Уже в начале века заработали первые домны, но вскоре экономический кризис их загасил. В 1913 году были выплавлены рекордные по тем временам 7 миллионов пудов чугуна. Местная руда позволяла получать чугун с высокими литейными свойствами.
С приходом Советской власти в Липецк уже в 1918 году завод и рудники были национализированы и переданы в ведение ВСНХ.
В январе 1923 года на рабочем собрании завод «Сокольский» был переименован в «Свободный сокол». В тот период завод выпускал литье вагонное, подшипники, соломорезки, печное литье, затем была отлита и первая чугунная водопроводная труба.
В годы войны завод обрел уральскую прописку. А после Победы началось его бурное развитие на родной Липецкой земле.
За период 1950–1970 гг. был пущен первый в стране цех по производству чугунных водопроводных труб центробежным способом, вступил в строй чугунолитейный цех по производству отопительных радиаторов, сдан в эксплуатацию модельно-инструментальный цех, заводская ТЭЦ включена в Единую Европейскую энергетическую систему. И в это же время провели работы по увеличению мощностей и оснащению новой техникой заводской электростанции, ремонтно-механического цеха, по строительству новых цехов и по механизации производственных процессов. В октябре 1973 года чугунным водопроводным трубам был присвоен государственный Знак качества. Водопроводы из сокольских труб, проложенные в 50–60-е годы прошлого столетия, исправно работают и по сей день – и еще прослужат не одно десятилетие.
Руководством завода было выдвинуто и обосновано предложение по дальнейшему развитию предприятия на ближайшие 20 лет. По этим предложениям Ленинградский филиал «Гипромеза» разработал проектное задание на реконструкцию и развитие завода с увеличением объема производства в пять раз. Намечалось расширение площади завода в 2,7 раза, увеличение численности работающих до 11 тысяч человек и повышение производительности труда в 3,3 раза.
В марте 1970 года проектное задание было рассмотрено и утверждено Министерством черных металлов СССР. В соответствии с этим проектом, в 80-е годы были построены: новый труболитейный цех №1а для отлива труб из модифицированного чугуна, цех металлоформ и ряд вспомогательных цехов. Всего в заводе было уже 30 цехов.
Наряду с планомерным развитием производства руководство завода заботилось и о социально-бытовых условиях работников завода. В цехах имелись сауны, прачечные, а в некоторых – парикмахерские и зимние сады, где можно было отдохнуть после трудо-
вого дня и решить свои бытовые во-
просы.
Коллегия Министерства и ЦК профсоюза в 1973 г. присвоили заводу почетное звание «Предприятие высокой культуры производства» с вручением диплома.
С развитием завода развивался и поселок. Силами завода строились многоквартирные дома, был построен зимний плавательный бассейн, открылся заводской Дом отдыха на 100 мест, имелся парк и стадион со спортивным залом, где работали спортивные секции. Футбольная команда «Сокол» успешно участвовала в областном первенстве.
При заводе имелись своя больница с поликлиникой и роддомом. Поправить здоровье, просто отдохнуть работники завода могли круглогодично в про-
филактории, а в летнее время – в зоне отдыха «Сосновый бор». Летом рабо-
тал и пионерский лагерь для детей
работников завода. Всё это было рас-
положено в сосновом лесу, на берегу Матырского водохранилища. Работникам завода также выдавали льготные путевки в санатории и курорты страны.
На заводе работала целая сеть столовых и буфетов. Свежие продукты питания поставлялись в них из подсобного хозяйства завода. За 60 копеек можно было получить полноценный обед из трех блюд, а работникам горячих участков выдавались талоны на бесплатное питание.
Был у нас и дворец культуры. Драматическому коллективу его присвоили звание «Народный».
На работу устраивались в самом начале своей трудовой деятельности и, проработав 35–45 лет, уходили на пенсию. Завод славился трудовыми династиями. Родители приводили на завод своих детей. Все работали добросовестно, за доблестный труд награждались трудовыми орденами и медалями. Коллектив завода «Свободный сокол» с гордостью смотрел в свое прошлое и с оптимизмом – в будущее.
И вот пришли лихие 90-е годы. Развал в экономике коснулся и нашего завода. Были нарушены связи с поставщиками сырья смежных предприятий, часть которых после развала СССР оказалась уже за границей. Основное производство остановилось, перестали платить зарплату – многим работникам пришлось с завода уйти.
Чтобы как-то сохранить коллектив, руководство было вынуждено сдать в аренду цеха: доменный, по произ-
водству отопительных приборов. Но это не решило всех проблем. Нача-
лись конфликты между администрацией завода и арендаторами, о причинах которых можно только догадываться.
Мы помним время, когда проводились пикеты с пустыми кастрюлями у зданий администраций города и области, как перекрывали дороги по ули-
це Студёновской. Договоры с арендаторами расторгли по решению суда, ввели на предприятии внешнее управление.
В конце 90-х пришли новые «хозяева» – завод стал открытым акционерным обществом с тем же названием: «Свободный сокол».
В мае 1999 года запустили доменную печь №1, а спустя два года – и доменную печь №2 после капитального ремонта. Заработал стабильнее литейный цех, производящий трубы из модифицированного чугуна. У этих труб коррозионная стойкость – серого чу-
гуна, а прочность и пластичность –
стали. Заработали вспомогательные цеха и службы завода. Рабочие стали получать стабильную заработную
плату.
Но развивать труболитейное производство новое руководство не стремилось. Многомиллиардные кредиты брались под реконструкцию трубного цеха №1а, но на самом деле основная их часть шла на закупку сырья для доменного цеха. На доменных печах вместо необходимого для отливки труб литейного чугуна выплавлялся передельный чугун с низким содержанием вредных примесей – так называемый нодулярный чугун. Он пользовался
высоким спросом за рубежом, но не
годился для отлива труб. По этой причине изменили технологию подго-
товки чугуна, заложенную при проектировании труболитейного цеха №1а.
Получаемый искусственным путем в индукционных печах литейный чугун из передельного металлурги называют синтетическим. Его литейные свойства хуже, чем у чугуна, выплавляемого непосредственно в доменной печи. Отсюда низкое качество труб, много брака и как следствие – высокая себестоимость труб. Поэтому завоевать рынки сбыта, обеспечить проектную производительность трубного цеха новое руководство не смогло, да и не стремилось – его устраивали рынки сбыта чугуна.
Доменные печи, спроектированные и построенные для выплавки литейного чугуна, плавили передельный чугун. В результате этого производительность печей возросла более чем в 1,5 раза – выплавляли вместо 1300 тонн в сутки уже 2500 тонн. Почти весь чугун отгружался зарубежным потребителям. Средства, получаемые от его реализации, оседали на счетах в зарубежных банках.
Сырье для производства чугуна закупалось на кредиты, предоставляемые отечественными банками под реконструкцию труболитейного производства, которая в полной мере не проводилась.
В результате интенсивной эксплуатации доменным печам потребовался капитальный ремонт первого разряда. По материальным затратам это равносильно строительству новых печей. Общие затраты для восстановления доменного цеха могут превысить 10 миллиардов рублей. А из-за особенностей доменного производства затраты могут окупиться только через 10–12 лет.
Желающих вкладывать средства в восстановление доменного цеха на таких условиях пока нет. Необходимо принимать во внимание и санкции, наложенные европейскими странами на Россию. Поэтому доменный цех простаивает более 6 лет.
В конце своей 12-летней деятельности новые «хозяева» умудрились задолжать более 5,5 миллиарда рублей, что равнозначно стоимости продукции, произведенной за год. Не оплачивались поставленные сырье, проценты по кредитам, налоги, электроэнергия, газ, ремонтные работы и другие договорные обязательства. При этом доменный цех работал и выплавлял чугун, который целиком отгружался зарубежным потребителям.
В сентябре 2012 года после неоднократных требований арбитражный суд Липецкой области ввел процедуру банкротства – наблюдение, а в мае 2013 года он признал ОАО «Липецкий металлургический завод «Свободный сокол» несостоятельным (банкротом) и открыл в отношении него конкурсное производство на шесть месяцев.
После этого неоднократно продлевалось конкурсное производство, утвержден уже третий конкурсный уп-
равляющий. Имущество ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол» выставлено на распродажу, но до сих пор не реализо-
вано, не проведены расчеты с кредиторами.
По этой причине арбитражный суд в октябре 2016 года в очередной раз продлил конкурсное производство В ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол» сроком на 6 месяцев.
...Проезжая мимо завода, бывшего гордостью города, видишь его омертвевшие останки и становится очень больно, обидно. Предприятие, которому отдано много сил и труда, растащено и разграблено.
Рассказывают, что когда бывший начальник трубного цеха №1 Б.М. Соболев увидел развалины цеха, которым ранее руководил, он не выдержал и расплакался.
Остается только надеяться, что руководство нашей страны поймет: на нефтяные и газовые доллары можно купить всё, если не в Европе, то в Китае. Но купить престиж и уважение страны, живущей за счет торговли своими ресурсами, в мире невозможно.
Только имея всесторонне развитую экономику, можно быть независимым государством и не бояться никаких санкций. Это позволит вести свою внешнюю политику.