Главному редактору газеты
«Советская Россия» В. ЧикинуНа это письмо в родную с давних лет газету подвигло меня размещение в четвертом номере «Отечественных записок» в качестве иллюстрации к статье А. Александрова «Год перед стартом» фотографии жизнерадостного, смеющегося лица Юрия Алексеевича Гагарина в группе солдат и офицеров Советской армии.
Под фотографией подпись, которая вводит читателей в заблуждение: «Юрий Гагарин с рабочими завода «Прогресс» в Самаре (апрель 1961 г.). Автор неизвестен. Снимок хранится в музее «Прогресс».
В действительности эта фотография сделана в день приземления Юрия Алексеевича на саратовскую землю близ дислокации нашей в/ч. Он только что доложил, воспользовавшись телефонной связью нашего КПП, Москве о выполнении им задания и своем местонахождении, и попал в круг тех самих солдат и офицеров, которые сбежались к КПП, чтобы увидеть воочию первопроходца космоса, только что спустившегося с небес на нашу Землю.
Сегодня об этом приземлении достаточно много известно и можно о всех деталях говорить открыто – гриф секретного снят.
Рядом с Ю.А.Гагариным – наш командир майор Гассиев, только что доставивший его к кабине транспортно-заряжающей машины с места приземления к телефону. Об этом Ю.А.Гагарин сам попросил нашего командира, первым принявшего, как старший по званию, доклад старшего лейтенанта о возвращении на Землю и от него первого услышавший о досрочном присвоении ему (через звание) звания майора.
На руках командира дивизиона (на фотографии между Гагариным и Гассиевым) его сынишка. Если он жив, то это уже зрелый человек. 48 лет прошло, а всё помнится, как вчера.
Эта фотография одна из той сотни, которую мы изготовили за ночь, собрав всю фотобумагу, оказавшуюся 12 апреля 1961г. в дивизионе. Такие фотографии (по одной, редко две на брата если там был другой поворот чьей-то головы) рано утром 13 апреля разлеглись в письмах по Советскому Союзу к родителям бойцов и командиров.
Мы поторопились это сделать как можно быстрее, поскольку нас предупреждали опытные офицеры, что все незамедлительно изымут, так как в объектив попало и то, что в то время никоим образом не должно было фотографироваться.
Лично я отправлял несколько фотографий в Министерство обороны и в «Комсомольскую правду» для передачи Ю.А.Гагарину. Какие-то из них были ему переданы в те же апрельские дни. В том числе и фотография, которая попала на завод «Прогресс». Она помещена между страницами 152 и 153 в книге Ю.Гагарина «Дорога в космос», вышедшей благодаря спецкорреспондентами Д.Денисову и С.Борзенко фактически через три месяца после приземления (подписка к печати 29 июля 1991г.). Только подпись там другая: «Первый снимок после возвращения Юрия Гагарина (в центре) из космоса на Землю».
Фотографию, как и некоторые другие, в тот день сделал я.
Полагая, что фотография, опубликованная в «Советской России», попала в музей Самарского завода «Прогресс» от кого-то из ребят-самарцев, служивших в нашей в/ч 40218 и оказавшихся в тот исторический момент на этой фотографии. Может быть, это наш Николай Терёшин, чье лицо четко видно на переднем плане (в первом ряду, 2-й справа).
Строки М.Луцкого, использованные авторами-составителями этого номера «Отечественных записок»,
Гагарин атеистом был
И заявил родной планете:
– Когда в далеких высях плыл,
Я что-то Бога не заметил!
отражают истинный ответ Юрия Алексеевича одной из бабушек – мам наших командиров, живших в расположении части. На вопрос: «А ты, сыночек бога там не видел?», он все с той же изумительной жизнеутверждающей улыбкой очень мягко, но как-то по-особому утверждающе ответил ей: «Нет, мамаша, не видел».
Я этот момент зафиксировал на фотопленку своим «Зенитом-С» окружной газете (Приволжский округ). Правда, за подписью офицера его туда отправившего. Это была исключительно удачная фотография. В ней так хорошо просматривались характеры этих двух представителей разных поколений – одного рвущегося в высь, уверенного в себе и уважительно выглядывавшегося в представителя другого старшего поколения, ровесник его мамы. И представителя этого старшего поколения, прожившего трудную жизнь, испытавшего много, в душе почитающего Всевышнего, верящего в него и с любопытством и надеждой взирающего на того, кто побывал там за недосягаемыми высотами и, может, увидел то, что так хочется лицезреть самому….
Больше нигде этот снимок мне не попадался. А из архива моих родителей кто-то его увел еще в годы моей военной службы. На память…
А 12 апреля мы дома в семейном кругу традиционно поднимем рюмку за первопроходца, за тех, кто продолжает осваивать эту космическую дорогу, продлевая ее все дальше и дальше, ввысь. Будем листать книги и альбомы о космонавтике, которые с апрельских дней 1961 г. стали составной частью домашней библиотеки.
Анатолий Борисович Пекарский,
бывший в/с в/ч 40128.
Владивосток.
Это письмо из Владивостока от Анатолия Пекарского, который и оказался тем самым «неизвестным автором», сделавшим фотографию, показалось нам очень интересным. Мы связались с Анатолием Борисовичем, он рассказал, что ныне преподает в Институте права и управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Профессор, кандидат юридических наук.
Анатолий Борисович – давний подписчик «Советской России», выписывает даже два экземпляра газеты, причем один из них оставляет в университете. По некоторым статьям, опубликованным в «Советской России», он проводит семинарские занятия.
Идея написать в газету о том, что это за фотография на самом деле, возникла, когда он рассказал о событиях 1961 года своим университетским сослуживцам. На одну из сотрудниц это произвело такое впечатление, что она стала убеждать Пекарского: «Отправьте письмо в «Советскую Россию», чтобы поскорее дошло, можете моей электронной почтой воспользоваться!» Теперь о том, как великое историческое событие и Юрий Гагарин вошли в судьбы десятков служащих воинской части 40128 и их близких, могут узнать наши читатели.
Типичный случай Разговор о боге
Чуть схлынул людской поток – мама пригласила Юру и приехавших с ним в Гжатск товарищей отобедать.
Но не тут-то было. Едва сели за столы, пришел Борис.
– Юра, – сообщил он, – там к тебе делегация божьих старушек препожаловала.
Когда Гагарин стремительно выбежал на крыльцо – старушки дружно, как по команде, перекрестили его.
Подталкиваемая подругами вышла вперед тетя Маня Петрова.
– Юра, сынок, ты скажи нам: видел ли ты его?
– Кого?
– Кого... Ну его... Господа бога нашего, – решилась наконец тетя Маня. – И как он допустил тебя туда?
Юра громко рассмеялся.
– Нет, не видел, бабушки…
Старушки смущенно зашептались…
– Про бога с батюшкой посоветуюсь. Трудно так сразу-то... Шестьдесят пять лет на белом свете живу, в церковь хожу
и богу молюсь. А ты говоришь не увидал его...
– Знаете, бабушки, – весело пообещал Юрий, – вот чуть подучимся летать и вашего батюшку в космос пригласим. Пусть сам убедится что к чему...
(Из книги В.А. Гагарина «Мой брат Юрий». 1972 г. Фото из книги).