Уже Мамврийский дуб из последних сил выбросил новую ветвь, уже Великий Иордан повернул свои воды вспять, уже звезды на небе сомкнулись в Крест – ты же все в сомненье: «А был ли мальчик?»
«О род неверный! Доколе будешь искать знамений и чудес?»
Пустынями ты бредешь в Иерусалим, крещаешься в Св. водах, ловишь свечой благодатный огонь, ползешь по Крестному пути Христа и – никак! И – ничего! Где же, где же Иисус?
А он везде. По вере. Не по моленьям, не по знаньям, а по вере. «Верую! Верую!» – торопливо шепчешь ты. «Господи, приди!»
Не придет. На то и чудо, чтоб нежданно-негаданно. А иначе – фокус, чудь.
Свет небесный потому и «нетварный», что не творится говеньем, бдением, моленьем. Веруешь – значит в нем пребываешь. Всегда.
Но вера – это еще и верность. И когда Господь тебе влагает меч в длань – веруй! Но рассекай не жизнь, а смерть! Свет и тьму, добро и зло, зерна и плевела…
Вера – это когда за нее в скит, в пустынь, в изгойство… Это когда за нее вырывают языки, сжигают в срубах, распинают на крестах…
Именем патриарха-реформатора…
Но и он обрел наконец-то веру. В ссылке, в одиночестве, в окаянстве-покаянстве – когда был отлучен от церкви, пастырства за гордыню. За «новый» Иерусалим.
«И первые станут последними, и последние станут первыми». Ризы и рубища, вериги и камилавки – все прах и тлен…
И только капля Иисусовой крови, пронзив пласты тщеславной пыли, прожгла Адамов череп, соединив Начало с Концом, житие с бытием. Сочленив жизнь и смерть – во веки веков. Тем заложив основание Воскресению.
Для верующих каждое воскресение в году – маленькая Пасха. Для тебя же и Великая Пасха – только повод для неуемной алчбы и винопития… «А был ли мальчик?»
И то правда: нет смерти – нет и Воскресения, а значит, и веры. А значит, и борьбы за нее… Все правда.
Но как быть с чудесами? И вот уже цветочная пыльца тысячелетней давности порхает тебе в нос из тканевого плетения Туринской плащаницы, бурые пятна в заломах святыни источают запах крови. Живой крови. Крови Иисуса… Как быть с чудесами? Самой объективной реальностью.
Это у тебя – история. Всякая и разная. Смотря кто пишет.
У верующих – предания, сказания, легенды, мифы, писания… И все как-то совпадают, пересекаются, повторяются, повторяются и повторяются… И один автор – Время. «А что для вас – миг, для меня – вечность. И что для вас – вечность, для меня – миг».
Ты – про черные дыры, про коллайдер, что охватил драконом планету, про атомистику и прочую виртуальность…
А верующий – про жизнь. Не вопреки, а благодаря. Господу благодаря. Всем миром благодаря! За дарование чудес, и, значит, надежды. За вечную весну. За веру в нас – благодаря.
Христос воскресе!
Т. ПОЛЯКОВА.
Сталинград.
Рис. автора.