1 апреля исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В этот день состоится премьера художественного фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба». Премьера эта давно ожидаема. Последние работы Бортко, телевизионные экранизации «Идиота» Достоевского и «Мастера и Маргариты» Булгакова, привлекли широкое внимание и к отечественным фильмам, и, что не менее важно, к русской классике. Многих, прежде всего молодых, зрителей, не приученных нынешней жизнью к серьезному чтению, именно эти фильмы подвигли прочитать великие произведения русской литературы.
Незадолго до премьеры Владимир Владимирович встретился с нашим корреспондентом. Мы беседовали о новом фильме, о том, что значит Гоголь, его творчество, для режиссера. Как актуален Гоголь для нашего времени. Почему именно «Тарас Бульба» был избран для экранизации.
– «Тарас Бульба» – одно из моих любимых произведений Гоголя. Не только «Тарас Бульба», конечно. Но эта повесть из любимейших. С некоторых пор меня считают продюсером-экранизатором, и мой интерес к этому произведению совпал с интересом тех людей, у которых есть деньги. Я очень благодарен им. Кино – вещь дорогая.
Создание гоголевских образов, перевод этой литературы высочайшего класса на конкретный язык кинематографа представляет для меня большой профессиональный интерес. Есть и общественный интерес. Как сказал один всем известный человек, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Мы от общества не свободны. Сложившиеся между Россией и Украиной отношения весьма способствовали тому, что для фильма была избрана эта тема. Я считаю, что нет разных народов. Так же считал и Гоголь. Есть один народ – русский: его южная ветвь – на Украине, его западная ветвь – в Белоруссии. Но это один и тот же народ.
Родился я в Москве, но детство и юность прошли в Киеве, учился в Киевском театральном институте, где украинский язык был обязательным, к слову, я знаю его в совершенстве. Моя мать – актриса украинского национального театра.
Самая большая глупость говорить, что мы любим украинцев или мы не любим украинцев – уже это разделение. Сейчас государств два, но тому примеров в истории было много. На этой территории после Киевской Руси и княжество Литовское было, потом Речь Посполитая с «польскими» городами Киев и Смоленск. Ну и что? Народ-то был всегда один и тот же, наш, русский.
– «Тараса Бульбу» еще никто не экранизировал?
– Его экранизировали много раз за границей. У нас были попытки экранизации. Довженко пытался это сделать. Но первый съемочный день пришелся на 22 июня 1941 года. И была попытка экранизации талантливешего нашего режиссера Сергея Фёдоровича Бондарчука. Но она была остановлена. Сложно сказать почему. Но думаю, что из-за Польши, партийные руководители решили не портить отношения с братским государством. Но какое там порчение отношений с поляками в «Тарасе Бульбе»?!
Фильм Бортко еще не вышел в прокат, его мало кто видел. Однако претензии в адрес режиссера со стороны некоторых СМИ уже звучат, характерные претензии. С одной стороны, режиссера упрекают в своего рода буквализме: мол, «и текст сохраняет, и сюжет» (сейчас зачастую модно оставлять от классического произведения одно название, исказив его до неузнаваемости, объясняя это современным видением). С другой стороны, утверждают, что Бортко что-то «придумал за Гоголя». Напустил-де кровищи, чтобы потрафить молодым, привыкшим видеть такое на экране. А классик не хотел «смущать читателя картиною адских мук». Да и вообще: у Гоголя Тарас Бульба – разбойник и душегуб, а у Бортко – рыцарь без страха и упрека, голову положивший за Отечество.
Сам Бортко считает, что Тарас Бульба в фильме как раз гоголевский герой, главный, ключевой для понимания всей повести, в которой, по мнению режиссера, нет «множества тем»:
– Там никаких тем нет! Там есть одна тема, которая называется – Тарас Бульба. Это моноповесть, повесть об одном человеке. Этот человек персонифицирует собою душу народа, живущего сложной жизнью в сложную историческую эпоху.
– Но речь в повести идет и о силе народного духа, о товариществе, патриотизме, отношении к предательству, разломе семьи.
– Все это и есть характеристики одного человека – Тараса Бульбы! И нельзя воспринимать это произведения по-школярски: мол, был у Тараса сын Андрий, он полюбил полячку, и Тарас его убил.
Оба сына для чего понадобились писателю? Для полного раскрытия образа Тараса Бульбы. Почему Тарас Бульба больше любит одного сына, Остапа? Что, Андрий дерется хуже, чем Остап? Нет! Он менее красив? Нет! По одной простой причине: Остап точно следует в русле отцовских заветов, он его продолжатель, духовный наследник. Для Тараса самое главное – отчая земля, патриотизм, вера православная. Отступление от этого – уже предательство.
А Андрий… Вспомним, когда Андрий попадает по подземному ходу в город Дубну, к полякам, он оказывается в костеле. И дальше Гоголь не просто так на полторы страницы описывает, как всходило солнце, как пробивалось сквозь витражи, как сиял алтарь. А Андрий смотрел на все это, открыв рот, забыв, зачем он сюда пришел, да и о паночке. Вот какое влияние на него оказала другая вера, другая жизнь. Почему он полюбил полячку? Полячка олицетворяла для него то, что ему нравилось, чужое. Если хотите, Андрий – первый западник в нашей литературе.
Отец убил Андрия не за то, что тот полюбил полячку. А за то, что он выскочил из крепости во главе польского войска и на глазах Тараса начал рубить своих. «Остановился старый Тарас и глядел на то, как он чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: «Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?» В книге для многих читателей фраза пробегает мимо сознания, остается только любовь к полячке… А на экране-то это о-го-го как видно, когда льется кровь. Тогда и не возникает вопрос, почему Тарас Бульба убил сына. Выбора у него не было: война, против него враг – сын. А что делать? Вот представим 1941-й. И сразу все понятно: враг поднял руку на твой народ.
Вот, к слову, и ответ на вопрос критикам: понятно, что кровь на экране, когда речь идет о страшных и кровавых событиях далекого прошлого – не дань моде или провокация нездорового интереса. Это способ рассказать киноязыком о реалиях, говоря гоголевскими словами, «тогдашнего грубого и свирепого века». А главное – адекватно донести суть: ту, которую многие видеть не желают. «Тарас Бульба» – не мелодрама о любви Андрия к паночке, закончившейся трагически, и отце-детоубийце. Это героический эпос, патриотическая поэма.
Сколько таких трагических страниц знает наша история. Вспомним Петра I, покаравшего своего сына, потому что тот не мог и не хотел продолжить его дело государственное…
Режиссер рассказывал, как снимался фильм. В России, в Польше, но в основном на Украине: в Каменец-Подольске, в Хотине, где сохранились старинные крепости. А также в Запорожье, в Киеве, в Крыму.
– Местные ли участвовали в массовке? Конечно, местные! Где ж еще возьмешь столько казаков. Лица у них, какие надо. С тех времен никак не изменились ни лица, ни характеры. Все те же люди и остались. Я обращался к ним на украинском. И они понимали: это свой приехал.
– Вы интересную вещь сказали. Что люди с тех пор не особенно изменились. А мне кажется, сейчас и не осталось таких, что обрисовал Гоголь в «Тарасе Бульбе».
– А какие же? Да такие точно! Те же люди. Ну, конечно, «Тарас Бульба» – это эпос. Художник пользуется гиперболой. Например, у Гоголя сказано, что Тарас Бульба весил 20 пудов – 320 килограммов. Это сознательное преувеличение. Мы тоже взяли каких артистов? Богдана Ступку, Хмельницкого покойного, Дедюшко, Михаила Боярского. Мощные ребята, крепкие.
Богдан Ступка сыграл роль Тараса Бульбы. Собственно, я никого другого и не видел в этой роли. Владимир Вдовиченко – Остап, Игорь Петренко – Андрий. Володя Вдовиченко появился сразу, а вот что касается Петренко, то он прошел пробы, и очень успешно. А вообще я проб не люблю. Когда приходится выбирать между людьми, каждый из которых может сыграть роль. И кому-то из них надо отказать.
Для Александра Дедюшко и Бориса Хмельницкого фильм стал последним. Хмельницкий принял участие в съемках уже тяжело больным. Если сначала он сам на коня садился, то позже уже не мог подняться с постели. Знаете, какие были его последние слова, которые он произнес в кино – вообще в кино? «Сдается мне, браты, хорошею смертью умираю: семерых изрубил, девятерых копьем исколол. Истоптал конем вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля!..»
Конечно, фильм, особенно такой, где тысяча человек массовки, множество лошадей, оружие, военные сцены, драки, снимался непросто. Но самое сложное – не технические проблемы решать. Главное – это передать поэтический язык Гоголя.
– А думалось о том, как фильм воспримет нынешний зритель: культурный и массовый?
– Массового зрителя, по-моему, сейчас не существует. В кино ходят в большинстве очень молодые люди, 16–17-летние. Они воспитаны на американских фильмах, привыкли к динамичному монтажу, достаточно простым вещам. В нашем фильме все непросто, хотя тоже очень динамично. Сложное произведение гоголевский «Тарас Бульба». Сложнейшее. Поэтому очень интересно, как будет восприниматься молодым зрителем.
А вообще, кто его знает, этого современного кинозрителя… Вот выйдет сейчас фильм, и посмотрим на реакцию. Может, и с Тарасом у них будет первое знакомство.Теперь «Тараса Бульбу» убрали из школьной программы. Я считаю, это самая настоящая идеологическая диверсия, ибо «Тарас Бульба» – один из краеугольных камней национального самосознания, которое должен впитывать молодой человек – в обязательном порядке!
Думаю, совершили эту диверсию враги или дураки. Хотя в дураков я не очень верю. Они хотят нанести удар в самое сердце нашего народа. Гоголь им опасен. В Питере даже улицу Гоголя переименовали, которая была так названа еще в 1903 году, при царе. Опять в Большую Морскую.
Но классика как занимала свое вершинное место, так и занимает, что бы с ней ни вытворяли. Как Гоголь занял свое место среди великих, так он и будет занимать его, пока люди вообще читают книги. А русская литература – это одна из вершин мировой цивилизации.
Нужен ли Гоголь нашему времени? Как нашему, так и любому другому.
Искусство – вещь не утилитарная. Это наши с вами коммунистические лидеры рассматривали его порой таким образом. Может, потому и не разрешили в свое время Бондарчуку экранизировать «Тараса Бульбу». Скорее всего, просто чего-то недопоняв. Хотя Карл Маркс еще говорил, что главная задача искусства – доставлять эстетическое удовольствие. Есть, конечно, и воспитательная функция искусства, но также воздействует через эстетику.
Вот такое утилитарное понимание искусства вредит очень сильно. Кстати, вредило и в советские времена. Впрочем, сколько длились наши советские времена – 80 лет, меньше? Что это – по сравнению с 6 тысячами лет цивилизации? Просто крохотный эпизод. Однако кто сказал, что это конец? Да и ошибки людей не делают идеи неправильными.
– А современен ли Гоголь сегодня чем-нибудь таким, на что не обращали внимания, скажем, 20–30 лет назад, что тогда было неактуально?
– Конечно! Вот Ющенко теперь говорит, что между русскими и украинцами нет ничего общего. Тогда в голову никому такое не приходило пропагандировать! А Гоголь – он претендовал как-то даже на кафедру истории в университете. Он хорошо знал историю. Да и сам родился на Полтавщине. Его творчество – доказательство единства нашего народа. Киев – мать городов русских. И это основа.
Так считалось всегда. Теперь коммунисты – наиболее яркие и последовательные выразители интересов народа. Коммунисты – это самые настоящие патриоты. Я горжусь тем, что я коммунист. Спрашивают иногда: «Как подписать? Народный артист?» Я говорю: «Нет, напишите член КПРФ». Другое дело: все ли партия делает сегодня, что необходимо…
А ведь возможностей сейчас очень много для нас. Сколько говорилось: крах капитализма, крах капитализма. И вот он, этот крах – прямо в лоб! Даже американцы, что они делают? Они спасают свою экономику – национализируют! То есть действуют социалистическими методами. Собственно, обо всем этом есть у Карла Маркса. А я вступал в Компартию Карла Маркса, в марксистскую партию…
Если серьезно, все те идеи, те ценности в «Тарасе Бульбе» у Гоголя, о которых мы говорили, – они разве чем-то противоречат коммунистическим? Под ними подпишется любой коммунист!
В конце беседы я поинтересовалась, какой символ во время съемок фильма особенно впечатлил режиссера.
– Мы снимали битву, где казаки умирают: один, второй, третий, – в том числе и Дедюшко, который потом погиб, – его поляки поднимают на пики, сбрасывают на землю. Камера направлена наверх. И идет гоголевский текст, который читает диктор.
«И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам. «Садись… одесную Меня! – скажет ему Христос, – ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал Мою Церковь».
И дальше идет такой отъезд камеры, мы видим поле. И в это время вдруг в небе над нами появляется журавль. Прямо как душа. Я оператору говорю: «Снимай!» А он уже снял. И журавль этот теперь в картине. Будете смотреть, обратите внимание...
Беседовала
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.