Одним из таких наиболее высокоэффективных действий может и должно стать строительство дорог с легкими покрытиями, что ускорит их прокладку в разы и создаст условия массовости работ по решению задачи ликвидации бездорожья в стране. К сожалению, в силу определенных обстоятельств – и главное, как я думаю, коррупции – такие дороги у нас строить почти перестали. Обратить внимание на это положение, постараться реанимировать задачу развития дорожной сети помогли бы публикации, подобные этой.
Мало хотеть, надо и действовать.
Думаю, что нам с вами под силу попробовать сдвинуть с мертвой точки дорожную проблему.
С признательностью и уважением,
Сергей Иванович
Как правило, эти проблемы рассматриваются путем критики всего происходящего в делах строительства автомобильных дорог. Я же, профессионал-дорожник, предлагаю принять во внимание наличие дополнительных возможностей для значительного наращивания дорожного строительства.
Дело в том, что в нашей стране сооружаются дороги, как правило, с дорожной одеждой только из обычного асфальта и редко – из бетона. Прокладка таких дорог требует больших затрат. Она материалоемка, технически сложна, выполнима при высокой механовооруженности и наличии профессиональных инженерных кадров.
Но, как известно, все эти составляющие у нас в значительном дефиците и пока не имеют тенденций к росту. Их еле-еле хватает на сооружение магистральных, междугородних трасс, а все остальные дороги, подъездные пути и межхозяйственные проезды, где осуществляется до 70% грузоперевозок, так строить нам не под силу, да и не всегда рационально.
В то же время существуют конструкции дорог с облегченными покрытиями. Они строились у нас повсеместно многие годы, строятся и сейчас по всему миру без больших затрат на сооружение и эксплуатацию.
Их особенностью является устройство дорожного покрытия, как правило, из местных материалов, укладываемых на земляное полотно. Самосвалами в «корыто» завозятся в определенных пропорциях щебень, песок и грунт, где все перемешивается – и формируется профиль дорожной одежды.
Связующей составляющей при этом может быть глина – это белые щебеночные покрытия. Могут использоваться и горячий битум – это черные щебеночные покрытия, а также низкомарочные активные добавки. Такие смеси создают очень прочное полотно.
Надо отметить довольно большую скорость строительства таких дорог. За день можно проложить километр и более.
Эти дороги выдерживают значительные механические нагрузки и интенсивность. Строить их технологически намного проще, чем асфальтовые. Они продолжительно служат в нормальном для движения транспорта состоянии; легче ремонтируются и эксплуатируются многие годы, а при значительных увеличениях движения транспорта могут без больших затрат реконструироваться в более капитальные дороги.
Строительство таких дорог с легкими покрытиями не требует создания специальных производственных баз, сооружения асфальтобетонных заводов, формирования инфраструктурных объектов и наличия большого состава многопрофильной техники.
Сезон прокладки таких дорог продолжительнее, чем асфальтовых, так как погодные условия для них менее обременительны.
Однако в последние годы строительство этих дорог в нашей стране почти прекратилось. Почему? Вопрос для изучения любознательными, но главное, как я думаю, – слабость (или вовсе отсутствие) управления дорожным строительством, коррупция и бесхозяйственность.
Свое предложение по возобновлению массового строительства дорог с легкими покрытиями 30.06.14 г. я направил президенту РФ, так как не вижу других инстанций, способных сдвинуть с места эту проблему.
До адресата письмо, конечно, не дошло, а Управление президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций сообщило, что мое предложение направлено в Минтранс России, которое и должно дать на него ответ.
Минтранс 7.08.14 г. написал мне, что строительство «щебеночно-глинистых» (а не дорог с разнообразными облегченными покрытиями, как я предлагаю) «имеет ряд положительных и отрицательных (по сравнению с чем?) факторов...» При этом накручиваются и как бы короткий срок службы (100 и более лет – это короткий?), и «ряд ограничений по обустройству дороги техническими средствами» (интересно, какими и почему?), «организацией дорожного движения» (в чем?). В заключение Минтранс все же подтверждает мое мнение, что «применение «легких» дорожных покрытий... возможно… на (нефедеральной) сети автомобильных дорог...», что и я предлагаю, только не как возможное, а как НУЖНОЕ!
Далее в ответе говорится, «...во исполнение поручения Правительства РФ от 26.10.13 г. ...уже разработан и в настоящее время проходит процедуры согласования Свод правил по проектированию и строительству таких дорог (прошло более 2 лет, а воз и ныне там). Но и это не конец: «...только после согласования и утверждения этого Свода правил может начаться проектирование дорог с малой интенсивностью движения (это когда же?), ...что обеспечит ускоренный рост строительства местных автомобильных дорог...»
Но ведь из одной только этой бумаги дорогу все равно не построишь. Как и кто будет материализовывать подготавливаемый Свод правил? В ответе – ни слова.
Тогда я решил написать в Минтранс еще раз и попросить все-таки ответить, как практически будет решаться вопрос об «...увеличении объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования... в два раза по сравнению с периодом 2003–2012 гг.».
На это Минтранс просто продублировал свой первый ответ, чем вынудил меня направить ему третье письмо.
Такое же направил и Управлению администрации с надеждой, что высокостатусная структура обратит внимание Минтранса на недостаточность его намерений и действий в дорожном строительстве.
Моя настойчивость в серьезном рассмотрении вопроса о развертывании массового строительства дорог с легкими дорожными покрытиями закончилась твердым ответом Администрации Президента РФ: «...переписка по вопросу применения в дорожном строительстве щебеночно-глинистых дорожных покрытий (искажено администрацией) прекращена».
Демократия. Свобода слова. Права. Народовластие. Эти слова и понятия живут практически и в уме, и в душе каждого из нас, формируя чувство патриотизма и желание участвовать в улучшении дел в стране. В то же время на этом пути лежит немало препятствий и всяческих ограничений. Очень жаль, что одним из непробиваемых препятствий народной инициативы в данном случае оказались государственные органы. Их работникам, славшим бюрократические, подчас безграмотные отписки, я бы пожелал подать в отставку и освободить место здоровым силам деловых людей.
* * *
В переписке с чиновниками администрации я даже воспользовался аргументами большого патриота своей страны – поэта Роберта Рождественского. В свое время и он настаивал на реализации «самой трудной мечты» (строительства дорог), за что считал «можно отдать и жизнь».
Р. Рождественский:
Все когда-нибудь делают шаг за порог. Жизнь у всех – на дорогах бренных...
А мечтаю я о пятилетке дорог. Не абстрактных, вполне конкретных...
Вы прислушайтесь: души людские томя, в черноземах и в глинистой жиже
Стонут в голос, воют, ревут ревмя на конкретных дорогах машины!
Даже если какая беда пришла, то доехать в средине марта
От села одного до другого села – ни рессор не хватит, ни мата!..
Понимаю, что очень огромна страна, допускаю, что мы – не боги.
Знаю в слове «до-ро-га» звенит цена, – дорогие нынче дороги!..
А далекие рейсы, будто на приз, – («Доберется, авось не утонет...)?!
Разве долгий подвиг – шоферский риск – ничего не стоит?!
А колдобины на ежедневном пути – (чуть расслабишься – треснет шея)…
А сама невозможность проехать, пройти?! Разве это дешевле?
Не хочу, торопясь, предвещать закон, сгоряча городить напраслину.
Но в Державе такой, в Государстве таком бездорожье – уже безнравственно!
Это – факт! И дело не в чьей-то молве. Я намеренно не стихаю.
Не стихи пишу – хриплым криком кричу. Не себе прошу – для Отчизны хочу.
Для нее – океанами стиснутой, драгоценной, одной, единственной!
Для которой мы трудимся столько лет, для которой поем и печалимся...
Недоступного нет, невозможного нет, если только миром навалимся!
Если только – с сердцем, с умом, с душой...
И Дорога наша сквозь время, та, которая пишется с буквы большой,
Станет к нашим потомкам добрее!..
Всей наивностью этих спешащих строк, всею ширью Земли, всею далью
Я мечтаю о пятилетке дорог, – самой трудной мечтой мечтаю.
За такое можно отдать и жизнь, если это приблизит сроки…
Но и страстное поэтическое слово чиновников не проняло!