Завершившийся 2009 год стал рекордным для Забайкалья по многим показателям. Прокатилась по «диким степям Забайкалья» волна оптимизации с ликвидацией «нерентабельных» больниц и школ. Продолжалась бескомпромиссная борьба по ликвидации «неэффективных» детских домов при живых сиротах.
А уже в августе край стал ходить в рекордсменах по ценам на бензин. С мая по начало августа самый ходовой бензин марки А-92 подорожал с 22 рублей до 27 рублей 30 копеек. А на отдельных заправочных станциях – у самых нетерпеливых хозяев, у которых «руки чесались, чтоб скорее их погреть», – его цена подскакивала до 29 рублей. Правда, одумались потом. Но и 27 рублей 30 копеек – это уже рекорд. Если посмотреть на запад – в Иркутской области и в Бурятии цены на 3–4 рубля ниже; если посмотреть на восток – в Амурской области цены тоже ниже. И только на Камчатке цены на ГСМ выше, чем в Забайкалье. Значит, есть на кого равняться, значит, «еще не вечер».
Раньше хоть как-то с оглядкой подходили к повышению цен на ГСМ. Повысят на полтинничек и притаятся, наблюдая за реакцией народа. Народ смолчит – еще копеек на тридцать поднимут цену и так постепенно приучают.
А тут за два месяца сразу на 5–7 рублей. В 2008 году тихой сапой довели стоимость 92-го до 30 рублей за литр. И только когда наш до удивления терпеливый народ пошел в пикеты и на митинги, цены стали понемногу снижаться. Хотя, конечно, кто-то на этом скачке цен все равно хапнул, и прилично. Но кто повышал цены и кто хапнул, так и осталось загадкой, коммерческой тайной, так сказать.
Известно только, что ведущую роль в сбыте ГСМ в крае играет ОАО «Нефтемаркет». Но его руководители заявляют, что эта организация сама едва сводит концы с концами, а по некоторым видам нефтепродуктов вообще торгует себе в убыток. Этакие альтруисты-гуманисты. Ничего, мол, нам не надо, последнюю рубашку готовы отдать, лишь бы землякам хорошо было. Только вот непонятно, если при цене бензина А-92 в 27 рублей 30 копеек за литр бьют себя в грудь, что торгуют в убыток, то почему при цене 22 рубля, которая держалась в прошлом году с января по май, не разорились?
И что характерно: и в 2008 году, и в 2009-м цены на ГСМ росли как раз в период летних отпусков, когда люди активно выезжают к местам отдыха, на дачи. И тогда, когда в активную стадию входит сенокос и начинается уборка урожая. Оно и понятно, хапнуть «бабла» в этот период можно больше, а, по сути, урвать у беззащитного и бесправного народа его трудовые рубли и копейки.
А где еще можно поживиться в Забайкалье? Негде больше. От промышленности и сельского хозяйства доходов – ноль, лес повырубили. А как нормальный капиталист может жить без прибыли? Это смерти подобно. Вот и остается только одно: свое же население обобрать. Оно терпеливое.
И потому не отстают от «бензиновых королей» и поставщики газа. Пятидесятилитровый баллон сжиженного газа в Чите стоит уже 520 рублей. Для бабушки-пенсионерки это ощутимый удар по ее тощему кошельку даже при той прибавке к пенсии, которую она получила в последний месяц года.
Но что поделаешь, мы ведь рвемся в мировое сообщество, и все у нас должно быть как у цивилизованных людей, и цены мировые, в том числе и на свой природный газ. На газ, который Северными и Южными потоками реками льется на Запад, чтобы он, цивилизованный, зимой не замерз в тамошние 5–6-градусные морозы, и не слали бы проклятия варварской России нежные домохозяйки из Польши и Чехии в связи с тем, что им коттеджи отапливать нечем.
А вот о газификации Забайкалья пока нет и речи, но ведь здесь народ закаленный и терпеливый, живет и при зимних 30–40-градусных морозах, хоть и зима здесь полгода, дровишками да угольком обогреется. Ну и что, что машина дров в Чите уже 6500 рубликов стоит. Чем не пожертвуешь ради хрупкой старушки-Европы, которую мы сами же спасли от «коричневой чумы», положив миллионы своих сыновей, а теперь ее еще и обогреть требуется.
От «нефтяников» и «газовиков» не отстают и энергетики. Еще в январе 2009 года они с опережением всех графиков начали предпринимать антикризисные меры. Во время новогодних каникул, когда народ праздновал и веселился, энергетики «Читаэнерго» – главной энергетической организации края – взяли да и повысили цены на тепло и электроэнергию. Да сразу круто и взяли, подняв стоимость киловатт-часа электроэнергии на 25 процентов и на такую же величину стоимость тепловой энергии. А что мелочиться? Кризис на дворе, выживать как-то надо.
Оно и понятно, жизнь дорожает, значит, и социальную защищенность своих работников надо повышать, и к нескольким сотням тысяч рублей маячной заработной платы руководителя «Читаэнерго» надо добавить еще сотню-другую тысяч, а то как концы с концами он будет сводить? Не сведет, не выживет – и рухнет вся забайкальская энергетика. Только все эти прибыли и сверхприбыли опять же за счет народа.
А что делать, ведь многие предприятия Забайкалья, и без того на ладан дышащие, в период кризиса вообще дышать перестали, а значит, и потреблять электроэнергию, а народишко, пока живет, электричество и тепло все равно потреблять будет. И если жить хочет, то и переплачивать будет. За тепло и электроэнергию, произведенную на энергомощностях, большая часть которых была создана на его же деньги, его же руками еще в советское время.
А вслед за топливом и электричеством как снежный ком растут цены на услуги, важнейшие продукты питания и товары первой необходимости. Ведь как отмашку ждали хозяева маршрутных такси повышения цен на бензин. И без того рекордную стоимость проезда в 15 рублей в читинских маршрутках в сентябре быстренько подняли до 17. Хотя себя в грудь били, что они против повышения тарифов на проезд, что они за народ.
И не к кому обратиться за помощью. Региональная власть кардинальных мер по обузданию «бензиновых» и «электрических» бандитов не предпринимает. Как не предпринимает мер, чтобы обогреть своих сограждан. Вечно замерзающий город Борзя благодаря этой беде и Центральному телевидению в октябре стал известен всей стране. А во время телевизионного общения председателя правительства со страной, 3 декабря, через бегущую строку обратились к нему жители забайкальского поселка Букачача, дома которых не отапливались в 30–40-градусные морозы.
Первыми в стране жертвами разразившейся в октябре эпидемии «свиного» гриппа стали жители края. Всего, по официальным данным, во время эпидемии с октября по начало декабря умерло 16 человек. Более 45 тысяч жителей города Читы (почти 15 процентов) переболели гриппом. И на этом фоне начали взвинчиваться цены на антивирусные препараты.
Призыв и требование краевой власти по введению и соблюдению «масочного» режима обернулись взвинчиванием в 10 и более раз цен на защитные маски. И, зная о реальной смертности от гриппа, из страха заболеть население шло на все. И переплачивало. А кто-то наживался. Как говорится, «кому война, а кому мать родна». Ведь рубли и копейки, даже таким путем «выкрученные», все равно не пахнут. Хотя какого человеколюбия, сострадания можно ожидать в мире, где культ наживы и личное обогащение возведены в ранг национальной мечты!
И по этой причине не преодолеть при существующем строе поголовного пьянства и алкоголизма. Ведь в этом пороке есть две стороны: одна – пьющая, другая – питие производящая и торгующая им, имеющая от этого баснословные доходы. И эта вторая сторона добровольно от своих доходов не откажется, ведь написано: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко». А если учесть, что у кого деньги, у того и власть, то и борьба есть чистой воды фикция, и предполагаемое ужесточение краевого закона о розничной продаже алкогольной продукции их интересы не ущемит.
А тем временем по воле «рекордсменов» концы с концами не сводит уже большая часть населения края. (Хорошо хоть энергетиков и «бензиновых королей» спасли.) И не только пенсионеры, одинокие матери, молодые и многодетные семьи, хотя страдают они в первую очередь, но и врачи, учителя, рабочий люд, которых непомерными жилищно-коммунальными тарифами, кредитами, налогами и ценами, в том числе на свое доморощенное топливо, обирают до нитки. И все это в разгар кризиса. А в тощем кошельке забайкальской бабушки-пенсионерки после оплаты за электричество, газ, тепло и воду остается ровно столько, чтобы хлебушек, сахарок, молочко и маслице, в основном постненькое, приобрести и с голоду не помереть.
И еще некоторые весьма печальные рекорды: за последние полгода в Чите убито 6 предпринимателей, последнее убийство произошло под занавес 2009 года – 25 декабря, когда был убит в подъезде своего дома директор торгового центра «Ся Ян». За год в Чите угнано 600 автомобилей. В крае 35 тысяч наркоманов, более трех тысяч инфицированных СПИДом – это при общей численности населения региона чуть более миллиона человек. Хотя это только официальная статистика.
И, видимо, для полноты картины забайкальских «рекордов» под занавес года энергетики решили еще раз поднять цены на тепло и горячую воду. Мотивируют необходимостью ремонта изношенных теплосетей – мол, если не заменить, то на следующий год город Чита замерзнет. А ремонт требует средств.
Ремонтировать надо, но почему за счет нищего населения? Ведь своими доходами энергетики с народом не делятся, все уплывает в их карман. Но вот за счет своего кармана на ремонт своих сетей тратиться не хотят.
И вот новость, от которой хоть ложись и помирай. С 1 января уже нового года тарифы на электроэнергию в Чите выросли на 10 процентов, на теплоснабжение – на 14 процентов, таким образом, за год тарифы на электричество и тепло подскочили на 35–40 процентов. А баллон нашего, российского, газа теперь будет стоить уже 597 рублей, и у многих пенсионеров на его приобретение и прибавки к пенсии уже не хватит.
Разбой и грабеж – по-другому действия монополистов от энергетики не назовешь.
А от разбоя и грабежа и от всяких других «рекордов» и «рекордсменов» кто-то же должен защитить народ или, как принято сейчас говорить, население. Может быть, краевая власть? Но тишина, молчит по поводу «рекордов» краевое правительство. А молчание, как известно, – знак согласия.
Но вместе с тем государственные структуры оказывают содействие энергетикам в выбивании долгов с неплательщиков за тепло и горячую воду, и весьма оригинальным методом. Так, на оживленных городских магистралях появились громадные плакаты-баннеры, которые гласят, что должников не будут выпускать за границу, в соседний Китай. А для определенной части забайкальцев это не туристические поездки, а способ за счет мелкой коммерции заработать средства на жизнь.
Конечно, платить надо, но не являются ли такие действия покушением на право граждан на свободу передвижения? И почему органы государственной власти, не защищая население от посягательства энергетиков на их кошельки, защищают интересы не государственной организации, а акционерного общества, коим является энергетическая компания?
Но, может, действительно хватит уповать на власть и начать самим решать проблемы, навязанные нам, ведь этому нас не так давно, в ноябре 2009 года, учили. Решать сообща, своими, народными, силами и средствами.
Владимир СМИРНОВ
Чита.