Почему же в настоящее время Россия не избежала кризисной ситуации? Дело в том, что в результате разрушительной перестройки начался спад производственной сферы. Рыночная стихия превратила страну в сырьевой придаток западных стран. До половины и более многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции стали завозить из-за рубежа, компенсируя потери распродажей нефти и газа, других природных ресурсов.
Многомиллиардные денежные поступления закладываются в зарубежные, преимущественно американские, банки, в так называемый Стабилизационный фонд, оседают в карманах олигархов, которые за счет ограбления народа строят за пределами своей родины дорогостоящие яхты, роскошные дворцы с бассейнами и даже скупают спортивные объекты.
При переходе на рыночную экономику вносились предложения использовать конвергенцию: задействовать все лучшее из опыта как Советского Союза, так и других стран. Поступили же наоборот. В Советском Союзе недра земли и все основные средства производства были государственной, народной собственностью, что позволяло поднимать экономику страны, обеспечивать нуждающиеся семьи бесплатным жильем. Не требовались сколько-нибудь существенные затраты на образование, медицинские услуги. Но усилиями Чубайса и его подельников народные достояния за бесценок перешли к частным собственникам. В других же странах, наоборот, увеличили долю госсобственности. В США – до 30 процентов, в скандинавских странах – до 50 и более процентов. У нас же так называемый процесс приватизации продолжается. Процедура банкротства позволяет уничтожать прежде успешные предприятия. На службе олигархов и служба налогообложения.
Рыночная экономика может быть эффективной при жестком государственном регулировании. Об этом свидетельствует опыт КНР и других стран, идущих по социалистическому пути. В ответ на высказывание Горбачёва: «Мы идем к рынку», – лидер Франции ответил: «А мы идем к плану».
Если бы использовать многомиллиардные средства Стабилизационного и других фондов на возрождение и строительство новых предприятий, как это было при индустриализации и коллективизации страны, то Россия не превратилась бы в сырьевой придаток других стран. Но на это не могли пойти олигархи. Зачем дополнительные усилия и риски, если можно закупить за рубежом по дешевке продукцию, нередко невысокого качества, по высокой цене реализовывать ее населению, а полученную прибыль закладывать в собственный карман, на выгодных условиях хранить награбленное в зарубежных банках. При обесценивании рубля импортные товары стали менее доступными, что еще более усложнило кризисную ситуацию. Кстати, было время, когда рубль был дороже доллара.
До тех пор пока не будут национализированы недра земли и крупные предприятия, рассчитывать на существенный подъем экономики, жизненного уровня не приходится.
Алексей ТРУБНИКОВ.
Курск.