По словам Сергея Лаврова, России и США удалось согласовать пакет из пяти документов по Сирии, цель которого – наладить эффективную координацию в борьбе с терроризмом, расширить доступ нуждающемуся населению к гуманитарной помощи и укрепить режим прекращения боевых действий, создавая условия для возобновления политического процесса.
Министры отметили, что согласованные документы не будут публичными, так как содержат «чувствительную информацию», которая не должна попасть в руки противников мирного процесса. Однако стороны остановились на основных аспектах договоренностей.
Первым шагом в достигнутых договоренностях станет дополнительное подтверждение режима прекращения боевых действий. «Мы сделаем всё, чтобы стороны конфликта, на которые влияют Россия и США, сделали такие шаги – переподтвердили свою приверженность режиму прекращения боевых действий. Сначала на 48 часов с продлением еще на 48 часов с тем, чтобы выйти на постоянное соблюдение этого режима», – заявил Лавров.
После того как режим прекращения огня будет функционировать семь дней, предполагается создать совместный исполнительный центр для разграничения террористов и так называемой умеренной оппозиции.
Если группы из числа законной оппозиции хотят сохранить свою легитимность, они должны дистанцироваться всеми возможными способами от запрещенных «Ан-Нусры» и ИГ, подчеркнул Керри. В свою очередь Лавров отметил, что готовность США бороться с террористической группировкой «Джебхат ан-Нусра» говорит о том, что Вашингтон не намерен использовать ее против официального Дамаска. Он полагает, что это важное заявление, так как очень многие подозревали, что США на самом деле не очень-то горят желанием с «Ан-Нусрой» бороться, а берегут ее на случай, если придется использовать так называемый план «Б» для свержения действующей сирийской власти.
После того как умеренная оппозиция будет отделена от террористических группировок, ВКС РФ и ВВС США намерены наносить удары по террористам. Отмечается, что в ходе встречи согласованы районы нанесения этих ударов. Сирийские военно-вооруженные силы будут действовать в других районах, за пределами тех, которые выделены для российско-американского взаимодействия.
Согласованы и уже вступают в силу процедуры реагирования на нарушения режима прекращения боевых действий. День Д, как выразился Джон Керри, наступает 12 сентября. С этого момента пойдет отчет целому ряду шагов, которые будут предприниматься и в антитеррористическом контексте, и в контексте доставки гуманитарной помощи, и в том, что касается укрепления режима прекращения боевых действий. Между тем, как полагает Сергей Лавров, никто не может дать стопроцентных гарантий реализации этих планов, так как задействовано слишком много игроков с разными, иногда прямо противоположными, целями.
Среди условий, препятствовавших конструктивному диалогу, Лавров назвал отсутствие доверия между странами и попытки американской стороны сорвать договоренность посредством дополнительных санкций в отношении России. Последний пример – объявление очередных американских санкций против России санкций накануне встречи президентов двух стран в Китае. Тем не менее, по мнению главы российского внешнеполитического ведомства, Россия исходит из того, что урегулирование сирийского кризиса не является темой, на которой можно спекулировать: «Мы и США обязуемся делать все, что от нас зависит, для того, чтобы все стороны, кого это касается, соблюдали содержащиеся в наших документах договоренности. Сирийское руководство ознакомлено нами с этими договоренностями и готово их выполнять. Так что будем делать все от нас зависящее, хотя понятно, что от нас зависит далеко не все».