«Мы внимательно анализируем все, что происходит в других странах мира, все, что происходило в истории самой России, в истории других стран». Такое заявление В.В.Путин сделал в декабре прошлого года во время трехчасового интервью журналу «Тайм», проходя «оформление» на титул «Человек года». Осталось, однако, непонятным, кто это «МЫ» и чему научил прошлый исторический опыт, что оказалось полезным и задействовано в России. Попробуем, уважаемый читатель, разобраться с этим вместе. Начнем не с опыта «других стран», а с того, «что происходило в истории самой России». Не будем углубляться во времена Ивана Грозного и Петра I, хотя и тогда было немало полезного.
ОПЫТ предреволюционной России. Относится к периоду последнего императора Николая (с 1894-го по 1917 год). Ему крупно повезло, что Министерство финансов России возглавлял Сергей Юльевич ВИТТЕ (1849–1915) – видный государственный деятель, почетный член Петербургской Академии наук. Не все представляют себе, откуда он появился. Напомним: происходит Витте из голландской семьи, переселившейся в Прибалтику еще во времена владычества шведов и получившей в 1856 году потомственное дворянство. Родился он в Тбилиси (Тифлисе). Его отец, Юлий Федорович Витте (1814–1867), являлся членом совета кавказского наместника.
Одиннадцатилетнее (1892–1903) пребывание С.Ю.Витте во главе Минфина позволило осуществить подготовленную им экономическую программу ускорения промышленного развития страны. Благодаря ее реализации Россия в 1913 году вошла в число передовых стран мира. «Создание своей собственной промышленности,– писал Витте,– это и есть та коренная не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционистской системы» («Воспоминания», т.1, 1960, с.ХХII). Именно Витте содействовал проведению «первой российской индустриализации» 1890-х годов.
Экономическая программа Витте основывалась на жесткой налоговой и таможенной политике, строгом протекционизме, укреплении рубля, привлечении в виде займов и инвестиций иностранного капитала, модернизации сельского хозяйства. Важной чертой курса, проводимого Витте, было усиление государственного хозяйства, сосредоточение в руках государства железных дорог, организация государственных кредитных учреждений, введение системы казенных заказов и субсидий и др. Витте ввел казенную винную монополию, ставшую одним из главных источников государственного бюджета и позволившую в короткое время в разы увеличить его размер. Эффективным экономическим мероприятием и несомненной заслугой Витте была проведенная им денежная реформа (1897), благодаря чему Россия до 1914 года заполучила устойчивую валюту, обеспеченную золотом.
Для ельцинско-путинского периода постсоветской России НИЧЕГО из опыта царской России не было использовано. Наоборот – промышленность при Ельцине стала разваливаться, а при Путине вообще произошла деиндустриализация страны. Россия превращается в сырьевой придаток Запада. Сельское хозяйство все больше деградирует, продовольственная независимость страны утрачена.
Кудрин оказался «лучшим министром» финансов не России, а Запада. Именно там «худеет» российский Стабилизационный фонд, помогая «стабилизации» шатающейся долларовой экономики США. Ни Ельцин, ни Путин не ввели государственную монополию на алкогольную продукцию, из-за чего бюджет страны очень много недобирает.
ОПЫТ первых послереволюционных лет (1918– 1920). Это было время смертельной опасности, нависшей над молодой Советской Россией. Ее появление империалисты всех мастей в прямом смысле встретили в штыки. Весной 1918 года они развязали войну, чтобы силой оружия задушить в колыбели только что возникшее социалистическое государство. Империалисты США, Англии, Франции и Японии, а всего 14-ти самых богатых стран мира, бросили крупные силы против Советской России.
Вот тогда и проявилась гениальность Владимира Ильича
ЛЕНИНА (1870–1924) – стратега, тактика, спасителя молодого социалистического государства. 30 ноября 1918 года был образован Совет Рабочей и Крестьянской обороны во главе с Лениным. Под его непосредственным руководством разрабатывались планы военных действий. В боях мужала Красная Армия и уже к концу 1919 года она одержала победу почти на всех фронтах. Сбылись пророческие слова Ленина: «Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали, что они отстаивают свою, Советскую власть – власть трудящихся».
Экономика была разорена годами Первой мировой и Гражданской войн. Хозяйственная ситуация выглядела почти безнадежной. Промышленное производство упало в шесть раз, сельскохозяйственное – на треть, грузооборот железных дорог – впятеро, деньги обесценились в 20 миллионов(!) раз. По образному выражению Ленина, страна представляла собой человека, избитого до полусмерти.
Ленин, партия большевиков немедленно переключили большую часть сил на хозяйственное строительство – на восстановление транспорта, топливной промышленности и других решающих участков экономики. Еще полыхало зарево гражданской войны, а правительство под руководством Ленина начало разработку Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО). В этих целях создана специальная комиссия под руководством Г.М.Кржижановского, в составе ее около 200 ученых и инженеров. В декабре 1920 года выработанный комиссией план был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов, а через год его утвердил IX Всероссийский съезд Советов.
За 12 лет реализации плана ГОЭЛРО выработка электроэнергии возросла десятикратно, а ВВП страны увеличился в 5,7 раза. ГОЭЛРО был планом развития не только энергетики, но и всей экономики, он положил начало индустриализации России. Его разработка и процесс осуществления положили начало созданию системы централизованного планирования в СССР. Уже в феврале 1921 года был образован Госплан, первым председателем которого в течение 9 лет был Кржижановский.
По идеям Ленина и под его руководством с весны 1921 года начался переход от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭПу). В сжатые сроки было восстановлено народное хозяйство, осуществлялась его перестройка на социалистический лад. Нарастающими темпами развивалась промышленность. Темпы развития СССР были беспрецедентными в мировой истории. На Западе никому даже в голову не могло прийти, что нищая Россия в фантастически короткие сроки встанет с колен, восстановит экономику и на основе социалистического строя впоследствии превратится во вторую сверхдержаву планеты.
Созданная Лениным система централизованного планирования просуществовала до 1990 года. Ельцин, исполняя западный либеральный сценарий, разрушил планирование (это был один из его первых губительных актов). Путин ничего не сделал для того, чтобы вернуть планирование России. Экономика развивается экстенсивно, «без руля и без ветрил», находится практически в инерционном режиме. Государство фактически превратилось в «ночного сторожа».
Ленинский опыт и его уроки не только не были востребованы, а, наоборот, начиная с горбачевской перестройки и гласности, все больше и больше подвергались всяческому шельмованию. Продолжается оно и до сих пор. Судьба отмерила Ленину малый срок жизни – 54 года, но сколько он успел сделать, какое большое
творческое наследие оставил! По праву Ленин считается одним из самых выдающихся политических деятелей ХХ столетия. ЮНЕСКО 1970 год объявила Годом Ленина.
В канун 130-й годовщины со дня рождения В.И.Ленина Компартия Китая 27 апреля 2000 года выступила со специальным обращением к своему народу, напомнив в нем, что Ленин остается «вождем Китая». В обращении подчеркивается, что «ни история, ни китайский народ не должны забывать Ленина, покончившего с феодализмом и империалистической диктатурой в России и руководившего Октябрьской революцией в 1917 году». В документе ЦК КПК отмечается, что Ленина следует считать «учителем всемирного пролетариата и искренним другом китайского народа. Основные принципы ленинизма служат руководством в строительстве социализма в Китае».
Исторический опыт показал, что только такие гении способны менять судьбы миллионов. Постсоветской России в этом отношении сильно не повезло. Путин, став преемником Ельцина, продолжил его курс на разрушение производства, науки и культуры, деградацию и дебилизацию общества.
ОПЫТ стратегического предвидения. Относится он к периоду 30-х годов минувшего столетия. На Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 года Иосиф Виссарионович СТАЛИН (1878–1953) заявил: «Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». (Соч., т.13, стр.39). Сталин сумел увидеть и осознать, что стране нашей история не оставила времени на раскачку. Промедли бы руководитель государства с коллективизацией и индустриализацией, не прояви решительности в претворении этих задач, и страна наша могла бы не выдержать натиска германского фашизма. Страшно подумать, что за этим могло последовать для СССР, Европы и мира.
Подводя на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в январе 1933 года итоги первой пятилетки в области промышленности, Сталин констатировал:
«У нас не было черной металлургии, основы индустриализации страны. У нас она есть теперь.
У нас не было тракторной промышленности. У нас она есть теперь.
У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь.
У нас не было станкостроения. У нас оно есть теперь.
У нас не было серьезной и современной химической промышленности. У нас она есть теперь.
У нас не было действительной и серьезной промышленности по производству современных сельскохозяйственных машин. У нас она есть теперь.
У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь…
…Из страны слабой и неподготовленной к обороне Советский Союз превратился в страну могучую в смысле обороноспособности, в страну, готовую ко всяким случайностям, в страну, способную производить в массовом масштабе все современные орудия обороны и снабдить ими свою армию в случае нападения извне». (Там же. Стр. 178–179).
1931–1941 годы – предсказано было точно! С трудом, но успели «пробежать»; для чего понадобились колоссальные усилия партии большевиков, всего народа, преодоление гигантских трудностей, отчаянное напряжение и жертвенность. Решающую роль в этом сыграли цели и задачи, выдвинутые перед страной и реализованные первыми пятилетними планами.
Вплоть до начала Великой Отечественной войны советская промышленность продолжала быстро развиваться: появлялись все новые отрасли производства, динамично возрастал выпуск всех видов машин, оборудования, потребительских товаров. В 1940 году промышленностью нашей страны было выработано продукции почти в 12 раз больше, чем в 1913 году. Что касается сельского хозяйства, то его продукция, несмотря на имевшееся еще большое отставание животноводства, вдвое превысила то, что давало сельское хозяйство России в том же 1913 году. Это был период, когда страна возродилась и расцвела, превратилась из страны отсталой в передовую, из аграрной – в индустриальную.
Эта страница советского опыта с новой силой подтвердила важность стратегического мышления высшего руководителя государства для его судьбы. Опять-таки исключительное значение имело плановое развитие экономики. Советскую экономику с началом войны удалось в рекордно короткие сроки отмобилизовать под лозунгом «Все – для фронта, все – для победы!». Сталин был тем Верховным Главнокомандующим, под руководством которого Советский Союз разгромил фашистских захватчиков.
Если посмотреть на то, чего у Страны Советов не было, а что благодаря советским пятилеткам к 1940 году появилось, и сравнить эти же позиции с сегодняшним положением российской промышленности, картина представится удручающей. По сравнению с 1990 годом в полнейшем обвале находятся станкостроение, производство тракторов, комбайнов, экскаваторов, тканей, обуви и т.д., и т.п. Произошла полнейшая деиндустриализация. И пока никаких перспектив на улучшение обстановки не видно. Далеко не лучшее положение в сельском хозяйстве. Оно находится в весьма плачевном состоянии.
ОПЫТ США времен Великой депрессии. Речь идет о Великой экономической депрессии, поразившей Штаты в 1929–1933 годах. Там к 1932-му по сравнению с 1929 годом промышленное производство сократилось на 47%, инвестиции упали в 4 раза, тяжелая промышленность была загружена всего на 15–20% от имеющихся мощностей. Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 году на 36%, кукурузы — на 45%. Лопнули банковская и биржевая системы, разорились миллионы крупных и мелких держателей акций. Страну захлестнула волна массовых банкротств. Численность полностью или частично безработных достигла 16 млн.человек – трети трудоспособного населения. Страна была отброшена к уровню 1911 года.
В случае со Штатами проявилась гениальность 32-го президента (с 1933 года) Франклина Делано РУЗВЕЛЬТА (1882–1945) и результативность выработанного им «Нового курса» по выходу из кризиса. Рузвельт – единственный в американской истории человек, четырежды избиравшийся на пост президента страны. Именно ему принадлежит решающий вклад в преодоление самого тяжелого кризиса в истории капитализма.
У американцев пиком расцвета считался 1928 год, превзойти его им удалось только в 1941-м. Следовательно, на полный выход из Великой депрессии Штатам понадобилось 13 лет – три президентских мандата Рузвельта из четырех. Свой «Новый курс» он начал с образования «мозгового центра» из известных ему ранее ученых Колумбийского университета, который становится затем его правительством. Рузвельт отказался от курса либералов, разрушившего страну. Инструментом выхода из кризиса он сделал государство, крупные государственные инвестиции, внесение элементов централизации и даже планирования. Все это позволило ликвидировать безработицу, повысить покупательную способность внутреннего рынка, восстановить промышленность и сельское хозяйство.
Примечательно, что именно сельское хозяйство явилось ключевым звеном «Нового курса». Став президентом, Рузвельт ввел мораторий на фермерскую задолженность, а конгресс утвердил аграрную программу, принял закон о рефинансировании фермерской задолженности и восстановлении сельского хозяйства. Было установлено равновесие между производством и потреблением, устранен неэквивалентный обмен (по-нашему – ликвидированы «ножницы цен»).
Государство стало вмешиваться во все сферы аграрной политики и экономики. Уже 75 лет, как США, равно как и многие другие развитые страны, оказывают всемерную помощь фермерскому хозяйству. Практика показала, что никакой рынок не смог бы вывести экономику США из глубокого кризиса. Нельзя обойти вниманием и американскую систему налогообложения. Три президента – Теодор Рузвельт, Вудро Вильсон и Франклин Делано Рузвельт учредили прогрессивный налог на доходы и состояния, действующий по сию пору. Плоская шкала считалась в Америке признаком дикого капитализма. Рузвельт сумел поставить человека в центре, а точнее – у основания пирамиды американской жизни.
По всему видно: Путину импонирует сравнение его с Рузвельтом. Сам он сослался на Рузвельта в одном из последних своих посланий. Не преминул упомянуть его имя и в декабрьском интервью «Тайму». По большому счету, к этому имеются основания, поскольку социально-экономическая ситуация США 30-х годов напоминала по степени разрушений процессы, с которыми столкнулась Россия 90-х и начала этого столетия. Отсюда в американском опыте для нас было много поучительного.
К большому сожалению, в содержании путинской экономической политики, как уже отмечалось, ничего не изменилось. Поэтому по длительности кризиса мы уже перегнали Америку. Путину не удалось создать (подобно Рузвельту) свой «мозговой центр». Вся надежда возлагалась на «невидимую руку» рынка, которая и завела Россию в тупик. Время показало, что путинские кадры оказались неспособными решить ничего. С давних времен существует притча, что у России две беды – дураки и дороги. Видный российский экономист, ныне покойный, академик Дмитрий Львов не без оснований поведал о существовании третьей беды – дураки, указывающие дорогу...
ОПЫТ послевоенной Японии. Для Японии война закончилась в августе 1945 года. Страна потеряла 44% своих территорий. Огромная армия распущена, 7,2 млн солдат и офицеров оказались предоставленными самим себе. Население составляло тогда 72 млн (сейчас – 127,4 млн) из них 12,7 млн оказались не у дел. Более половины фабрик и заводов были разрушены. В результате гиперинфляции за первые два с половиной послевоенных года произошло 25-кратное повышение розничных цен.
Вступив в послевоенный период с разрушенной и дезорганизованной экономикой, пережив затяжное восстановление, Япония в 50– 60-х годах продемонстрировала быстрый рост, опережающий развитие других крупных капиталистических стран. Так, в Японии среднегодовые темпы прироста за 1960–1973 гг. составляли 10,1% в год, тогда как за тот же период в США– 3,9%, в ФРГ – 4,5%, в Великобритании – 3,1%, во Франции – 5,6%, в Италии – 5,0%. Двух-трехкратное превосходство в темпах на протяжении ряда лет породило первую волну публикаций о японском «экономическом чуде», пришедшуюся на конец 60-х – начало 70-х годов.
В значительной мере этому способствовало эффективное сочетание и рынка, и плана. Япония – страна с рыночной экономикой – имеет давно отлаженный механизм разработки экономических планов. Понятно, там они носят не директивный, как было в СССР, а индикативный (рекомендательный) характер. Не будучи жесткими и принудительными, планы охватывают всю японскую экономику, распространяются на все уровни управления – общенациональный, региональный, отраслевой. В их разработке в той или иной мере принимают участие все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, прежде всего Министерство финансов и Министерство внешней торговли и промышленности. К составлению планов привлекаются многие научно-исследовательские организации, а также широкий круг опытных специалистов и экспертов. Главная же координирующая роль в разработке планов принадлежит Управлению экономического планирования, а совещательно-исполнительная – Экономическому совету.
Нельзя не отметить такую специфическую черту японского общегосударственного планирования, как его продуманная и заранее предусмотренная гибкость. Практически ни один из действовавших планов не просуществовал до первоначально намеченных конечных сроков. Их досрочная замена очередными новыми программами отнюдь не являлась результатом провала, а, наоборот, тем, что основные плановые ориентиры были превзойдены или выполнены за более короткий период. Появлялась необходимость разработки новых ориентиров, отвечающих изменившимся внутренним и внешним условиям. Примечательно, что японская экономика соединяет капитализм с элементами социалистической системы (умеренная дифференциация заработной платы, развитая система партнерства, обеспечение практически до последнего времени полной занятости, неуклонный рост заработной платы). Японцы охотно делятся своим опытом, предостерегая от слепого его копирования без учета отечественной специфики.
В Японии с недоумением встретили весть об отказе от планирования при Ельцине. По этому поводу в июне 1992 года начальник международного отдела Управления экономического планирования Т.Омори в журнале деловых кругов «Никкэй уикли» заметил: «После распада коммунистической системы люди склонны думать, что все социалистическое – значит плохое. Но было бы преувеличением считать, что экономика этих стран оздоровится, если всем будет управлять невидимая рука рынка». Не скрывая резкого отношения к гарвардским рецептам российских реформ, еженедельник выразил мнение японских специалистов о том, что монетаристские рецепты разонравятся россиянам и «они (то есть мы. – Ю.Б.) начнут искать что-то более привычное и доступное. Вот тут-то Япония с ее опытом государственного регулирования и покажется россиянам спасением». (При Ельцине не искали и при Путине – тоже). А ведь более чем полувековой опыт Японии в области общегосударственного экономического планирования в рыночных условиях показал, что оно является особой, весьма гибкой и достаточно эффективной формой государственно-монополистического регулирования хозяйства.
Опыт Японии поучителен, но в очередной раз оказался невостребованным. Для России усиление регулирующей роли государства, планирование были не в духе рецептов, которые длительное время прописывал МВФ и которые с готовностью выполнялись. Как и России, эти рецепты еще никому не помогли. «Подсказки» от МВФ были предложены в свое время и Японии, на что тогдашний посол Японии в США Кунихито Саито заявил: «Наше правительство – не сборище болванов». При Ельцине сменилось шесть правительств, при Путине – три. Но подобных японскому заявлений о российских правительствах слышно не было.
Экономическим результатам Японии можно только позавидовать. Сегодня она располагает третьим в мире размером ВВП – $4,29 трлн, у нас – $2,09. На душу населения у японцев $32 530, у нас – $12 178. Показатель долголетия у них 81,5 лет, у нас – 65. Согласно последней публикации ООН (2007) по Индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), Япония занимает 8-е место, Россия – 67-е. Почувствуйте разницу!
ОПЫТ социалистического Китая. С момента своего возникновения (1 октября 1949 года) и до конца 70-х годов КНР развивалась по лекалам Советского Союза. Благодаря ДЭН СЯОПИНУ (1904-1997) китайцы раньше нас пришли к выводу о необходимости реформирования экономического механизма ввиду ставшей низкой его эффективности. Китайцы не стали бездумно крушить все сложившееся. Напротив, проанализировав плюсы и минусы в экономическом развитии, они начали свои реформы с преодоления минусов. Отказались от мессианско-интернационалистического подхода к социализму и роли социалистического государства как благодетеля всех угнетенных мира. Пересмотрели оценки современного капитализма, отклонили формулы о его «загнивании», «обнищании» и «умирании». В сторону значительного удлинения пересмотрели временные рамки сосуществования капитализма и строящегося социализма, а также временного горизонта построения социализма в КНР.
Китайцы положительно оценили ленинский НЭП, критически отнеслись к сталинской аграрной политике, недооценившей роль сельского хозяйства и крестьянства. Их позиция: «Сельское хозяйство – основа, промышленность – ведущая сила». Критически они отнеслись к упору в СССР на тяжелую промышленность в ущерб легкой, а также развитию торговли и сферы услуг. Не без оснований усматривали в советском экономическом курсе недооценку роли научно-технического прогресса и переоценку идеологического фактора, классовой борьбы.
Вслед за Японией КНР продемонстрировала миру свое китайское «экономическое чудо». Начав с сельского хозяйства, там сумели решить продовольственную проблему, накормить, одеть и обуть огромное население страны. Важной особенностью экономического курса КНР является то, что подъем жизненного уровня населения явился не следствием, а предпосылкой проведения реформ. Китай проводил их, исходя из принципа «опоры на собственные силы» на плановой основе, не уповая на помощь «невидимой руки». Там не упразднялся китайский госплан, напротив, он набирал силу и авторитет. Высшее руководство страны регулярно проводит своего рода «круглые столы» с видными учеными страны, с которыми обсуждаются актуальные вопросы экономического и социального развития страны, прислушивается к их мнению.
В этом году исполнится 30 лет со времени, когда Дэн Сяопин провозгласил политику реформ и открытости. Именно этот человек сумел вырвать Китай из состояния отсталости и нищеты и направить его по пути устойчивого социально-экономического развития. В конце 1980-х – начале 1990-х Китаю удалось полностью снять проблему обеспечения населения питанием, развить высокие темпы роста ВВП и промышленного производства, поднять уровень жизни народа. По объему ВВП, рассчитанному по покупательной способности валют, Китай занимает сейчас второе место в мире после США (США – $13,84 трлн, Китай – $6,99, для сравнения: Россия – $2,09 трлн). Лидерские позиции в мировой экономике у Китая – уже факт свершившийся. С годами они усилятся, и в недалекой перспективе у КНР есть все основания стать крупнейшей мировой сверхдержавой.
Конечно, не все в КНР выглядит только в розовом свете. Там образовался «перегрев» экономики, велик размер безработицы, существует коррупция (с нею борются вплоть до расстрела), остроту приобрела проблема экологии. Важно, что китайские товарищи трудности свои видят, не скрывают их и полны решимости последовательно их преодолевать. Соответствующие меры предусмотрел ХI пятилетний план (2006–2010 годы). Курс развития страны на обозримую перспективу определил ХVII съезд КПК (октябрь 2007 г.). Доклад на нем генерального секретаря компартии Китая Ху Цзиньтао назывался: «Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, бороться за новую победу в деле полного построения среднезажиточного общества». Такова у нашего великого соседа стратегическая цель.
Несомненно, китайский подход к реформам и опыт их проведения должны были находиться в центре внимания уже со времени начатой Горбачёвым перестройки. Должны, но не находились, Горбачёв – это не Дэн Сяопин, да и «перестроечные» намерения у Горбачёва оказались не созидательными, а разрушительными. У Китая и России сегодня разный менталитет, разный уровень экономического развития, разный общественный строй: у них – социализм с китайской спецификой, у нас – дикий, коррумпированный капитализм. При всем этом в методологии и путях достижения высокой результативности китайских реформ остается много для России поучительного. Поэтому лучше поздно, чем никогда присмотреться к китайскому опыту и, не копируя его слепо, использовать все, что приемлемо для нас. А такого немало. Некому только было этим заняться. Дебильному, изъеденному и пропитанному алкоголем Ельцину в буквальном смысле это было «по барабану». Путин, неоднократно побывав в КНР, видимо, кроме Великой китайской стены, ничего не увидел.
А жаль…
ИТАК, что предстоит осуществить в российской практике, исходя из своего и чужого исторического опыта:
1. Повысить роль государства в решении задач экономического и социального развития страны. Государство должно располагать сильной исполнительной властью из профессионалов, способных воплотить в жизнь долговременную Стратегию. Под контролем государства должны находиться ресурсообразующие отрасли, энергетическая и транспортная системы, наука, отрасли, обеспечивающие страну продовольствием и ее обороноспособность. Государство должно вернуть себе монополию на производство алкогольной и табачной продукции. Что касается последней, должны быть предприняты эффективные меры по сокращению численности ее потребителей. Сегодня курильщиков в России чрезмерное количество, включая женщин и школьников. Здоровью это не способствует.
Залогом сильного государства является не президентская, а парламентская форма управления (по образу и подобию Японии или Великобритании с их императором и королевой). Правительство должно располагать мандатом доверия от парламента и под его контролем реализовывать намеченную Стратегию, равно как и среднесрочные планы этапов ее осуществления, которые предстоит правительству разрабатывать.
2. Возвратить России бездумно уничтоженное планирование – в современных условиях пока не директивное, а рекомендательное (индикативное). Всякое нормальное государство (Россия стремится быть таковым) не может развиваться без планирования и планов. Для этого необходим специальный орган с названием, к примеру, Министерство экономического планирования и развития (на базе МЭРТа) или Государственный комитет по экономическому планированию и прогнозированию. При этом следует решительно отмежеваться от либерального курса реформ, от помощи «невидимой руки», которые уже завели Россию в тупик и при продолжении чреваты уничтожением страны.
3. Определить стратегическую цель долговременного развития России. В опубликованных материалах провозглашено, что Россия в 2020 году войдет в «глобальные лидеры мировой экономики». По размеру ВВП, а это главный индикатор национальной экономики, пятерка лидеров по итогам 2007 года выглядит так: 1. США ($13,84 трлн); 2. Китай ($6,99); 3. Япония ($4,29); 4. Индия ($2,99); 5. Германия ($2,81). Россия ($2,09 трлн) в десятке глобальных лидеров занимает 7-е место. За Россией следует Франция ($2,05 трлн). И хотя по размеру ВВП Россия несколько превзошла Францию, это отнюдь не означает, что жизненный уровень у россиян выше, чем у французов. Ранжирование стран по этому показателю определяет только ИРЧП. Так вот в рейтинговой таблице Франция по ИРЧП занимает 10-е место, а Россия – 67-е. Еще дальше расположились в рейтинге Китай – на 81-м месте, Индия – на 128-м. Из этого следует, что абсолютная величина объема ВВП характеризует лишь масштаб экономики, а отнюдь не уровень и качество жизни населения. Для этого важен среднедушевой размер ВВП, продолжительность жизни и образованность. Вот так!
Принимая все это во внимание, «Стратегия экономического и социального развития России на период 2008–2020 годов» (таким представляется название документа) своей целью должна иметь задачу – «вернуть Россию в тридцатку самых благополучных стран мира по уровню и качеству жизни» (с 67-го места). В интересах реальности возвращаться следует именно в тридцатку, а не в десятку и даже не в двадцатку. Напомню, что СССР, будучи второй супердержавой мира, в рейтинге по ИРЧП, впервые опубликованном в 1990 году с данными за 1988-й, занимал 26-е место, а США, которых мы догоняли, – 19-е. Постсоветская Россия по рейтингу 1994 года, с данными за 1992-й, была на 34-м месте благодаря тому, что еще продолжала действовать инерционность советской системы. Таким образом, вхождение в тридцатку по ИРЧП куда престижнее, чем в пятерку по ВВП. Задача эта отнюдь не простая, как может показаться на первый взгляд, но при разумном курсе – осуществимая.
4. Сменить экономический курс за счет решительного усиления ориентации на социальное развитие общества. Для этого долю расходов бюджета на социальные цели с сегодняшних 15,5% ВВП постепенно увеличить до среднеевропейского уровня – 25,9%. Необходимость изменения экономического курса диктует прежде всего образовавшийся острый и затяжной демографический кризис, результат негативных последствий поспешных реформ с их недооценкой социальных факторов. В ИРЧП России самым слабым (и постыдным для страны) звеном является показатель продолжительности жизни. Мы находимся по этому показателю на 119-м месте в мире– 65 лет. В Стратегии названа для 2020 года цифра продолжительности жизни 75 лет. Да, это именно то, к чему надо стремиться, и начать решать эту непростую, многогранную задачу требуется незамедлительно.
5. Образовать при правительстве Экономический совет до 20 человек из числа руководителей научных институтов экономического профиля и видных ученых-экономистов. С образованием Совета для пользы дела не будет зазорным детально обсудить на нем Стратегию для последующей окончательной ее доработки, в чем она нуждается. После чего в установленном порядке утвердить Стратегию и, как это принято в мире, обнародовать ее.
* * *
В одном из своих последних выступлений (в конце апреля при вручении государственных наград) Путин, тогда еще президент, заявил: «Несмотря на достигнутые успехи, еще многое необходимо сделать для развития России. Мы знаем, что мы еще не сделали. И мы уверены в том, что мы можем это сделать и обязательно сделаем». Любит В.В.П. употреблять «МЫ». Будем считать, что в данном случае под «МЫ» подразумевается тандем Медведев–Путин. Кто же еще? Что ж, ближайшее время выявит обоснованность этих заявлений. Хочется верить, что, наконец, отечественный и зарубежный опыт будет востребован не на словах, а на деле.
Юрий БЕЛИК