Война началась при неблагоприятном для нас соотношении: общая численность вооруженных сил Германии составляла около 7,3 миллиона человек, СССР – около 5,4 млн. В то же время экономическое и военное могущество Советского Союза, достигнутое за годы социалистического строительства, социальное и морально-политическое единство советского народа, патриотизм явились теми важными факторами, которые обеспечили будущую победу.
В самое трудное время народ не покидала вера в свои силы, вера в Коммунистическую партию, в торжество социализма. Начало войны для нас было неблагоприятным. К моменту нападения на СССР в первом эшелоне немецко-фашистских войск было развернуто 103 дивизии, в том числе 12 танковых. В первом эшелоне советских армий прикрытия находилось 56 дивизий.
22 июня советские войска отражали вдвое превосходящие силы врага, а на ряде направлений – даже превосходящие в четыре раза. В результате поражения в кровопролитных боях на границе советские войска были вынуждены отступать в глубь страны. Началась стратегическая оборона на всем фронте. В середине июля из 170 дивизий Красной Армии 28 вышли из строя, а свыше 70 лишились половины состава.
Центральный Комитет Коммунистической партии сформулировал цели войны, мобилизовал народ на их достижение. Для руководства государством в условиях войны была реорганизована система управления. 30 июня 1941 г. был образован чрезвычайный высший государственный орган СССР – Государственный комитет обороны (ГКО).
В ночь с 22 на 23 июня была образована Ставка Верховного Главнокомандования Вооруженных Сил СССР в составе наркома обороны маршала С.К.Тимошенко (председатель), начальника Генштаба генерала армии Г.К.Жукова, И.В.Сталина, В.М.Молотова, маршала К.Е.Ворошилова, С.М.Буденного, наркома ВМФ адмирала флота Н.Г.Кузнецова.
Ставка ВГК являлась органом верховной военной власти и непосредственно руководила фронтами, авиацией дальнего действия. Она ставила им задачи, утверждала планы операций, распределяла людские и материальные ресурсы, занималась подготовкой стратегических резервов и определяла способы их использования, подбирала и расставляла командующих фронтами и армиями. Ставка организовывала взаимодействие фронтов, флотов, авиации и координировала их действия в ходе операций. Всю войну Верховным Главнокомандующим был И.В.Сталин.
Вынужденный отход войск потребовал организовать эвакуацию из западных республик и областей промышленных предприятий, государственных запасов, имущества колхозов и совхозов, населения. Все это замедлило перевод экономики на военный лад, снизило темпы роста военного производства, сократило возможности формирования новых соединений и армий, создания резерва оружия и материальных средств.
В начале войны, когда для нас складывалась критическая обстановка, проявились лучшие качества советского народа: стойкость, мужество, самоотверженность. На Западном направлении в двухмесячном Смоленском сражении было остановлено продвижение противника к Москве. В сентябре немецко-фашистские войска были остановлены у стен Ленинграда, где они впервые в ходе Второй мировой войны не смогли преодолеть оказанного сопротивления. Героическая оборона Киева, Одессы, Крыма и Донбасса сорвала замыслы гитлеровцев беспрепятственно продвигаться на юге. Встретив упорное сопротивление, гитлеровцы вынуждены были прекратить наступление в Заполярье.
К началу наступления на Москву (операция «Тайфун») противник превосходил советские войска в людях – в 1,3 раза, в орудиях и минометах – в 1,9, в самолетах – в 2,1 раза. В полосе наступления это превосходство было еще более значительным. Октябрь и ноябрь были самыми критическими месяцами первой оборонительной кампании. Весь советский народ напряг силы, чтобы отстоять Москву.
Государственный комитет обороны принял постановление о формировании десяти резервных армий. «К началу декабря, – отмечал А.М.Василевский, – изменилось соотношение сил воюющих сторон. В составе нашей действующей армии было около 4,2 миллиона человек, до 26,6 тыс. орудий и минометов, 583 установки ракетной артиллерии, 1954 танка и 2238 боевых самолетов. Вражеская армия (без ВМФ), включая союзников Германии, имела в то время около 4 млн человек, 26,8 тыс. орудий и минометов, 1940 танков и штурмовых орудий и 3280 боевых самолетов.
Каковы же причины первого стратегического поражения вермахта во Второй мировой войне? Вот некоторые из них. Гитлер и его генералы допускали, что наша страна может мобилизовать 11–12 млн человек, но они были уверены, что из-за нехватки техники и командного состава будет мобилизовано не более 6,2 млн человек. По их расчетам, в распоряжении советского командования могло быть не более 209 резервных дивизий. В действительности же до декабря 1941 г. в действующую армию влились 291 дивизия и 94 стрелковые бригады, или 338 расчетных дивизий, в том числе 241 была сформирована вновь. Генералы вермахта считали, что Красная Армия вооружена устаревшим оружием и боевой техникой и были удивлены, встретив на поле боя танки Т-34 и КВ, новые типы истребителей, штурмовики ИЛ-2 и реактивную артиллерию (катюши).
Недооценила гитлеровская клика также сопротивления советских людей, оставшихся в тылу врага. К концу 1941 г. действовало около 2 тыс. партизанских отрядов.
В ходе первой наступательной кампании советских Вооруженных Сил зимой 1941–1942 г. было разгромлено 50 дивизий противника, общие потери его сухопутных войск составили около 833 тыс. человек. К весне 1942 г. на советско-германском фронте сохранилось примерное равновесие сил, и руководители Третьего рейха задумались о дальнейшем ведении войны. Гитлер говорил своим приближенным, что «если ни одна из сторон не может решить спора вооруженной борьбой, то надо его решать иными средствами».
Но для агрессора мирного выхода из войны уже не существовало. Логика событий диктовала гитлеровцам создание нового подавляющего превосходства над Красной Армией в силах и средствах для достижения прежних целей, причем этого превосходства нужно было добиться до того, как Советский Союз значительно увеличит ударную мощь своей армии.
В отличие от 1941 г. они рассчитывали в 1942 г. не только привести нашу страну к «военному краху», но и к ее экономической катастрофе. Почему Германии удалось к лету 1942 года снова изменить соотношение сил в свою пользу и захватить стратегическую инициативу? Это стало возможным в связи с благоприятными условиями мобилизации экономических и военных ресурсов фашистского государства; способностью его выжать максимальное количество сырья, военной продукции из войск из стран-сателлитов, а также оккупированных и зависимых государств. В Советском Союзе же весной 1943 г. еще продолжалась перестройка народного хозяйства. Из-за недостатка вооружения и технических средств формирование резервных армий задерживалось. Помощь Советскому Союзу со стороны Англии и США была незначительной и не шла в сравнение с вкладом в борьбу стран – союзниц фашистской Германии.
К июлю 1942 г. на советско-германском фронте Германия вместе со своими союзниками имела наибольшее за все время войны количество дивизий – около 270, т.е. в 1,4 раза больше, чем в момент нападения на СССР.
Численность вооруженных сил противника возросла на 700 тыс. человек – с 5,5 до 6,2 млн человек. Повысилось и качество вооружения. Но созданное противником превосходство уже не было таким значительным, как в начале войны. На направлениях главных ударов группировки врага в 1,5–3 раза превосходили оборонявшиеся войска. Этим группировкам удалось продвинуться к Сталинграду и на Северный Кавказ.
Однако военно-политические цели наступления не были достигнуты. Германия не получила кавказской нефти, не прорвалась на Средний Восток, не смогла изолировать Советский Союз от союзников. Связь стала осуществляться через арктические моря и Иран. Врагу не удалось также захватить Ленинград и повторить свое генеральное наступление на Москву.
В течение лета и осени 1942 г. Советский Союз добился изменения соотношения сил на фронте в свою пользу. В октябре 1942 г. немецко-фашистские войска понесли огромные потери и утратили наступательные возможности.
В течение января 1943 г. контрнаступление перешло в общее стратегическое наступление, которое продолжалось до конца марта. Советские войска разгромили свыше 100 вражеских дивизий, отбросили противника от Сталинграда и Орджоникидзе на 600–700 км. Враг потерял около 1,7 млн человек, 24 тыс. орудий, свыше 3,5 тыс. танков, 4,3 тыс. самолетов. В это время была прорвана блокада Ленинграда, что улучшило стратегическое положение на всем советско-западном направлении.
Советско-германский фронт покатился на запад безостановочно. Предстояло развернуть новое крупное наступление, чтобы очистить от врага богатую хлебом Левобережную Украину и угольно-металлургическую базу Донбасс, а также восточные районы Белоруссии и Кубань.
12 июля войска Западного и Брянского фронтов перешли в контрнаступление против Орловской группировки противника. 15 июля в него включился и Центральный фронт. 3 августа началось наступление войск Воронежского и Степного фронтов на Белгородском и Харьковском направлениях.
Победу под Курском обеспечили высокая боеспособность и высокое моральное состояние войск, массовый героизм солдат, их хорошая выучка в использовании новых образцов оружия и военной техники. С точки зрения военного искусства здесь было все продумано: правильная оценка обстановки, целесообразное решение на кампанию, тщательная подготовка к ней, твердое и гибкое руководство войсками в ходе сражения. За 50 дней кровопролитных боев 30 немецких дивизий были разгромлены, в том числе 7 танковых. Гитлеровцы потеряли более 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, 3 тыс. орудий, свыше 3,7 тыс. самолетов.
После поражения под Курском немецкая Германия больше не помышляла о наступлении.
До полного разгрома вермахта и капитуляции гитлеровской Германии Советские Вооруженные Силы провели еще три наступательные кампании при неуклонном нарастании превосходства в силах над противником.
Мощный удар был нанесен силами Ленинградского, Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов и Балтийского флота по группе немецкой армии «Север». В результате полностью была снята блокада Ленинграда и были созданы условия для освобождения Прибалтики. Затем в ходе девяти связанных между собой операций была освобождена Правобережная Украина, в апреле–мае – Крым, в июне–июле – Южная Карелия. В ходе Белорусской операции были нанесены удары по самой сильной группировке противника, действовавшей в центре и прикрывавшей основные пути в Германию.
В завершение кампании 1945 г. в Европе Красная Армия (без резерва Ставки) имела 6,7 млн человек, 107,3 тыс. орудий и минометов, 12,1 тыс. танков и САУ,14,7 самолетов. Превосходство Красной Армии было настолько значительным, что позволило ей вести наступление на всем фронте одновременно: в Восточной Пруссии, Польше, Чехословакии, а затем в Померании, Венгрии, Австрии.
Большой заслугой И.В.Сталина перед Родиной следует считать и тот факт, что за время Великой Отечественной войны он сумел подобрать, воспитать и выдвинуть на ответственные посты новые руководящие кадры. Руководя военными действиями на фронтах и хозяйственно-организаторской работой в тылу, И.В.Сталин продолжил важную теоретическую деятельность. В его выступлениях и приказах получила дальнейшее развитие не только советская военная наука, но и теория Советского социалистического государства, его функций и источников силы.
Очень хочется дать отповедь извращенцам, клеветникам, врунам, нагло обливающим грязью И.В.Сталина, «историкам». Многоголосие противостояния клеветникам станет основой дальнейшей борьбы за историческую правду.
В.В. ШАЙНОГА.
Нелидово,
Тверская обл.