В Заводском районе Грозного, когда сотрудники милиции попытались остановить для проверки документов «Жигули», по ним был открыт огонь. В результате ответного огня трое находившихся в машине неизвестных убиты. Среди милиционеров потерь и раненых нет. При аналогичных обстоятельствах уничтожено пять предполагаемых боевиков в дагестанском Хасавюрте. Они также открыли стрельбу из машины по представителям правоохранительных органов.
Таким образом, руководство кавказских республик (и прежде всего чеченский лидер Рамзан Кадыров, которому президентом России поручено руководство борьбой с террористами в регионе) демонстрирует, что контролирует ситуацию и способно ответить на кровавые вылазки бандитов на прошлой неделе.
Однако вопросы о степени контролируемости остаются. Хотя бы потому, что многие заявления того же Рамзана Кадырова вызывают сомнения своей излишней оптимистичностью и представляются отчетно-показушными. Так, Рамзан Кадыров сообщил, что в результате спецоперации задержан полевой командир боевиков, объявленный «министром обороны Ичкерии» Рустаман Махаури (брат убитого Азамата Махаури). По словам Кадырова, Махаури выразил желание сотрудничать с властями и даже воевать со своими недавними соратниками. «Махаури уже заявлял, что готов впереди милиционеров идти в лес, показать базы, воевать против боевиков, хотя десять лет называл нас кафирами и воевал против нас. Тем самым боевики показали еще раз, что у них нет никакой идеи», – сказал Кадыров. Однако глава МВД Чечни Руслан Алханов незадолго до этого сообщил, что Махаури тяжело ранен, врачи борются за его жизнь. По некоторым данным, он в коме. Так что совершенно непонятно, каким образом находящийся в бессознательном состоянии боевик мог сделать предложение о сотрудничестве.
Столь же неясной остается ситуация вокруг якобы задержанных участников покушения на президента Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, совершенного 22 июня. Министр внутренних дел Ингушетии Руслан Мейриев еще 9 июля заявил, что по этому делу есть задержанные, имена которых в интересах следствия не называются. Но в МВД России уточняют, что задержанные подозреваются в совершении ряда тяжких преступлений – и только проверяются на возможную причастность к покушению на Евкурова. Достоверно известно лишь о задержании в Москве двух автоугонщиков, продавших номера для автомобиля, взорванного террористом-смертником на пути следования кортежа президента Ингушетии. Хотя Рамзан Кадыров по каким-то «своим источникам» уже называет и имя заказчика покушения – Магомед Евлоев, известный под кличкой Магас.
Столь результативная деятельность милиции, однако, не остановила боевиков. В ночь на понедельник неизвестные сумели заминировать здание Центра занятости в Назрани. Взрывное устройство обнаружено также вблизи городской железнодорожной станции. В назранском районе Альтиево из подствольных гранатометов обстрелян дом следователя МВД Ингушетии. Никто не пострадал, но дом серьезно поврежден. 11 июля в селении Кироваул Кизилюртовского района Дагестана неизвестными убит капитан милиции, сотрудник службы участковых инспекторов. Двое военнослужащих 33-й горнострелковой бригады Минобороны погибли, пятеро ранены в результате обстрела автоколонны недалеко от селения Карамахи Буйнакского района Дагестана 13 июля.
С начала года на Северном Кавказе в результате диверсий, взрывов и столкновений погибло не менее 87 сотрудников правоохранительных органов и военных, 145 человек, объявленных боевиками, и 62 мирных жителя. Это данные на 1 июля, за прошедшие неполные две недели число убитых еще увеличилось.
Так что ни отмена режима КТО в Чечне в апреле, которое поспешили назвать датой окончания войны на Кавказе, ни состоявшееся в минувшую субботу в Гудермесе пышное открытие первого в республике аквапарка (главным героем действа был, естественно, Рамзан Кадыров) отнюдь не являются свидетельствами того, что по-настоящему мирная жизнь на Кавказе скоро наступит.
Павел СВИРИДОВ.