Вычитаем 8,25% – они гасятся за счет госсубсидий. Остается еще 15,25%, что составляет за год 413 тысяч рублей. У Геннадия Ильича два инвестиционных кредита, оформленных на развитие хозяйства, – 2 миллиона рублей на 5 лет и на 8 лет 3 миллиона рублей. В связи с кризисом ставку по ним подняли на 2%. Каждый месяц надо заплатить проценты и каждый квартал – тело кредита. Покажи такой порядок немецкому фермеру – он упадет и к работе больше не притронется. А нам, россиянам, куда деваться? Жить же надо! Ну, а банкир, поглаживая брюшко, ждет очередного кредитора.
В районе есть хозяйства, которые живут только на свои средства, а есть мелкие фермерские хозяйства, которые не могут взять кредит при такой кабальной системе расчетов. Они идут к перекупщикам зерна и заключают договор с фиксированной ценой. Если цена поднимается (а это бывает каждый год), то доход пойдет не фермеру, а перекупщику.
Единороссы кричат о большой финансовой помощи государства крестьянам. Да, несведущему человеку сумма, которую край получил от государства, – чуть более 6 миллиардов рублей – покажется великой. Однако площадь пашни в нашем крае 6 миллионов га. Получается по тысяче на гектар. А теперь посчитаем: солярка стоит 35 руб./л., т.е. купить можно 28,5 л. Стоимость же килограмма сложных минеральных удобрений – 30 руб., можно купить их 33 кг. Для посева требуется и то и другое.
Мы совсем не стали кормить землю, а она ответит нам в конце концов тем же. На селе не стали вносить органику в качестве удобрения, а ее попросту не стало, потому что нет животноводства.
Сегодня в районе в общественном животноводстве 12000 голов крупного рогатого скота, коров – 3700, а на 1 января 1990 года в районе было 33000 голов крупного рогатого скота и 9500 коров.
С середины 80-х годов на наши поля пришла химия в виде сложных удобрений, и цена им была копеечная. Тогда в колхозе, где я работал, вносили по 37,5 кг на гектар. Сегодня в хозяйстве занимаются минимальной обработкой почвы, вносят по 13,7 кг на гектар. Им нужны и в большей мере гербициды, но удовлетворить потребности нет возможности из-за баснословной дороговизны. Вот где нужен государственный подход к делу, а его все нет и нет.
Конечно, проще создать национальную гвардию, а еду закупать за границей. Вот Запад решил вновь поставить Россию на колени, объявили санкции. Медведев даже с пафосом воскликнул: «Пробил час нашего российского крестьянина». По своей крестьянской наивности я подумал: «Ну, наконец-то дошло». Оказывается, нет, не дошло.