Видя пассивность руководства в борьбе с национал-сепаратизмом, за укрепление СССР, член Политбюро, секретарь ЦК КПСС Е.К. Лигачев дважды в 1990 году обращался в Центральный комитет КПСС и лично к генеральному секретарю М.С. Горбачеву с предложением более активных действий. В частности, во втором письме приводилось: «В марте текущего года я обратился к вам, Михаил Сергеевич, по вопросу единства партии, политической ситуации в стране, о созыве пленума ЦК. Как известно, чтобы не ошибиться в политической обстановке, важно правильно определить тенденцию развития событий, определить, от чего – к чему.
С тех пор, как я направил письмо в ЦК, минуло два месяца. Но за это короткое время положение в обществе стало еще сложнее. Страна находится в расстроенном состоянии. Вопрос стоит так: или все, что достигнуто усилиями многих поколений, будет сохранено и развито, перестроено и обновлено на подлинно социалистической основе, или Советский Союз прекратит свое существование и на его базе образуются десятки государств с иным общественным строем.
В Литве взяли верх буржуазные националисты, республика дрейфует на Запад. В таком направлении движутся Эстония и Латвия. В некоторых западных областях Украины к руководству Советами пришли ярые националисты. В Закавказье идет братоубийственная война, в ряде районов – двоевластие. Социалистическое содружество в Европе распалось. Страна теряет союзников. Позиции империализма укреплены».
Егор Кузьмич Лигачев много ездил по стране, встречался с трудовыми коллективами. «Многие коммунисты, трудящиеся требуют от ЦК КПСС реальной оценки политической обстановки, принятия эффективных мер, так как наше социалистическое Отечество в опасности. Это же факт, что в СССР действуют силы против социализма. Они скоординированы, имеют внешние связи. Сейчас главное – спасение СССР как целостного государства.
Считаю необходимым созвать расширенный Пленум ЦК с участием актива страны и обсудить текущий момент, рассмотреть ход предсъездовской дискуссии, подготовки к ХХVIII партсъезду, реализации рекомендаций Письма ЦК коммунистам страны.
Самое важное – выработать на Пленуме ЦК и осуществить конкретные меры по отпору антисоциалистическим, национал-сепаратистским силам, сплочению партийных рядов, укреплению целостности Советского Союза. Многие областные, районные партийные комитеты требуют созыва Пленума ЦК. С этим нельзя не считаться. За созыв Пленума высказались отдельные члены Политбюро ЦК»
Е.К. Лигачев писал: «Вчера, в воскресение, 27 мая. Я говорил с вами по поводу этой записки. Сегодня направляю вам ее. Прошу ознакомить с настоящим письмом, а также письмом в ЦК от 27 марта (до сих пор оно не разослано) товарищей, входящих в состав ЦК КПСС, Центральную ревизионную комиссию, первых секретарей ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов партии».
Горбачев оба кричащих письма, особо не волнуясь, положил, как говорится, под сукно, замолчал, даже на Политбюро не вынес для обсуждения. Этим он грубо нарушил Устав КПСС, не говоря уже о партийной этике, партийном товариществе.
Эти письма подтолкнули к тому, что вокруг их автора была развернута клевета и ложь (лопнувшее впоследствии дело Гдляна и Иванова, трагические события в Тбилиси и др.). Е.К. Лигачев фактически был выведен из состава политического руководства страны. При выработке решений о развале СССР его уже не было ни в Центральном комитете, ни в Политбюро ЦК КПСС. Все это имело одну цель: выключить Лигачева из борьбы за партию, за единое советское государство. Воссоздание советского союзного государства – залог дружбы народов, ликвидации бедности, улучшения жизни людей труда, укрепления мира на земле. Об этом Лигачев пишет в изданной, несмотря на хирургическую операцию на сердце, книге «Кто предал СССР?».
Е.И. КОПЫШЕВ, генерал-майор авиации в отставке; Р.М. РОМАНОВ, капитан I ранга в отставке, доктор политологии, профессор; М.П. ЧЕМОДАНОВ, доктор философских наук, профессор; А.Н. ЯКОВЛЕВ, доктор философских наук, профессор