Наш дивизион 808-го артиллерийского полка остановился в живописной долине у немецкой деревни, что в десяти километрах от Берлина. Солнце уже вышло из долины по отлогому склону и зажгло закатным светом черепичные крыши домов, которые были видны из-за его вершины.
На дне долины, за тальником, журчала речушка. Я сидел у своей повозки, загруженной катушками с кабелем и телефонными аппаратами. В стороне паслась стреноженная гнедая лошадь, пощипывая травку. От нечего делать включил рацию и стал вращать регулятор настройки, переходя с волны на волну. Услышал разговор: «Вы не скажете, генерал, какое сегодня число?» – «8-е, а что?» –«Тогда поздравляю вас, друг!» – «С чем, генерал?» – «Завтра 9 мая!» – «Вы – шутник, генерал!» – «И совсем не шучу: завтра будет объявлена Победа!..» Я больше не стал слушать генералов. Выключил рацию и бросился с радостной вестью к своему другу Ивану. Он маячил за тальником со своей стиралкой.
«В чем дело, Дмитрич?» – спросил он, глядя на меня выжидательно. – «Пляши, Ваня». – «Сначала скажи, за что плясать». – «Завтра будет объявлена Победа!» – «Ты и в прошлом году говорил». – «Сейчас по рации генерал сказал». – «Если правда, Дмитрич, пронесу тебя на себе вокруг деревни». Он бросил мокрую портянку на валун, схватил меня в свои медвежьи объятия и закружил...
Не спали до позднего часа. Беседовали о нашем будущем.
Иван разбудил меня утром. Он уже впряг в повозку нашу гнедую. Быстро позавтракали и стали подниматься по склону. На ходу друг сообщил мне, что маршрут изменился и что путь лежит теперь в Чехословакию, потому что президент Бенеш попросил товарища Сталина оказать военную помощь.
Солнечная долина наполнилась шутками и смехом солдат, блеском оружия и скрипом повозок. Мы с Иваном шли за своей телегой.
«Где же твоя обещанная Победа, Тимоша?!» – «День только начался, Ваня!» – ответил я и стал скручивать папиросу. Подъем продолжался.
Солнце начало припекать. Я успел выкурить еще одну самокрутку. И вот на середине склона движение приостановилось. Мимо нас промчался газик М-1 и встал перед нами. Из машины вышел седой генерал. Заговорил с волнением:
– Товарищи солдаты... офицеры! Дорогие мои соотечественники! С Победой вас!
С минуту стояла тишина. А потом, словно птица из клетки, вырвалась радость. Я смотрел на своих однополчан счастливыми глазами. Каждый выражал радость по-своему: кто смеялся, кто плакал, кто разряжал оружие, салютуя Победе!
Теперь не надо пригибаться под пулями войны. Мир выпрямил солдата! Я стоял гордый на вершине склона во весь рост, пристально смотрел на восток, в сторону России. Неожиданно кто-то подбросил меня вверх, как малыша. Я поскакал вприпрыжку, сидя на плечах у Ивана. Он бежал легко и обгонял нашу гнедую. Я вырывался и смеялся до слез.
Это было в День Победы!
Тимофей НОВИЧКОВ,
ветеран ВОВ.
Зеленогорск,
Красноярский край.