На этой неделе из северной столицы пришло печальное сообщение о том, что скончался старейший в мире оперирующий хирург в возрасте 103 лет. Федор Григорьевич Углов – давний друг и автор «Советской России». Публикуем слово признания, полученное от читателя из Петербурга.
Мне выпало счастье в течение последних лет очень тесно общаться с известным всему миру великим русским человеком, уникальным хирургом, писателем и ученым Фёдором Григорьевичем Угловым.
Зомбированным телематографом людям не понять, чем же интересен для них бессребреник и труженик Фёдор Углов, человек, родившийся в самом начале ХХ века и прошедший с этим жертвенным и героическим столетием всю свою жизнь – 104 года. Великий Углов! Так оценивали его, когда чествовали в день столетнего юбилея. «Вы человек твердых нравственных убеждений… Вы один из самых достойных и заслуженных людей… Мы восхищаемся вами за то, что вы сделали для науки, для города… Вы истинный петербуржец! Наш город гордится вами!» – говорила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко.
Однако Законодательное собрание города в тот год забаллотировало присвоение Углову звания почетного гражданина Санкт-Петербурга. И на другой год – тоже. И на следующий… Я помню, с какой горечью высказал свое гражданское возмущение художественный руководитель Академической капеллы профессор Владислав Чернушенко: «Когда я услышал, что Углов в Законадательном собрании не набрал голосов, я не поверил. Такого не может быть. Углова признали гениальным хирургом во всем мире, а наши депутаты завалили его кандидатуру. Это стыдно. Это не бестактность, не глупость, это унижение всего того, что есть Ленинград, Петербург. Это пощечина всем истинным петербуржцам». Увы, и в 2008 году этой чести Углов удостоен не был.
Вспомним…
Фёдор Григорьевич Углов родился 5 октября 1904 года. Окончив медфак Саратовского университета, пройдя стажировку в Ленинграде и поработав на периферии, с 1937 года постоянно работает и живет в Ленинграде. В качестве хирурга находился на финском фронте. Все 900 блокадных дней оперировал раненых в госпитале на Суворовском проспекте. Работал в НИИ и 1-м мединституте. Один из первых в Советском Союзе Ф.Г. Углов выполнил основные операции на легких, сердце, пищеводе и магистральных сосудах. Ему аплодировали крупнейшие хирурги США, Индии, Италии, Франции.
По его инициативе и при его участии в Ленинграде построен в 1965 году единственный тогда в стране Всесоюзный научно-исследовательский институт пульмонологии. Фёдор Григорьевич Углов – действительный член пяти академий, почетный член многих зарубежных научных обществ и институтов, член Союза писателей России, лауреат Ленинской премии.
Его имя занесено в книгу рекордов Гиннесса, как старейшего в мире практикующего хирурга и как имеющего самый продолжительный стаж работы в хирургии – 65 лет, с 1929 по 1994 г. Теперь этот стаж, говорят в России с гордостью, составляет 75 лет!
В 70-х годах хирурги многих стран мира стремились лично познакомиться с Фёдором Григорьевичем, о котором складывали легенды, и увидеть проводимые им «сказочно нежными руками» операции на сердце. Среди них был и знаменитый американский хирург Дебейки. «Профессор Углов – ваше национальное достояние, – скажет Дебейки российским врачам. – Он двинул хирургию так же высоко, как вы двинули покорение космоса». Кстати, весть о присуждении Ленинской премии Фёдору Григорьевичу сообщили в советском посольстве в США именно 12 апреля 1961 года, в день полета Юрия Гагарина в космос.
---------------
В последние годы мы чаще всего размышляли с Фёдором Григорьевичем обо всем, что касается каждого человека, живущего в России. Вот некоторые фрагменты из нескольких наших встреч-интервью.
– Как же так получается, что на фоне нескончаемых праздников, фестивалей и искусственного веселья нация деградирует?
– Когда вскрываю грудную клетку или делаю резекцию желудка, я вижу действительную картину состояния больного и могу безошибочно сказать о причинах, приведших человека к операционному столу. Медицина достаточно хорошо изучила человеческий организм. Но вот как спасти русский народ и народы, живущие веками рядом с ним, от распада и гибели – однозначный рецепт давать не мне. Я врач. Свои же мысли я изложил в ряде статей и книгах «Капкан для России», «Правда и ложь о разрешенных наркотиках», «Самоубийцы», «Ломехузы». Как можно защитить детей от пороков, если эти пороки прописались в нашей стране под флагом Свободы? Наше общество раскололи, одурманили, увлекли правом на болтовню, купили свободой ничего не делать, заниматься аферами, развратом… Ставка сделана на низменные чувства людей, которые есть в каждом человеке.
– Вы родились при царизме, самый активный период жизни прожили при советской власти, свое столетие встречаете при капитализме. Как Вы оцениваете ХХ век с высоты прожитых лет?
– Прежде всего, я благодарен Богу за подаренную мне такую большую жизнь. Считаю, что ХХ век был для России вершиной расцвета. …Ее дети построили новые города, заводы, научные центры, полетели в космос, к звездам… Но самое главное – ХХ век принес каждому человеку, живущему в России, – каждому! – равенство, братство, свободу…
– А разве полки в магазинах не были пусты?
– Пустые полки – дело либо преходящее, либо специально организованное. Как вы знаете, смертность возросла после уничтожения советского строя. (Углов помолчал, затем продолжил)... Русский народ – добросеятель, созидатель, а не разрушитель. Сколько ученых, врачей, писателей, артистов разных национальностей воспитал и сберег русский народ! Сколько построил на своих окраинах школ, институтов, дворцов, фабрик… Сколько дал миру талантов и гениев, обогатив человечество. А в него все плюют. Все порочат, вытравляют из памяти понятие «русский». «Горе, безбрежное горе ждет все национальности, живущие в России. Исчезнет русский народ с его христианской верой – некому будет о них позаботиться», – часто говорил мне митрополит Иоанн, сокрушаясь от наплыва разлагающих русский дух пороков, завозимых космополитами с За-пада.
– Вы говорите так грустно, как будто наша с вами Русь доживает последние дни…
– 75 лет я как хирург был связующей нитью между жизнью и смертью тысяч людей. Я знаю ужасное лицо смерти, счастливые глаза жизни. Наша Родина хотя и тяжело больна, но все же продолжает рожать детей. Но ребенок от рождения не знает, чем он богат, какие великие предшественники были у него, какое неоценимое наследство они оставили ему. Со всех сторон он видит и слышит курящих, пьющих, ублажающих друг друга похотью людей. В этом и есть главная цель либералов-реформаторов: вырастить на Руси пустоцвет, человека-функцию, потребителя, духовного калеку…
– А что бы сделали вы?
– Это, пожалуй, из области фантастики.
– И все же?
– Прежде всего вернул бы все электронные СМИ государству и поручил бы всем академиям совместно с общественными советами формировать сетки вещания на каждом из каналов. Изобретение человеческого гения должно служить обществу, а не отдельной группе переевших, капризных и распущенных субъектов.
Затем запретил бы рекламу, это издевательство над разумом.
– Вы полагаете, что без возвращения государству телевидения нам не обойтись и в реализации национальных проектов?
– В том числе. Так считают и многие мои бывшие ученики, ученые, философы… Мы же как-то вспоминали с вами профессора Сергея Петровича Капицу, сказавшего бесспорную истину: нынешние электронные СМИ ведут к одичанию страны. Страна великой культуры пичкается на уровне Эллочки-Людоедочки, на уровне Буратино, у которого были коротенькие мысли и который нес свои пять золотых на «поле чудес в стране дураков». Идет распад сознания.
--------------------
Вспоминаю, как после 100-летнего юбилея, торжественно отмеченного в Мариинском дворце, в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, вместе с женой Эмилией Викторовной Фёдор Григорьевич уезжал в Севастополь, на 13-ю Всемирную конференцию трезвенников, посвященную жизни на земле без наркотиков. Он ехал туда, где нужен, где его ждут. Перед посадкой в вагон Фёдор Григорьевич улыбнулся вопросу, наверное легко читаемому в моих глазах: хватит ли ему сил? Все-таки прожито сто лет…
– Мы же с вами говорили, что человек по природе своей – добросеятель. Если, конечно, он человек. Пока есть силы, он должен, наслаждаясь жизнью, выполнять свою святую миссию на земле – растить здоровых детей, созидать, беречь красоту и природу…
…Угловы вернулись в Петербург такими же бодрыми и улыбающимися. Как будто и не было дальней поездки и большой общественной работы. В который раз, восхищаясь Фёдором Григорьевичем, я вспомнил, что Верди создал одну из лучших своих опер «Фальстаф» в 70 лет, Гёте написал «Фауста» в 82 года, И.П.Павлов в 85 лет выполнил ряд серьезных работ, Бернард Шоу в 90 лет написал прекрасные статьи, а Углов, наш ленинградец-петербуржец Фёдор Григорьевич Углов, в 96 лет (!) перенес на себе серьезную операцию, провел успешную операцию на пожилой женщине, выпустил очередную книгу «Человеку века мало»!!!
Встречая 103-ю годовщину со дня рождения, неутомимый ученый выпустил новое, переработанное и дополненное издание своей знаменитой книги «Сердце хирурга». Том объемный, наполненный новым фактологическим материалом. В день его рождения Всероссийский национальный комитет общественных наград наградил Углова Фёдора Григорьевича орденом академика Пирогова «за выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие отечественной медицины и здравоохранения». Вместе с этой наградой великий гражданин нашей Родины был удостоен Золотой Звезды «Честь, гордость и слава России» за выдающиеся заслуги перед обществом, способствующие процветанию, величию и славе России.
…А днями депутаты ЗАКСа, торжественно отмечая победу «Зенита», нарушили регламент присвоения звания «Почетный гражданин города» и спешно присвоили это звание тренеру «Зенита» голландцу Адвокаату. Ну что ж. Победа есть победа, ради нее можно… Наверное. А Углов подождет… Он работал целый век не ради славы и наград. Ради ленинградцев, ради народов России.
Сейчас Углова не стало. В последние месяцы он мучился от болей в раздробленном в давней автоаварии бедре. Ему нужна была помощь от собеса. Он стоял за инвалидной коляской в общей очереди. Теперь она Углову уже не потребуется…
Андрей БОБЫЛЬКОВ.
Санкт-Петербург.