Захар Прилепин считает, что фильм удался. Писатель согласен и с тем, что американцы, заседавшие в жюри конкурса Tribeca Film Festival, оказались не так политизированы, как, например, члены «присяжной коллегии» Оскара.
– Думаю, жюри не было особого дела до Украины, – говорит Прилепин. – Слышал, что там собираются американские леваки, люди своеобразные. Фильм получился хороший – почему бы не дать премию этим русским, они же не подчиняются Трампу?
– А как вообще появилась идея выставить картину на фестиваль в Нью-Йорке и на Оскар?
– На Оскар мы попали в силу того, что получили главный приз Tribeca Film в Нью-Йорке. Победа в этом фестивале автоматически означает попадание в лонг-лист Оскара. По поводу идеи выставить картину – это к Ленару Камалову, режиссеру. Я как жил в Донецке, так и живу. Никакого отношения к этому, по сути, не имею.
– Вы ездите за границу. Не возникает ли, учитывая ваше участие в боевых действиях на Донбассе, проблем, были ли попытки вас задержать, пригласить «на беседу»?
– Я был за четыре года войны четыре раза за границей: Франция, Италия, Швейцария и Греция. Раз в четыре года выезжаю, и никто меня никогда не трогал. Несмотря на то, что посол Украины во Франции давал официальный протест по поводу моего приезда – как террориста и руководителя незаконных вооруженных формирований. Я так понял, французы плевать на это хотели.
– На ваш взгляд, насколько вероятно, что в ближайшее время начнется полномасштабное наступление ВСУ? И готовы ли к этому республики Донбасса – морально и технически?
– Мы, конечно же, готовы морально. Технически – у них обеспечение повыше. Но все наши бойцы так заждались наступления, что... слов нет. Но, знаете, я не верю, что Порошенко всерьез на это пойдет. Еще один котел – и он более не президент. Зачем ему это? Ему выгоднее тянуть ситуацию до своих выборов. Мы ждали наступления весь прошлый год. И в позапрошлом тоже ждали. Готовились, тренировались, запасались. Теперь тоже готовимся, тоже запасаемся, тоже тренируемся, но ничего не ждем. Если чего-то ждешь годами – перекипаешь немножко. Но если начнется – мы только за. Пока вот стоим друг напротив друга и стараемся каждый день, который уже месяц, сделать противнику что-то дурное. Это тоже работа, но она стала какой-то уже почти рутинной. Они обстреляли – мы ответили. Они обстреляли – мы ответили. Мы ответили – они обстреляли. И продолжаем дальше стоять на том же месте.
– Против России вводятся все новые и новые санкции. Есть мнение, что в качестве асимметричной ответной меры Россия могла бы признать ДНР и ЛНР. На ваш взгляд, насколько такое возможно? Что думают жители народных республик и их защитники о такой перспективе?
– Мы контролируем только часть бывших Донецкой и Луганской областей. А референдум о независимости проводился на всей территории. Если признавать – то целиком. Вместе со Славянском и Краматорском. Там нас очень ждут. Но это мое личное мнение.
Короткометражная лента режиссера Ленара Камалова «Дежурство» получила главный приз фестиваля Tribeca в Нью-Йорке и попала в лонг-лист премии «Оскар». Захар Прилепин сыграл в фильме главную роль – ополченца Донецкой народной республики с позывным Кот. В картине глазами рядового воина сопротивления передана боль трагедии на Востоке Украины.
Фестиваль Tribeca Film проводится с 2002 года. Он был задуман как реакция кинематографистов, эмоционально альтернативная пессимизму после терактов 11 сентября 2001 года. Одним из его идейных вдохновителей стал актер Роберт де Ниро. Победитель Tribeca получает 5000 долларов, а также автоматически попадает в лонг-лист премии «Оскар».