После того как смолк последний куплет песни, над долиной зазвучал «Интернационал». Затем все запели национальный гимн Португалии. А потом в такт простой мелодии присутствующие стали плясать или подпрыгивать на месте. Так 4 сентября 2016 г. завершилась церемония закрытия традиционного праздника центрального органа Португальской коммунистической партии «Аванте!». Впервые этот праздник был устроен 40 лет назад, в сентябре 1976 г., и с тех пор он проводится ежегодно.
Самая большая территория Европы под знаком серпа и молота
Два года назад праздник «Аванте!» (по-португальски именуемый Фешта) завершался так же в начале сентября. Тогда так же на кронах деревьев сверкали лучи заходившего солнца, звучали те же песни, а люди так же весело плясали или выкрикивали хором речовки. Получив возможность вторично посетить Фешту, я не только вновь стал свидетелем этого уникального праздника, но смог заметить, что в нем сохранилось, а что изменилось за прошедшие два года.
Нетрудно было убедиться в том, что, как и два года назад, праздник «Аванте!» носил массовый характер. В своем выступлении на церемонии закрытия генеральный секретарь Португальской коммунистической партии (ПКП) Жеронимо де Соуса справедливо заметил, что Фешта стала главным праздником Португалии. Как и два года назад, толпы людей направлялись в различные павильоны, в которых можно было приобрести изделия народных промыслов. На сценах выступали народные ансамбли, исполнявшие песни и танцы всех провинций Португалии. С огромной сцены вечером мощный оркестр исполнял произведения классической музыки, а днем здесь же выступали рок-ансамбли. В закусочных можно было отведать яства и вина, типичные для разных регионов этой небольшой страны. Как и две года назад, можно было прилечь на травку лужайки и позагорать.
В то же время бросалось в глаза, что в этот раз плакаты были новенькими, павильоны свежевыкрашенными. Появились новые эстрадные сцены. Помимо спортивных площадок, здесь возникли различные аттракционы, а на самом высоком холме теперь возвышалось громадное колесо обозрения. За два года территория Фешты существенно расширилась. За счет добровольных пожертвований ПКП приобрела еще 7 га земли, увеличив площадь для проведения праздника до 28 га. Коммунисты и комсомольцы бесплатно в свободное от работы время занимались благоустройством нового участка. Они же работали над оформлением павильонов на всей территории, что было нелегко выполнять в небывало жаркое лето этого года, когда температура доходила до 40 градусов. Их труд сделал Фешту еще более привлекательной для посетителей вне зависимости от их партийной принадлежности, а поэтому даже увеличившееся пространство казалось порой переполненным.
Ныне в Европе нет столь большого участка земли, где бы можно было увидеть так много изображений серпов и молотов. Они красовались на павильонах вместе с названиями 18-ти португальских провинций, а также Мадейры и Азорских островов. Символы союза рабочих и крестьян, впервые появившиеся в нашей стране в 1918 г., украшали павильоны, посвященные положению мигрантов, женщин, детей, широкие зонты, оберегающие от солнечных лучей посетителей кафе. Рядом с серпом и молотом неизменно виднелась надпись: «ПКП». Тут же были начертаны понятные каждому лозунги партии: «Занятость. Производство. Права»; «Положить конец шантажу Евросоюза и евро»; «Национальное – это левое».
Не только партийные символы и распространяемая в павильонах агитационная литература, но и сама атмосфера, царившая на празднике, настраивала многих его участников на то, чтобы задуматься о целях ПКП и ее деятельности. Как и во всем мире, антикоммунистическая пропаганда в Португалии стремится представить учение Маркса–Ленина антигуманным, скучным и оторванным от жизни, а социалистическое общество изобразить мрачным застенком. Серп и молот, которые подвергаются поношению и даже запретам в целом ряде стран, здесь олицетворяли царившие на территории Фешты жизнерадостность, веселье, свободу, а лозунги напоминали о многолетней деятельности коммунистов в защиту насущных прав простых людей.
В беседе со мной член Политбюро ПКП А. Мариндо привел несколько примеров того, как, оказавшись на Феште, люди предпринимали первые шаги для вступления в ряды коммунистов. Проведя целый день на празднике «Аванте!», члены одной семьи, прежде голосовавшие за правую Социал-демократическую партию, попросили анкеты для вступления в ПКП.
За два года произошли изменения и в атмосфере праздника. В 2014 г. в настрое участников митингов преобладало ощущение тревожной конфронтации. Это чувствовалось в наступательном движении комсомольских колонн, которые двигались на митинг под звуки боевых мелодий, словно готовясь вступить в сражение. Тогда в ответ на слова товарища де Соусы о правых силах, правительстве и евробюрократах собравшиеся часто отвечали продолжительными выражениями негодования. Таким же возмущенным гулом встречали собравшиеся и ныне упоминания о противниках ПКП и Фешты. Однако ныне чаще звучали изъявления радости по поводу достигнутых успехов и уверенности в грядущих победах.
Память о десятилетиях борьбы
Позитивная динамика праздника отражала те изменения, которые произошли в Португалии за последнее время. Прирост голосов, поданных за ПКП, может показаться небольшим, но на выборах в Европарламент и национальный парламент, в местные органы самоуправления позиции коммунистов укрепились. На парламентских выборах в октябре прошлого года правые силы страны потерпели поражение и не смогли сформировать правительство.
Поскольку пришедшее к власти правительство социалистов не решилось порвать с диктатом Евросоюза и международных монополий, руководство ПКП не вступило в коалицию с ныне правящей партией. Однако ПКП поддержала те меры правительства социалистов, которые направлены на решение наиболее острых социальных проблем населения страны. Коммунисты выступили за восстановление 35-часовой рабочей недели, отмененной прежним правым правительством. Они поддержали восстановление пяти выходных дней, которые также были отняты у трудящихся правым кабинетом. Депутаты от ПКП проголосовали за правительственный закон о введении бесплатной раздачи учащимся школьных учебников и пособий.
Эти шаги могут показаться не столь великими, но они отразили ту же тенденцию развития, движения вперед, которая проявилась в расширении территории Фешты и ее освоении.
Я имел возможность увидеть достижения ПКП и с более далекой перспективы, поскольку первый раз посетил Португалию 40 лет назад. Тогда казалось, что история страны была разделена на две части – прошлое, которому был положен конец после свержения фашистской диктатуры, и очень короткое настоящее, начавшееся с революции 25 апреля 1974 года. В своем многовековом прошлом Португалия имела великие достижения во времена открытия трансокеанских путей к прежде недоступным континентам. В память об этом чуть ли не в каждом городе страны были воздвигнуты статуи Магеллана, Васко да Гамы, Генриха Мореплавателя. В центре Лиссабона можно увидеть памятник, посвященный подписанному в испанском городе Тордесильяс договору от 7 июня 1494 года. Этот пакт, который предусматривал раздел земного шара на две части между Португалией и Испанией, был заранее санкционирован специальной буллой римского папы. Гордые воспоминания о былом величии страны были запечатлены на небольших картах мира, размещенных на стенах государственных учреждений с надписью: «Мы открыли человечеству половину планеты».
Однако после этих великих свершений Португалия, как и соседняя Испания, постепенно утрачивала свои мировые позиции, отставая от других стран Европы по уровню развития. Фашистская диктатура демагогически обращалась к страницам великого прошлого для того, чтобы оправдать сохранение архаических порядков, которые превратили к 1974 году Португалию в самую отсталую страну Европы по всем экономическим и социальным показателям. Революция 1974 г. и конституция 1976 г., провозгласившая построение социализма в качестве цели развития страны, означали, что Португалия впервые за несколько столетий, в течение которых господствующими тенденциями в жизни страны стали упадок и застой, вновь поднялась во имя свершения великих дел. Теперь коммунисты Португалии напоминают населению об исторических вехах, которые связаны с борьбой за освобождение от фашизма, и упорном движении вперед за последние 42 года.
Исходя из большого значения, которое в течение многих столетий для португальского общественного сознания имели исторические ориентиры, организаторы Фешты 2016 г. создали павильон, посвященный 40-летию этого праздника. В павильоне можно получить точную информацию о том, как в течение сорока лет проводились эти мероприятия и как они отражали борьбу ПКП в течение этого периода.
О внимании ПКП к развитию исторического сознания португальского народа свидетельствовало ставшее традиционным посещение иностранными гостями Фешты города Баррейро. Этот некогда крупный центр химического производства усилиями Евросоюза ныне превращен в депрессивный район, в котором закрыты многие предприятия, а более половины рабочих лишились рабочих мест. Однако мэр-коммунист и члены местного самоуправления добились создания на месте цехов и заброшенных домов музейного городка, в котором можно познакомиться с процессом производства, условиями труда рабочих, их борьбой за свои права. Поездка в Баррейро в этом году показала, что усилия коммунистов по пропаганде исторических знаний умножаются.
Теперь нам показали выставку «Возвращение флагов». Из Национального архива Португалии сюда доставили самодельные красные знамена с серпами и молотами, которые были водружены на заводских стенах в феврале 1935 года. Полиция долго не могла снять один красный флаг, который рабочие Баррейро подняли на заводской трубе. На стенах выставки высвечиваются имена 400 с лишним борцов под красными знаменами, которые были брошены в застенки салазаровской диктатуры. Некоторые из них были доставлены в тюрьму Таррафал на Азорских островах. Обычно узники Таррафала живыми уже не возвращались на родину. На фотографиях можно увидеть перекошенные злобой физиономии полицейских, наводивших «порядок» в заводских цехах и на улицах Баррейро. Из пояснений на стендах следует, что за годы фашистской диктатуры жертвами ее репрессий стали 15 тысяч португальцев. Здесь же рассказывается о подпольной борьбе ПКП, не прекратившейся даже в годы самых жестоких преследований.
В то же время создатели выставки не отделяют историю партии от далекого прошлого Португалии. Как и всякая музейная экспозиция, выставка начинается с демонстрации материальных предметов доисторического прошлого. Затем можно увидеть модели судов, отправлявшихся в долгие путешествия португальцев по морям и океанам. Эти суда сооружались здесь местными корабелами. Тогда же жители Баррейро выпекали печенье, которое служило пищей для покорителей Мирового океана во время их долгих походов. Наглядно демонстрируя связь между временами Великих географических открытий и современностью, организаторы выставки показывают, что могучие внутренние силы, которые некогда превратили португальцев в нацию великих покорителей океанов Земли, никогда не угасали даже в годы фашистской диктатуры. Опора на эти силы ныне обеспечивает движение вперед коммунистов страны.
«Национальное – это левое»
Учет особенностей португальского национального сознания и своеобразия исторического развития страны позволяет руководству ПКП принимать наиболее верные политические решения. А таких особенностей немало. Их можно увидеть хотя бы сравнивая исторические пути Португалии и ее соседки Испании. Хотя обе страны Пиренейского полуострова, выдвинутого далеко в Атлантический океан, не могли не стать родиной первопроходцев Мирового океана, освоение покоренных земель пошло у них по-разному. Хотя португальские колонизаторы эксплуатировали свои колонии, очевидно, что они вели себя несколько по-иному, чем испанские конкистадоры, беспощадно уничтожавшие индейские племена. Иначе трудно понять, почему колонии в Америке поднялись на долгую и кровопролитную борьбу за освобождение от испанского ига в 20-х годах XIX века, а португальские владения в Южной Америке, в которых также порой происходили выступления против колониального гнета, все же сравнительно мирно превратились в независимую Бразилию.
Политика эксплуатации португальских колоний была менее жестокой и на других континентах. Иначе трудно объяснить, почему последние бастионы португальской колониальной империи в Африке, Индии, Индонезии и Китае пали много позже освобождения британских, французских и бельгийских колоний, в которых планомерно проводилась политика геноцида местного населения.
Да и в самой Португалии общественные потрясения совершались либо бескровно, либо не сопровождались массовыми кровопролитиями, как это происходило во многих европейских странах, включая Испанию, в которой лишь в ходе гражданской войны 1936–1939 гг. было убито около 1 миллиона человек.
Фашистское правительство Салазара поддерживало дружеские отношения с гитлеровской Германией. Однако, в отличие от франкистской Испании, присоединившейся к Антикоминтерновскому пакту в 1939 г., Португалия не вступила в этот агрессивный блок. В отличие от Испании, Португалия не послала на советско-германский фронт аналога Голубой дивизии, объявив о своем нейтралитете. При этом не только из Испании, но также из Швеции, формально соблюдавшей нейтралитет, на войну против нашей страны двинулись подданные шведского короля. В результате 72 шведа были взяты в плен Красной армией.
Помимо солдат Германии и ее союзников, нашу землю топтали жители других европейских стран, сотрудничавшие со своими оккупантами. Даже крохотный Люксембург послал на войну против СССР своих добровольцев, и 1652 из них были взяты в плен. В советском плену оказались 457 датчан, 101 норвежец, 2010 бельгийцев, 4729 голландцев и 23 136 французов. Красная армия взяла в плен сражавшихся против нее 60 280 поляков, а также 69 977 чехов и словаков. В то же время в советский плен не попало ни одного португальца, потому что из этой самой западной европейской страны фашистский режим Салазара не решился послать на войну против СССР ни одного солдата.
Хотя фашистские правители Португалии прибегли к войне против народов Анголы и Мозамбика, чтобы сохранить колониальный строй, для португальского народа всегда было характерно стремление жить в мире и ладить с представителями других народов. Это проявляется и в наши дни. Современные СМИ, постоянно информирующие о терактах чуть ли не во всех европейских странах, ни разу не сообщали о подобных происшествиях в Португалии, потому что их не было. В значительной степени это объясняется тем, что, несмотря на наличие в Португалии немалого числа мигрантов из африканских стран, лица иного цвета кожи или вероисповедания, как правило, не подвергаются в этой стране унизительной дискриминации и оскорблениям, как во многих странах «культурной» Европы. В Португалии не бывало ни вздорных запретов на ношение хиджабов, ни шумных кампаний против буркини, а португальские журналы не публиковали кощунственные карикатуры на пророка Мухаммеда. Отсутствие националистической нетерпимости и шовинистической спеси устранило почву для разжигания межэтнических конфликтов.
Пример ПКП
Опираясь на эти традиционные ценности португальского народа, ПКП постоянно ведет активную работу по пропаганде идей интернационализма. Проблемы международной жизни были в центре внимания дискуссий на площадках, где выступали иностранные гости Фешты, а посетители могли задавать им любые вопросы. Одна из дискуссий прошла под лозунгом «Нет войне! Нет милитаризму!». Проблема перерастания локальных конфликтов в глобальный стала ныне не менее актуальной, чем в годы холодной войны, по мере того, как пламя военных действий охватило Сирию, Ирак, Донбасс, Ливию, Йемен, в десятках стран Африки продолжаются гражданские войны, унесшие миллионы жертв, а вооруженные силы НАТО придвигаются к границам России. Сообщения об эвакуации атомных бомб с американской военной базы в Турции, нагнетание напряженности на Корейском полуострове в связи с испытанием атомного оружия в КНДР вновь напомнили об угрозе мировой войны с применением ядерного оружия.
Дискуссия по этому вопросу позволила также поговорить о событиях 100-летней давности, когда в апреле 1916 г. в швейцарской деревне Кинталь собралось совещание социалистов Европы, выступивших против продолжавшейся Первой мировой войны. Хотя до начала Первой мировой войны представители многомиллионных социал-демократических партий на своих конгрессах уверяли, что они поднимут мировой пролетариат на борьбу против капиталистического строя, если буржуазные правительства ввергнут народы Земли в братоубийственную войну, этого не произошло в 1914 году. Свою верность принципам пролетарского интернационализма выразили в 1915 г. в швейцарском Циммервальде лишь 38 социалистов и 43 социалиста в Кинтале в 1916 году. В обоих совещаниях самое активное участие принял В.И. Ленин. В манифесте совещания, принятом в Кинтале, говорилось: «Стабильный мир станет результатом победы социализма». Тогда казалось, что мало кто в мире поддержит этот лозунг, выдвинутый горсткой европейских социалистов. Но уже через полтора года большевистское правительство во главе с Лениным провозгласило Декрет о мире в качестве первого документа революционной советской власти. И это свидетельствует о том, что самыми решительными противниками войн всегда были коммунисты, а самые тяжелые спады в революционном движении могут быстро смениться подъемами.
О вере португальских коммунистов в возможности нового подъема международного коммунистического движения и других мировых революционных сил свидетельствовало их привлечение для участия в празднике «Аванте!». Как и два года назад, в этот раз на территории Фешты немало павильонов было предоставлено братским Коммунистическим партиям и национально-освободительным движениям различных стран мира. Бросалось в глаза еще одно отличие Фешты 2016 г. от праздника 2014 г.: ныне ее гостями стало гораздо больше иностранных делегатов. Поэтому для их списка, отпечатанного, как и два года назад, на двух сторонах одной странички, организаторы праздника были вынуждены прибегнуть к самому мелкому шрифту. На сей раз было больше делегаций из стран Латинской Америки. В отличие от 2014 г., на праздник прибыли делегаты от Компартий Грузии и Украины, многочисленная делегация из КНР и делегаты из КНДР. Это свидетельствовало о том, что интерес к опыту ПКП в международном коммунистическом и национально-освободительном движении существенно вырос.
Этот опыт свидетельствует, что, в то время как некоторые Компартии Европы поспешили отречься от принципиальных положений марксизма-ленинизма, ПКП сохранила верность основам научного коммунизма и уважение к советскому опыту. Рожденная через три с половиной года после Великой Октябрьской социалистической революции, в марте 1921 г., Португальская компартия вскоре подверглась тяжелым испытаниям, так как после установления военной диктатуры в 1926 г. она была запрещена. Из 95 лет своего существования она находилась в подполье 48 лет. Столь долгого срока пребывания в подполье не знала ни одна Коммунистическая партия Европы. Обретя суровую закалку, ПКП обрела высокий идейно-теоретический уровень, принципиальность и умение гибко работать как в условиях фашистской диктатуры, так и при буржуазной демократии. Традиционный праздник «Аванте!» служит ярким свидетельством жизнеспособности ПКП, ее готовности упорно и терпеливо идти вперед даже в условиях всемирного наступления сил контрреволюционной реакции, старающихся уже сто лет сохранить обреченные историей на погибель бесчеловечные капиталистические порядки.