В КОНЦЕ 70-х годов прошлого века мне довелось побывать на американской выставке в парке «Сокольники», где демонстрировалось пилотажно-навигационное оборудование американского самолета «Боинг-747».
Американский специалист рассказывал посетителям о высокой надежности технического оснащения, многократном дублировании приборов и функциональных каналов, индикации отказов в виде световых и звуковых сигналов и тому подобном. Короче говоря, американец убеждал посетителей выставки в практической безотказности пилотажно-навигационной системы «Боинга-747».
Каково же было мое удивление, когда несколько лет спустя, в сентябре 1983 года, в нашей прессе появились сообщения о том, как американский «Боинг-747», принадлежащий южнокорейской авиакомпании, выполняя полет по маршруту Сан-Франциско – Сеул, «сбился с курса» и проник в воздушное пространство СССР в северной части Камчатки. Затем прошел над нашими секретными военными объектами, расположенными на территории Камчатки и Сахалина.
Но еще большее удивление вызвал у меня странный поступок господина Ельцина, который в 1993 году во время дружеского визита в американскую вотчину – Южную Корею – каялся, просил прощения за «преступление» Советского Союза, сбившего южнокорейский лайнер «Боинг-747» с пассажирами на борту.
Так ли это было на самом деле? Действительно ли Советский Союз совершил преступление?
Преднамеренное нарушение воздушного пространства СССР – давняя практика Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США. В первые годы после смерти Сталина Соединенные Штаты Америки таким способом демонстрировали свое военное превосходство над СССР.
С июля 1956 года по май 1960 года американские самолеты-разведчики «Локхид У-2» систематически нарушали наше воздушное пространство сначала в европейской части, затем в Средней Азии, Закавказье, на Дальнем Востоке.
Самолет «Локхид У-2» идеально подходил для шпионских целей. Его практический потолок составлял 20–22 км. В то время он был недосягаем ни для наших истребителей (у МиГ-19 потолок 17,5 км, у Су-19 – 19 км), ни для зенитных ракет.
Президент США Эйзенхауэр хорошо знал об этих полетах, но сотрудников ЦРУ часто спрашивал: «Что будет, если нас поймают?» И вот наконец «поймали».
1 мая 1960 года советскими ракетчиками был сбит американский самолет-шпион «Локхид У-2». Летчик сбитого У-2 Френсис Пауэрс был взят в плен и предстал перед советским судом. Пауэрс признал свою вину, сообщил суду о цели полета над территорией Советского Союза. Это был серьезный прокол в шпионской деятельности ЦРУ.
Более 20 лет после этой позорной акции ЦРУ не осмеливалось так нагло и неприкрыто нарушать воздушное пространство Советского Союза.
За это время сменилось несколько президентов, и каждый из них вносил определенную лепту в продолжающуюся холодную войну против СССР. Не был исключением и избранный в 1982 году президент Рейган. Однако для разнузданной пропаганды против СССР было уже недостаточно обвинений в нарушении прав человека, в «ограничении свободы слова».
Идея фикс о мировом господстве буквально десятилетиями культивировалась в американском обществе. У Рональда Рейгана кружилась голова от идеи «звездных войн», которые должны были окончательно сокрушить «оплот коммунизма». Но вот проблема – конгресс может не поддержать предлагаемый президентом бюджет с астрономическими затратами на вооружение. Надо было убедить конгрессменов в реальной угрозе национальной безопасности США со стороны Советского Союза, показать на конкретных примерах его агрессивность.
Отсюда, надо понимать, и возникла затея очередной провокации ЦРУ. Представляется, что между Рейганом и директором ЦРУ состоялась доверительная беседа. Конечно, никто не знает ее содержания. Но, судя по последствиям, можно чисто гипотетически определить контуры того плана операции, который был предложен директором ЦРУ.
– Мы планируем, – мог докладывать директор ЦРУ президенту, – на конец августа 1983 года операцию под кодовым наименованием «Вулкан». Главную роль в операции будет выполнять пассажирский самолет «Боинг-747» с опознавательными знаками южнокорейской авиакомпании. Он будет совершать полет в автоматическом режиме – на нем не будет ни экипажа, ни пассажиров.
Самолет поднимется с военной базы на Аляске, пересечет Берингово море и войдет в воздушное пространство СССР в северной части полуострова Камчатка. Далее полет продолжится в южном направлении вдоль Камчатки и острова Сахалин.
Самолет будет проходить непосредственно над военными объектами стратегического значения. У командования ПВО возникнет подозрение, что самолет выполняет разведывательные функции, мы на это и рассчитываем.
Поднятые на встречу «Боингу-747» советские истребители попытаются, прежде всего, установить принадлежность самолета, но это сделать в ночных условиях практически невозможно.
Радиолокационные станции ПВО, которые, как мы полагаем, будут вести наблюдение за нашим «Боингом», невольно окажутся объектами разведки. Их излучение с помощью радиоаппаратуры «Боинга-747» будут приниматься, кодироваться и передаваться на два наших самолета «Локхид У-2», летящих параллельным курсом над нейтральными водами Тихого океана.
Летчики ПВО, пытаясь прервать полет «Боинга-747» и принудить его произвести посадку на ближайший аэродром, могут заподозрить отсутствие экипажа и пассажиров на его борту. Поэтому мы организуем имитацию радиообмена нашего «Боинга» с наземными диспетчерскими службами на другом самолете, летящим над нейтральными водами вблизи Камчатки, а затем – Сахалина.
Своими действиями мы сознательно будем подталкивать Советское правительство принять решение на уничтожение засланного в их воздушное пространство «Боинга-747».
Кстати, стоимость нашего «Боинга-747» составляет более 20 млн
долларов.
Но наши экономические потери в этой операции несравнимы с тем политическим резонансом, который будет вызван «бесчеловечными» действиями Советского правительства, давшего команду на уничтожение гражданского самолета с пассажирами на борту.
ДЛЯ ТОГО чтобы содержание данного «сценария» не показалось читателям фантазией, давайте обратимся к фактам, которые фигурировали в нашей прессе в 1983–1984 годы. Потом в последующие годы приводились новые факты.
Известно, что любая разведывательная операция характеризуется соблюдением строжайшей конспирации. Но, как говорят, «шило в мешке не утаишь». Вскоре после официального заявления Госдепартамента США о том, что Советский Союз сбил гражданский самолет «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании, в американской прессе появился огромный интерес к этому событию. Журналисты «пронюхали» интересную особенность полета южнокорейского «Боинга-747», вылетевшего точно по расписанию из Сан-Франциско ночью 31 августа 1983 года рейсом Сан-Франциско – Сеул. Южнокорейский «Боинг-747», не долетев до Берингова моря, изменил свой обычный маршрут и произвел посадку на Аляске, на одной из военных баз США. Причина не указывалась.
Журналисты тогда не знали, да при такой секретности операции и не могли знать, что полет по маршруту Сан-Франциско – Сеул продолжил другой самолет «Боинг-747» с опознавательными знаками южнокорейской авиакомпании. Как было установлено позднее, это был американский «Боинг-747», подготовленный под руководством спецслужб ЦРУ для полета в автоматическом режиме (без экипажа и пассажиров) с комплектом разведывательной радиоаппаратуры на борту. Во многих публикациях журналисты часто употребляют слова: «Боинг» «сбился с курса», «Боинг» потерял ориентацию», «Боинг» заблудился» и т.д.
Святая наивность!
На «Боинге-747», как военно-транспортного, так и пассажирского варианта, была установлена самая совершенная система автоматического самолетовождения. Ее основная часть – инерциальная навигационная система – даже без периодической коррекции имеет приемлемую точность. Вместе с тем на «Боинге-747» предусмотрены несколько инструментальных способов уточнения текущих координат самолета и введения соответствующих поправок в инерциальную систему. Например, во всех крупных аэропортах стоят радиомаяки, которые используются для определения текущих азимута и дальности самолета до маяка. Это так называемая радиотехническая система ближней навигации (РСБН). Дальность действия этой системы 400–600 км.
На огромной территории, включая Аляску и Японию, размещен комплект маяков американской дальномерной системы «Лоран» – радиотехнической системы дальней навигации (РСДН).
Этой системой пользовались не только американские экипажи, но и экипажи советских самолетов, выполняющих полеты на Дальнем Востоке.
Наконец для определения текущих координат «Боинга-747» центр управления полетом (с участием сотрудников ЦРУ) использовал спутниковую систему поиска и спасения (НАСА). Такие системы к 1982 году были созданы не только в США, но и в СССР, во Франции и в Канаде.
На борту «Боинга-747» стоял радиобуй, на него непрерывно поступали из инерциальной системы закодированные текущие координаты самолета и с него передавались на спутник.
Такие навигационные спутники США и упомянутыми выше странами выводились на круговую орбиту высотой около 1000 км. Спутник, находящийся в зоне радиовидимости буя, получив от него кодированный высокочастотный сигнал, в свою очередь передавал ответный сигнал на наземную станцию приема спутниковой информации. Их в то время на территории США было три, одна из них находилась на Аляске. С приемной станции информация поступала в центр управления полетом (ЦУП). Судя по тому, что «Боинг-747» начал свой полет с военной базы на Аляске, ЦУП, очевидно, находился там же.
Кстати, радиобуй советской спутниковой системы поиска и спасения (КОСПАС), работающий на частоте 406 МГц, обеспечивает точность определения координат самолета или корабля порядка 2–4 км. Американские радиобуи, я полагаю, были не хуже советских.
КАК ТОЛЬКО радиолокаторы ПВО обнаружили в нашем воздушном пространстве над Камчаткой неизвестный объект, были подняты истребители для его опознания. Летчики увидели огромный корабль, контуры которого напоминали американский военно-транспортный самолет «Боинг-747». Однако ночные условия не позволяли определить, какому государству он принадлежит. Самолет-нарушитель шел с выключенным освещением в пассажирском салоне (иллюминаторы не светились) и с погашенными аэронавигационными огнями.
Действуя в соответствии с международными правилами, один из наших летчиков передал экипажу самолета-нарушителя на английском языке: «Вы находитесь в воздушном пространстве иностранного государства, следуйте за мной!.. Вы находитесь в воздушном пространстве иностранного государства, следуйте за мной!..» Экипаж любого самолета обязан по международным правилам подчиниться. Но никакой реакции со стороны самолета-нарушителя не последовало. Тогда наши истребители попытались предупредительно заставить самолет произвести посадку на ближайшем аэродроме. Истребители открыли предупредительную стрельбу длинными очередями из пулеметов трассирующими пулями так, чтобы огненная трасса приближалась к кабине экипажа самолета-нарушителя. В таких случаях инстинкт самосохранения вынуждает экипаж выполнять соответственные маневры, чтобы уклониться от поражения. Но в данном случае самолет-нарушитель совершенно не реагировал на приближающуюся к нему огненную трассу. В связи с этим у командования ПВО складывалось мнение, что на самолете-нарушителе нет ни экипажа, ни пассажиров. Но это была только догадка, которую в то время подтвердить было практически невозможно.
К тому же наземные службы установили, что какой-то самолет периодически ведет радиообмен с наземными диспетчерскими пунктами. Кто знает, может, этот радиообмен вел экипаж самолета-нарушителя? Позже, в газете «Совершенно секретно» сообщалось: «Над нейтральными водами Тихого океана недалеко от Камчатки курсировал американский военный самолет С-130. «Не исключено, что по заданию ЦРУ экипаж этого самолета, используя позывные южнокорейского лайнера «Боинг-747», периодически вступал в переговоры с
диспетчерскими службами, имитируя радиообмен самолета-нарушителя.
Когда «Боинг-747» стал проходить точно над секретными военными объектами, а локаторы зафиксировали наличие еще двух самолетов-разведчиков над нейтральными водами, командование ПВО пришло к выводу, что неопознанный объект является самолетом-разведчиком и по действующим нормативным документам подлежит уничтожению. Об этом командующий ПВО доложил министру обороны Д.Устинову и начальнику Генштаба Н.Огаркову. Устинов доложил Генеральному секретарю КПСС Ю.Андропову. Принять с ходу такое решение было не так просто. С одной стороны, оставить нарушителя безнаказанным, да еще с багажом секретных сведений о стратегических военных объектах, нельзя, с другой – сбить гражданский самолет с пассажирами на борту – какое будет разочарование в нашей мирной политике!
Пока созревало решение в высшем эшелоне власти, самолет-нарушитель продолжал полет уже в небе над Сахалином. Наши истребители Су-15 поочередно сопровождали самолет, готовые к атаке и его уничтожению. Последним сопровождал нарушителя подполковник Осипович. «Боинг-747» находился уже на границе нашего воздушного пространства. Осипович, получив команду уничтожить нарушителя, успел произвести выстрел только одной ракетой класса «воздух-воздух». Увидев вспышку взрыва, Осипович был уверен в том, что цель поражена и доложил об этом командованию. Дальнейшее наблюдение за поведением самолета-нарушителя вели наши радиолокаторы, находящиеся на Сахалине. Они-то и зафиксировали после атаки Осиповича стремительное падение высоты, похожее на свободное падение (или экстренное снижение) самолета-нарушителя.
Надо сказать, что такую огромную цель, как «Боинг-747», сбить ракетой класса «воздух-воздух» весьма проблематично. Ракета, пущенная с истребителя Су-15, имела тепловую головку самонаведения и наводилась она на двигатель «Боинга-747» как на теплоизлучающую цель. Имея неконтактный взрыватель, ракета, в лучшем случае могла разрушить один из четырех двигателей «Боинга». При этом в случае пожара на двигателе, наверняка, сработала противопожарная система, и «Боинг-747» преспокойно мог продолжать полет на трех двигателях. Нужна была еще одна или две подобные ракеты, чтобы прервать полет этого самолета.
Однако наши локаторы, зафиксировав резкое уменьшение высоты полета, приняли это за результат атаки нашего истребителя.
По плану американских спецслужб «Боинг-747» должен обязательно быть сбитым в воздушном пространстве СССР. Если истребители ПВО это не сделают, то при выходе из советского воздушного пространства подается в автопилот «Боинга-747» команда на пикирование. Она формируется в навигационной системе «боинга» как дальность от исходного пункта маршрута (ИПМ).
Скорее всего, так оно и случилось. «Боинг-747» не был сбит Осиповичем, и вскоре в автопилот поступила команда на пикирование.
Если бы «Боинг-747» был подбит нашими истребителями, когда он пролетал над территорией Камчатки или Сахалина, то его боевая живучесть позволяла совершить маневр в сторону моря и там произвести погружение в воду. Спецслужбы ставили задачу во что бы то ни стало скрыть от русских отсутствие экипажа и пассажиров на этом самолете. Иначе операция закончилась бы провалом.
ДАЛЬШЕ события развивались в соответствии с американским сценарием. ТАСС заявило о вторжении в воздушное пространство СССР «самолета не уставленной принадлежности». Это означало, что к США никаких претензий не предъявлялось.
Поэтому Госдепартамент США уверенно на весь мир объявил о том, что Советский Союз сбил гражданский южнокорейский лайнер, на борту которого находились десятки американских граждан.
Советское правительство оказалось совершенно беспомощным. Какие бы аргументы ни приводились, ведь погибли люди и оправдаться было трудно.
То, что сбитый самолет выполнял разведывательные функции в нашем воздушном пространстве, звучало для непросвещенных людей неубедительно.
На Западе уже 3 сентября 1983 года началась антисоветская истерия. Госдепартамент, получив соответствующие установки ЦРУ, подготовил массовое пикетирование у зданий посольств Советского Союза. Западная пресса без устали смаковала подробности этого «злодеяния».
В общем, все шло как по нотам. Президент Рейган был доволен, спектакль удался – престижу Советского Союза нанесен чувствительный удар.
Не обошлось без участия в этой операции и корейских спецслужб. Их дружба с ЦРУ началась еще со времен американо-корейской войны 1950–1953 годов.
1 сентября 1983 года в сеульском аэропорту пассажиров, вылетавших 31 августа из Сан-Франциско, ожидали «родственники». Им стало известно, что самолет, который они ожидали, сбит советским истребителем и упал в Японское море. Эти же родственники в знак памяти и скорби должны были бы бросить венки цветов, по существующему обычаю, в море, где затонул южнокорейский лайнер. Но эти венки они почему-то привезли и положили на берег Сахалина.
Всестороннее расследование продолжалось. Особенно большую активность проявили журналисты «Литературной газеты». Они-то наиболее подробно описали заключительный этап расследования.
Несмотря на официальные заявления обеих сторон – СССР и США,– многих интересовало, действительно ли самолет «Боинг-747» был сбит, какому государству он принадлежал? У многих было сомнение, могла ли Южная Корея организовать такую масштабную операцию?
В конце сентября 1983 года к месту предполагаемого падения «Боинга-747» были направлены наши военные корабли с группой водолазов Архангельского пароходства. Уже было известно, что на этом месте глубина Японского моря была около 90 метров.
Цитирую по памяти. Когда прибыли наши корабли к месту падения, писала «Литературная газета», военные моряки увидели группу американских кораблей. Нашим морякам показалось, что американцы уже «обнаружили» обломки «Боинга-747» и любезно намекают, где их надо искать.
Вскоре наши водолазы на дне моря обнаружили разрушенный самолет. Американцы, убедившись в том, что русские нашли «боинг», незамедлительно удалились. Теперь американские спецслужбы были удовлетворены: русские собственными глазами увидели результаты своего «злодеяния». Не зря же президент Рейган назвал Советский Союз «империей зла».
И действительно, водолазы увидели разрушенный «боинг», но они не увидели главного: ни в кабине экипажа, ни в пассажирском салоне не оказалось ни одного трупа из двухсот шестидесяти девяти, о чем трубили зарубежные средства информации.
Когда это было опубликовано в нашей прессе, очевидно, у американцев заговорило чувство патриотизма. Американские спецслужбы оказались на грани разоблачения, нельзя допустить позора Америки. Вскоре отыскались американские «специалисты», которые объяснили это тем, что в Японском море, и только в нем, имеются «рачки», способные сожрать за 10–15 суток не только тела пассажиров, но и их кости. Я не встретил в нашей печати мнения наших ученых-биологов по поводу этого заявления американских «специалистов», но думаю, что это очередная «лапша на уши».
Российская пресса в последние годы чаще всего отстаивает позицию Госдепа США.
Так, например, газета «Мир новостей» в сентябре 2003 года утверждала, что в Советском Союзе в 1983 году «...произошло событие, ставшее трагедией для 269 пассажиров южнокорейского лайнера. Но советские люди узнали всю правду об этой трагедии лишь через несколько лет».
Почему же через несколько лет? Эту «правду» Госдепа нам внушали уже через несколько дней после трагедии.
Для подтверждения своей позиции газета «Мир новостей» поместила картинку в виде ребуса с надписью: «Остатки самолета, поднятые со дна океана совместно с корейскими специалистами».
Поскольку пояснений не дано, читатель должен догадаться, что это «остатки» «Боинга-747», что подняты они не со дна океана, а со дна Японского моря и подняты и доставлены на берег Южной Кореи американскими спецслужбами совместно с пострадавшими корейскими «специалистами».
Но ведь читатель может до этого и не додуматься, а вот, скорее всего, у него возникнет вопрос: с какой целью приводится эта картинка для неискушенных в политике?
Короче говоря, в статье «Корейский «боинг» – правда и вымыслы» я обнаружил вымыслы, а вот правду так и не нашел.
Характерно и то, что представители иностранных спецслужб по своей инициативе занимались расследованием этого нашумевшего инцидента.
Так, например, шесть лет назад к очередной годовщине событий в небе Камчатки и Сахалина с сенсационными разоблачениями американских спецслужб выступил бывший сотрудник японской военной разведки Иосиро Танака. По его утверждению, которое было подкреплено фактами, американские спецслужбы специально направили, как он утверждает, южнокорейский лайнер в советское военное пространство, чтобы вызвать переполох в системе ПВО и выявить ее секретные объекты.
В формулировке японского разведчика завуалировано два факта. Во-первых, самолет-разведчик, о котором идет речь, не был южнокорейским лайнером – в этом и заключалась хитрость американских спецслужб, подменивших на военной базе Аляски пассажирский «Боинг-747» южнокорейской авиакомпании на американский самолет-разведчик «Боинг-747», летящий без экипажа и пассажиров. Во-вторых, разведка военных объектов на Камчатке и Сахалине для американских спецслужб была в данной операции не главной, а сопутствующей задачей.
Главной же являлось сугубо политическая задача.
Убедив командование ПВО в том, что самолет-нарушитель выполняет разведывательные функции, ЦРУ рассчитывало на решительные действия Советского правительства. ЦРУ было уверенно в том, что самолет наверняка будет сбит. Но чтобы вызвать крупный международный скандал, ЦРУ тщательно маскировало отсутствие на «пассажирском» самолете экипажа и пассажиров.
Эту главную хитрость американских спецслужб наше Министерство обороны и Комитет государственной безопасности обязаны были разгадать еще в 1983–1984 годах.
Но судя по тому, что до сих пор журналисты в своих публикациях заявляют: «Ставить точку в этой истории рано», – можно предполагать, что расследование до конца не доведено («дело приостановлено, преступление не раскрыто»). Похоже, этому помешали «новое мышление», перестройка, а затем, реформы...
С.И. ДРОЗДОВ, кандидат технических наук, полковник авиации в отставке