном щебнем и щепой – продукцией ОАО «Карьер Покровское» и ОАО «ЛДК».
…Лет десять назад, живя в типовом панельном многоквартирном доме, супруги Владимир и Наталья Ленины решили построить свой, полностью из дерева.
– Участок для строительства мы выбрали неподалеку от станции, на окраине города, – поясняют Володя и Наташа. – Со временем немаловажной оказалась и финансовая сторона дела: жить на одну зарплату было тяжеловато.
Наталья, мигом устраивая чаепитие для приехавшего корреспондента, с удовольствием вспоминает, как нашла свою «половинку» и как они совместно преодолевали трудности:
– По отцу у меня была белорусская фамилия
Васеха. С Володей я познакомилась в общежитии, когда, окончив школу в поселке Кодино, училась
в ГПТУ на сдатчика экспортных пиломатериалов. По этой специальности готовили для Онежского порта.
Потом Наталья работала инструктором профилактики в пожарной части. Лет девять назад огнеборцев сократили, так как закрылся гидролизный завод, при котором они состояли. Сейчас на попечении Натальи Владимировны одиннадцать соток приусадебного участка. На нем растут все овощи, что вызревают на берегу Белого моря: морковь, картофель, свекла, всякие петрушки-сельдереи.
За пять лет супруги вдвоем(!) – это они подчеркивают – построили просторный двухэтажный дом, состоящий из пяти комнат.
Гордость родителей – дочки-близняшки, Марина и Ирина. Недавно они окончили экономический факультет Архангельского государственного технического университета. Работают по специальности, бухгалтерами. Марина, недавно подарившая своим родителям внучку Викторию, вместе с мужем живет в Архангельске, Ирина – в Питере.
Дедушка Владимир Викторович, которому 16 апреля исполнился 51 год, не удержался, чтобы не сделать внученьке крохотную кроватку. Для взрослых же членов семьи «изваял» торжественно-парадный обеденный стол со стульями, по-царски высокими. Здесь же, в просторной гостиной, нашлось место для барной стойки – пока, правда, без зеркал, они – в проекте. В центре соседней комнаты красуется бильярдный стол, не уступающий, пожалуй, изготовленному на предприятии.
…Владимир Викторович, конечно, задумывался над тем, «откуда есть пошла» его фамилия. Предполагает, что поскольку его отец из-под Каргополя, то там и надо искать истоки фамильного древа. Заповедные края, где нет железной дороги, расположены в восьмидесяти с лишним километрах от ближайшей станции Няндома. До города Онеги люди спускались по одноименной реке.
Кстати, свою версию происхождения в Поморье фамилии Ленин мне высказали коренные жители города Онеги Владимир Богданов и Василий Куколев. С этими колоритными поморами, чьи степенные лица украшают плотные бороды, я познакомился, когда шел по набережной Комарова, протянувшейся вдоль речного берега. Должность у Владимира Альфредовича – ответственный за переправу в городе Онеге. Василий Николаевич – дежурный поста, рабочий на той же ледовой переправе. Она действует в черте города, обеспечивая по зимникам связь с ближними и дальними населенными пунктами, находящимися в болотистой приморской местности.
– Фамилия Лениных по распространенности в наших краях далеко не последняя, – выразил мнение, общее с напарником, Владимир Богданов. – Думаю, в 1924 году, когда умер Владимир Ильич Ленин, было много желающих взять его фамилию вместо своей. Чтобы Ленин жил не только в сердцах, но и в веках, поколениях. Люди, освободившись от гнета капитала и насмотревшись на зверства интервентов, тогда были фанатично преданы коммунистической вере. Во всем СССР хотели, чтобы имя вождя осталось навсегда со страной. Многие северяне, наверное, тоже тогда сменили фамилии, взяв ленинскую.
Такая гипотеза онежан, на мой взгляд, вполне правдоподобна, учитывая душевную доброту, отзывчивость жителей Русского Севера, во многом сохранившиеся до сих пор.
Вообще говоря, у меня сложилось твердое убеждение, что сейчас в Онеге местных Лениных знают многие жители города. И это вовсе не журналистское преувеличение. Так, например, пожилая женщина, встреченная мною на проспекте, примыкающем к реке, мгновенно вспомнила, что работала вместе с Фридой Францевной на 32-м заводе, до того как та перешла на железную дорогу. Не прошел я по проспекту и полсотни метров, как молодая онежанка на мой вопрос, не знает ли кого-то из Лениных, с ходу ответствовала, что ходила в один детсад с дочками Владимира Викторовича и Натальи Владимировны…
Куда бы ни попал в Онеге – везде обнаруживались сведения о тезках великого Владимира Ильича. Например, когда я приехал на находящийся за городом щебеночный карьер «Покровское», выяснилось, что и у работников предприятия есть знакомые по фамилии Ленины. Об этом, в частности, сказала Ирина Игоревна Филиппова – мастер погрузочно-разгрузочных работ железнодорожного участка. Ее мама в 1990-е работала в комбинате коммунальных предприятий с женщиной, носившей такую знаковую фамилию, но уже не с Фридой Францевной. Имя-отчество подзабылось, но они были русские, говорит Ирина Филиппова.
…Но возвратимся вновь к железнодорожнику, с которого началось мое «ленинское» путешествие к Белому морю. Перефразируя известную фразу, скажем, что не домом единым жив человек – даже таким красивым, что попал на страницы дизайнерского журнала. Начальник станции Онега Сергей Лукичев высоко оценивает производственно-деловые качества вагонника В.В.Ленина:
– Владимир Викторович – хороший работник, ответственный, добросовестный. Трудится на «железке» уже 16 лет, не имея дисциплинарных взысканий. Его младший брат Александр тоже работал на железной дороге, на станции Кодино. Сейчас ушел на пенсию по льготным основаниям.
Владимир Ленин, живущий в Онеге, к своему знаменитому тезке – вождю мирового пролетариата – относится без того негативизма, на который в стране были богаты два последние десятилетия:
– Я вообще ничего и никого не осуждаю. Раньше были недостатки, есть они и теперь. Так бывает при любой власти – это однозначно.
Зная, что в средней полосе России, особенно в столицах, любят шарахаться из одной крайности в другую, спрашиваю у собеседника-северянина: не было ли у него случая, когда каким-либо образом «сыграла» его необычная фамилия.
Но поморы, похоже, к подобным шараханьям менее склонны.
– Нормально ко мне все относились, начиная со школы, – говорит Владимир Викторович. – Я всю жизнь здесь, на севере, какого-либо особого отношения ко мне не было.
…Приехав в Онегу, я поинтересовался в местных органах власти, сколько же в этих краях людей с фамилией Ленин. К моему великому удивлению, их оказалось не так уж и мало для небольшого города и района – семь мужчин и двенадцать представительниц прекрасного пола.
Узнав о таких цифрах, больше моего этому подивился Владимир Викторович.
– Значит, роду Ленина не будет переводу! – уверенно заключил он, осматривая очередной вагон, пришедший на станцию со щебеночного карьера.
С таким выводом северянина – мастера золотые руки невозможно не согласиться. Как сообщила начальник отдела адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области Людмила Геннадьевна Огиенко, в этом северном российском регионе, который по площади больше любого западноевропейского государства, проживает 298(!!!) человек с фамилией Ленин, из них 123 мужчины и 175 женщин. А сколько их по России!
Владимир и Наталья
Владимир ФИНОГЕНОВ,
корреспондент газеты
«Северная магистраль».
Ярославль–Онега–Ярославль.