По-видимому, «медовый месяц» в отношениях США с Китаем заканчивается, по сути дела и не начавшись. О «марьяже» этих двух сверхдержав активно заговорили в начале прошлого года, когда стали ясны масштабы мирового кризиса и когда стало ясно, что выход из кризиса будет определяться прежде всего экономиками США и КНР. На этой почве в США заговорили о том, что встречи «двадцатки» ведущих стран мира, конечно, важны, но главные, стратегические вопросы должны определяться в «узком кругу» – между Вашингтоном и Пекином.
Никакого особенного развития эта идея в конечном счете не получила, хотя двусторонние контакты двух сверхдержав по антикризисным вопросам, несомненно, имели место. При этом сохранялось хотя и завуалированное, но давнее и достаточно острое соперничество США и КНР. Это противоборство выкатилось в публичную сферу в самом начале этого года.
Одной из банок бензина в тлеющие угли соперничества стало решение Вашингтона продать своему союзнику (и одновременно противнику Китая) Тайваню самую современную систему противовоздушной обороны «Патриот-3». Это решение вызвало шквал комментариев в китайской прессе, где Вашингтон обвиняли во вмешательстве во внутренние дела Китая, ибо Тайвань рассматривают в «материковом» Китае лишь как временно отколовшуюся часть единой страны.
В свою очередь МИД и Министерство обороны КНР сделали с полдюжины заявлений, угрожая американцам «тяжелыми последствиями» для двусторонних отношений. Отставной генерал-майор Юн Инан из Университета национальной обороны заявил в интервью одной из газет, что «мы должны предпринять контрмеры, чтобы заставить другую сторону заплатить соответствующую цену и получить соответствующее наказание». Можно не сомневаться, что генерал отражал не только свою личную точку зрения. Еще один китайский эксперт заявил, что это откровенная пощечина Китаю и что, по его мнению, правительство КНР «ожидало чего-то другого от Обамы, особенно после его недавнего визита в Пекин».
Разумеется, американцы в ответ на упреки китайцев как бы недоуменно пожимали плечами: мол, они и так отказали Тайваню в поставках истребителей-бомбардировщиков F-16 и ударных вертолетов. Что до «Патриотов», то это сделка была, дескать, заключена еще президентом Бушем, а сам комплекс – чисто оборонительное оружие.
Однако все прекрасно понимают, что поставкой этого комплекса на Тайвань США в немалой степени обесценивают достижения КНР в укреплении своей авиации, в частности многомиллиардные затраты на закупки российских СУ-27. И если в 60–70-х годах в случаях чуть ли не ежедневных американских провокаций власти Китая ограничивались очередным «серьезным предупреждением» (их число в конечном счете перевалило за 500 и вызывало насмешки в мире), то на этот раз китайцы быстро показали, что и у них есть кое-что в загашнике.
Речь идет о проведенных в КНР недавно испытаниях системы противоракетной обороны наземного базирования. При этом китайские официальные представители с не менее недоуменными лицами (нежели американцы в случае с «Патриотами» для Тайваня) пожимали плечами, утверждая, что их средства ПРО – тоже чисто оборонительное оружие и оно не направлено против какой-либо страны, как и «Патриот-3». Хотя совершенно ясно, что это шаг, нацеленный на нейтрализацию наступательных ракетных систем США.
Такого рода взаимные «любезности» не могут не вести к обострению отношений между двумя странами. Тем более что американские «друзья» не остановились на том, чтобы наступить на ногу своим китайским партнерам поставками самых современных вооружений на Тайвань. Следующим шагом, вызвавшим вполне очевидное раздражение Пекина, стало решение президента Обамы встретиться в ближайшее время с тибетским духовным лидером Далай Ламой, которого руководство КНР обвиняет в раздувании сепаратизма в западных районах Китая. Не менее болезненно в Пекине воспринимают и грядущий визит в Вашингтон президента Тайваня Ма Инцзю.
Однако наступать на ногу партнеру в «учебно-воспитательных целях» настолько вошло в привычку творцов американской внешней политики, что госсекретарь США Хиллари Клинтон прокомментировала жесткую реакцию Китая на «шалости» США довольно высокомерно. Подтвердив «оборонительный характер» поставок «Патриотов» на Тайвань, она сообщила, что «у нас есть различия в оценке роли и намерений Далай Ламы и мы их никогда не скрывали». При этом она заявила, что напряженность в отношениях между США и КНР будет «короткой и мягкой». Мол, в Пекине пошумят и проглотят…
Но сам Вашингтон тут же добавил перца в и без того уже пересоленное блюдо американо-китайских отношений, отправив все ту же г-жу Клинтон в 9-дневную поездку в Австралию, Новую Зеландию и Новую Гвинею. Не вызывает сомнений, что эта поездка также воспринята в Пекине как продолжение курса на усиление американских военно-стратегических позиций в регионе. Надо ли долго думать, против кого направлено усиление позиций США в тех краях?
Да г-жа Клинтон этого и не скрывает. По сообщению газеты «Интернешнл геральд трибюн», беседуя с журналистами, сопровождающими ее в поездке в Азию, госсекретарь США заявила: «Люди хотят, чтобы США были полностью вовлечены в дела Азии. И по мере того, как Китай поднимается, здесь должно быть присутствие США как фактора мира и стабильности, как силы, гарантирующей безопасность». Более определенно о твердом намерении США быть противовесом Китаю в Азии сказать невозможно. Но после этого она, не моргнув глазом, призвала руководство КНР оказать давление на Северную Корею с целью побудить Пхеньян вернуться за стол шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР.
А ведь еще год назад, во время своего первого визита в Китай г-жа Клинтон, к негодованию разнообразных правозащитников, ни словом не высказалась на привычную для США тему «защиты прав человека». Такой сильной была в тот момент потребность «подружиться» с Пекином. Ныне кризис как бы успокоился и американские «партнеры» взялись за старое.
Вот такой «тяни-толкай» устроили творцы американской внешней политики в отношении Китая буквально за последние пару недель.
К этому нужно добавить столкновение между США и Китаем на недавней экологической конференции в Копенгагене, где Вашингтон пытался заставить Пекин ограничить промышленные выбросы в атмосферу, ни в коей мере не ограничивая свои, американские. После всего этого можно не сомневаться, что идея «марьяжа» двух сверхдержав если не выброшена безвозвратно в окно (в политике ничего безвозвратного не бывает), то, по крайней мере, положена в морозильную камеру их общего холодильника.
Вячеслав Тетёкин.