На прошлой неделе председатель Госдумы Б.Грызлов вновь поразил общественность очередным перлом политического красноречия. В четверг «Единая Россия» проводила форум по инновациям, на котором собрала представителей президентского и своего собственного кадровых резервов. В перерыве Грызлов вышел к журналистам и произнес буквально следующее: «Есть конкретные предложения, которые встречают преграду на пути: либо нерадивых чиновников, которых мы называем бюрократами, либо даже на пути обсуждения в наших научных структурах, таких, как Академия наук. Сегодня вот было сказано одним из выступающих, что у нас в Академии наук даже есть комиссия по борьбе с лженаукой. Интересно, как они, эти представители комиссии, взяли на себя право судить тех, кто предлагает новые идеи? Я не думаю, что нам нужно возвращаться в Средние века и создавать инквизицию. Это просто мракобесие». Стоявший рядом видный депутат-«единоросс» и крупный бизнесмен В.Груздев поддержал спикера: «Само название этой комиссии отбрасывает нас назад примерно лет на двести».
«Мрак!» – как выражалась Эллочка Щукина. По просвещенному мнению руководителей правящей партии, уже минимум 200 лет назад научное сообщество отказалось от понятия лженауки и борьбы с ней. Очевидно, они имеют в виду 1775 год, когда Французская академия наук постановила впредь не принимать к рассмотрению заявки от изобретателей вечного двигателя. Дело, правда, обстояло тогда с точностью до наоборот, но кого же волнуют такие мелочи спустя два столетия. И все же, интересуясь, по какому такому праву академики судят о том, что является лженаукой, а что не является, «единороссы» немного перехватили через край. Право (и обязанность) судить о качестве научных предложений, проводить экспертизу крупных научно-технических проектов, особенно требующих бюджетного финансирования, имеется у Российской академии наук по Уставу, утвержденному правительством. А кто у нас председатель правительства? Грызлов также забыл в пылу полемики о том, что при президенте страны существует комиссия по противодействию фальсификациям истории. А что такое фальсификация истории, как не лженаука? Понравится ли президенту, что его комиссия подпадает под грызловское определение мракобесия?
Несколько мотивов подвигло председателя Госдумы на его научный демарш. В первую очередь, конечно, личная обида. Дело в том, что Грызлов совместно с неким В.Петриком является правообладателем патента на способ очистки радиоактивных отходов, лежащего в основе громкого партийного проекта «Чистая вода», оцениваемого его авторами в 150 миллиардов рублей. Сумма привлекательная, но вот беда, косные академики никак не хотят признать научные достижения Петрика, именуя его не иначе как лжеученым, опасным шарлатаном и фальсификатором типа «воскресителя» Грабового.
О полной приключений жизни великого изобретателя Петрика можно написать роман. Разумеется, то, что в свое время он был осужден на 11 лет с конфискацией имущества по тринадцати статьям УК, включая мошенничество, покушение на грабеж, вымогательство и понуждение к даче ложных показаний, не может дискредитировать его талант. Бенвенуто Челлини тоже сидел по аналогичным статьям, а великим ювелиром был. Так и Петрик утверждает о себе, что может создавать драгоценные камни любого размера. Еще у него под усадьбой во Всеволожском районе Ленинградской области имеется подземная пирамида Хеопса в натуральную величину, продлевающая продолжительность жизни до 140 лет. И много чего другого. Маловеров же он убеждает легко и изящно: «Не пытайтесь ничего понять! Понять — нереально! И как только вы будете привлекать знания, будет осечка… не будет ничего получаться!» Немаловажно и то, что в 90-е годы Петрик являлся советником по экономическим вопросам мэрии Санкт-Петербурга. Но, несмотря на заклинания и заслуги, полевых испытаний фильтры Петрика–Грызлова не выдержали. Экспертиза была вынуждена привлечь знания и установила, что жидких радиоактивных отходов они не очищают, а в остальном ничем не отличаются от обычных бытовых угольно-серебряных фильтров, но сто¢ят в несколько раз дороже. Мракобесы!
Однако никакая личная обида и упущенная выгода не отверзли бы уста Грызлова, если бы он совершенно точно не знал, что в Кремле недовольны академией, а потому разражаться филиппиками в ее адрес можно вполне беспрепятственно.
Следует заметить, что академия является учреждением, весьма неблагонадежным по части «возрождения духовности». В то время как все первые лица государства стоят со свечками, смиренно внимая речам патриарха, академики позволяют себе всякие вольности. В частности, председатель упомянутой комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме РАН, советник новосибирского Института ядерных исследований Э.Кругляков был одним из десяти академиков, подписавших нашумевшее письмо президенту с протестом против планов внесения предмета «Теология» в номенклатуру ВАК и обязательного преподавания религии в школе. Вот и получается, что «отцы-пустынники и жены непорочны» воскресных школ не заводят, справедливо полагая, что преподавание Закона Божия под видом основ православной культуры в государственных школах обойдется им даром, а академики и прочие доценты с кандидатами упорно отказываются признать догмат о сотворении мира в шесть дней равноправным современной научной космогонии и дарвиновской теории происхождения видов. Не хотят мракобесы признавать креационизма, хоть убей!
Но это еще полбеды. Главная беда в том, что РАН сопротивляется встраиванию ее в вертикаль власти, свидетельством чему является следующий вопиющий случай. В мае 2008 года (кстати, сразу после вступления президента Медведева в должность) академия «прокатила» на выборах в действительные члены Михаила Ковальчука – родного брата Юрия Ковальчука, главы банка «Россия» и близкого к Путину человека, соучредителя знаменитого дачного кооператива «Озера». К тому моменту Ю.Ковальчук уже был назначен и.о. вице-президента академии и котировался как претендент № 1 на пост президента РАН. Естественно, это было расценено как недоверие лично Путину, а такие обиды не забываются.
Единственное, что спасает пока РАН от разгрома, это ее почтенный возраст – 286 лет все-таки. Поэтому академики до сих пор позволяют себе фрондерские высказывания. Вот, например, что написал недавно академик Кругляков в газете «Наука в Сибири»: «Что можно сказать про сложившуюся в стране ситуацию? Если высокопоставленные чиновники по своему разумению будут разбазаривать средства, минуя серьезную научную экспертизу, если Роспатент будет продолжать выдавать патенты на любой бред, даже на «вечные двигатели», исходя из принципа «деньги не пахнут», если СМИ продолжат политику оболванивания народа, а образование будет хиреть и чахнуть, не дождемся мы никаких прорывов ни в нанотехнологиях, ни где бы то ни было еще. Власть должна уважать науку не только на словах!» А депутат Госдумы от КПРФ, Нобелевский лауреат академик Жорес Алфёров в ответ на инвективы Грызлова посоветовал уважаемому Борису Вячеславовичу как одному из лидеров партии «Единая Россия» обращать больше внимания на нынешнее положение РАН, в частности на ее финансирование, а как руководителю парламента – заниматься своими прямыми делами.
Согласитесь, разве это не мракобесие?! Нет, этому пора положить конец и твердо указать зарвавшимся книжникам: Академия наук – не место для дискуссий!
Александр ФРОЛОВ.