«Мне, как главнокомандующему Военно-Морским Флотом СССР, довелось принимать непосредственное участие в разработке облика и структуры нового флота. Сегодня, когда мы уже имеем флот, являющийся одним из сильнейших в мире, оглядываясь назад, отчетливо видишь, какой же колоссальный труд вложен в него. Создание океанского атомного флота – это настоящая эпопея героических свершений», – писал Адмирал Флота Советского Союза, дважды Герой Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков.
...Поначалу вроде бы ничто не намекало на будущую карьеру флотоводца. Сын учителей, после окончания школы юноша из подмосковной Коломны отправляется в город на Неве, где поступает на физико-математический факультет Ленинградского университета. Но вскоре резко меняет свою судьбу: в 1927 году пишет заявление с просьбой зачислить его в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе.
Летом 1928 года будущий советский адмирал проходил морскую практику на легендарной «Авроре». Служить Горшкову довелось на Черноморском флоте и на Тихоокеанском. Во время боев у озера Хасан бригада, которой он, тогда командир 3-го ранга, командовал, конвоировала транспорты с войсками, техникой или ранеными.
В 1941-м Горшков руководил высадкой десанта в районе Григорьевки – первой в ходе Великой Отечественной войны крупной операцией такого рода. Произошло это при драматических обстоятельствах. Горшков получает приказ принять на себя командование всей операцией после того, как становится известным, что немцами потоплен миноносец «Фрунзе», утрачен и план операции вместе с кораблем. Несмотря на все сложности, Горшков с поставленной перед ним задачей справился. «Высадка с боевых кораблей под прикрытием крейсеров и миноносцев была настолько внезапной и стремительной, а взаимодействие с поддерживающими огнем кораблями и авиацией настолько четким, что фланг противника, упиравшийся в берег, был смят», – констатировал адмирал флота И.С.Исаков. Высадка десанта даже еще не была закончена, когда пришло сообщение о присвоении капитану 1-го ранга С.Г.Горшкову звания контр-адмирала.
В годы войны Горшков командовал Азовской военной флотилией, был заместителем командующего Новороссийским оборонительным районом, командовал 47-й армией, принимал участие в обороне Кавказа.
На счету Азовской флотилии – участие в Керченско-Феодосийской десантной операции; в мае 1942 года ее силами проводилась эвакуация Керченского полуострова, в ходе которой было вывезено 120 тысяч человек. Настоящим подвигом стал прорыв большого числа советских кораблей через Керченский пролив из Азовского моря в Черное в августе 1942 года. Проведенная Азовской флотилией операция стала новой вехой в развитии отечественного военно-морского искусства.
В момент тяжелейших боев, когда конечный исход схватки с фашистами не определен и впереди у страны еще три военных года, контр-адмирал Горшков связывает свою жизнь с Коммунистической партией.
В сентябре 1942-го Горшкову было поручено руководить обороной Новороссийска.
После воссоздания в феврале 1943 года Азовская флотилия, которую вновь возглавил Горшков, участвует в освобождении Таманского полуострова и Крыма. В 1944-м она переформирована в Дунайскую. Соединения флотилии, в частности, внесли вклад в освобождение Болгарии и Румынии, Белграда и Будапешта.
После окончания войны Горшкова ждали не менее ответственные задания. Во главе советского Военно-Морского Флота он находился в течение рекордного срока – почти тридцать лет, за которые наш флот достиг высшей точки развития за всю свою историю. Именно в эти годы страна получила мощный океанский ракетно-ядерный подводно-авиационный флот.
...В первом испытательном походе советской АПЛ главком решил участвовать лично. А впереди были новые достижения. Советская атомная подлодка «Ленинский комсомол» успешно штурмовала Северный полюс – осуществила всплытие в его районе, пройдя под вековыми льдами. 29 сентября 1963 года советская АПЛ под командованием капитана
2-го ранга Ю.А.Сысоева всплыла уже точно в том месте, где все координаты равны нулю. В 1966-м было осуществлено подводное кругосветное плавание целой группы атомных подводных лодок. Оценка Горшкова была однозначной: «Эти и многие другие ратные дела моряков послевоенного поколения сродни подвигам фронтовиков». А потом были превзошедшие все проводимые ранее маневры «Океан» с участием всех четырех флотов страны, на огромных пространствах Атлантического и Тихого океанов, в Баренцевом, Норвежском, а также на Средиземном, Черном и других морях с привлечением атомных подводных лодок, надводных кораблей, морской ракетоносной и противолодочной авиации, морской пехоты...
Какое, наверное, это было счастье – жить в стране, так мощно защищенной от всяких неожиданностей. Когда никакие вершины не кажутся недостижимыми, когда под надежным крылом таких армии и флота можно быть спокойным за безопасность своей страны, когда есть все основания ею гордиться. Как раз те ощущения, которых лишили нас разрушители Советского Союза.
В те, в сущности, не такие уж и далекие годы выход на иностранный берег советских моряков неизменно производил фурор среди местного населения. Это признавали все: «Почти каждый раз, когда входишь в гавань и вам бросаются в глаза самые чистые и опрятные корабли, то, даже если они не имеют флага, вы можете с уверенностью сказать, что из десяти кораблей девять будут русскими» – писал капитан 1-го ранга ВМС США Гарри Алендорфен. Что же слышно о наших моряках в чужих портах сейчас? Что российский экипаж, плавающий на корабле под каким-нибудь экзотическим флагом, брошен в очередном далеком порту, а собственник этой бесправной рабочей силе не платит зарплату?
Как отмечал Горшков, «каждый корабль, как и его экипаж, отражает в себе уровень развития той страны, которую он представляет». Когда он был главкомом, наши корабли были на высоте.
Крейсер «Адмирал Горшков», названный в честь великого флотоводца, в 2004 году продан Индии и исключен из боевого состава ВМФ РФ.
Ольга ГАРБУЗ.
Из высказываний о выдающемся флотоводце ХХ века
Бывший командующий БФ,СФ, 1-й заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал флота И.М. Капитанец:
«Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков сумел в сложные времена внутриполитических баталий в СССР построить океанский флот и создать его морскую школу. Самое ценное, что было и есть в морской школе – это люди: адмиралы, офицеры и матросы, носители традиций и святых понятий о Родине, чести, воинском долге и верности своему Отечеству... Трудами послевоенного поколения ученых, конструкторов, корабелов и моряков был создан и подготовлен к полномасштабным действиям на всем пространстве Мирового океана мощный ракетно-ядерный океанский флот, основу которого составляли подводные силы и морская авиация. Впервые в мировой истории Россия бросила вызов старым морским державам. Достигнув ядерного паритета с ВМС США, ВМФ стал стратегическим видом Вооруженных сил...
Я считаю себя учеником С.Г.Горшкова и отношусь к послевоенному поколению, которое непосредственно участвовало в освоении новых кораблей и их применении на океанских и морских театрах военных действий... ВМФ не просто вышел в океан – он был способен решать задачи по обеспечению национальной безопасности СССР с морских направлений, нес активную боевую службу в годы холодной войны...
Создание океанского флота, теория и практика его применения на океанских и морских театрах были под силу только флотоводческому таланту С.Г.Горшкова...»
Бывший начальник Оперативного управления ГШ ВМФ, Командующий БФ адмирал В.П.Иванов:
«Мне посчастливилось в 1979–1985 гг. служить под руководством выдающегося флотоводца, государственного деятеля, дважды Героя Советского Союза, Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова сначала заместителем, а вскоре начальником Оперативного управления. Я должен сказать, что всю свою жизнь он полностью отдавал службе, строительству и развитию ВМФ, его боевому использованию...
Сергей Георгиевич в моей памяти остался высокопорядочным человеком. По характеру был незлобивым, если ты ошибался, он мог покритиковать, не повышая голоса, и вскоре переходил на нормальные отношения. Он ценил людей, правильно воспринимающих замечания и критику. Я, как начальник ведущего Оперативного управления, постоянно сопровождал главкома, имея при себе портфель с основными справочными и рабочими документами по деятельности ВМФ. По ходу работы записывал его указания, затем контролировал их исполнения. Бывая на всех флотах, я наблюдал, как, везде разбираясь в обстановке, он умело и быстро вникал в суть дела, никогда «не рубил с плеча», с уважением относился к личному составу, почитал и продвигал по службе деловых, находчивых офицеров.
Наш Главком создал свою концепцию в судостроительной промышленности, не боялся брать ответственность на себя, принимал в особых случаях недовведенные корабли в опытную эксплуатацию. Они переводились во флотские соединения, где «доводились до ума» личным составом, специалистами промышленности, с участием представителей конструкторских бюро.
Бывший Главком ВМФ 1986–1992 гг. Адмирал флота Чернавин В.Н.:
«Многогранный талант Сергея Георгиевича Горшкова проявился не только в сфере государственной деятельности. Он вошел в мировую военную историю и как выдающийся военно-морской мыслитель, создатель теории морской мощи государства. Он внес неоценимый вклад в развитие отечественной военно-морской науки, в разработку теории стратегического применения ВМФ, оперативного искусства и тактики ВМФ. Его деятельность оказала решающее влияние на зарождение и развитие новых предметных направлений военно-морской науки, таких, как теория вооружения и теория управления ВМФ. Он сделал все, что было в его силах, чтобы результаты научно-технической революции нашли практическое применение в строительстве флота, его боевой и повседневной деятельности. С.Г.Горшкову мы обязаны многими выдающимися достижениями нашей атомной промышленности, ракетно-космической отрасли, радиоэлектроники и кибернетики, а его личный вклад в изучении земной гидросферы нам еще только предстоит по-настоящему осмыслить и должным образом оценить...»
Из завещания Сергея Георгиевича Горшкова детям и внукам:
«Я никогда ни перед кем не заискивал и не искал протекций. Все, чего я добился в своей жизни, это заслужено честным и упорным трудом во имя блага и процветания Родины».