Я многолетний подписчик и читатель нашей любимой народной газеты и горжусь тем, что 10 и 9 лет назад в газете были опубликованы два моих рисунка. Посылаю Вам свою статью «Голос «детей войны», в которой отражена лишь личная моя позиция. Но я очень надеюсь, что мои сотоварищи из поколения «детей войны» будут со мной согласны.
Хотелось, чтобы голос «детей войны» прозвучал со страниц газеты «Советская Россия» в этом юбилейном году.
Г.С
* * *
75 лет назад, 22 июня 1941 года, гитлеровская фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, страну, в которой мы родились и жили, которую мы любили и называли Родиной. Именно в этот день, называемый сейчас Днем памяти и скорби, я начинаю эти записки.
Я один из миллионов еще живущих свидетелей Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков. Нас называют «дети войны», хотя все мы уже старики, а многих уже нет на этом свете.
Мы видели войну детскими глазами и воспринимали детским сознанием. Она навсегда запечатлелась в нашей памяти, и теперь ее образы временами возникают внутри нас. Они волнуют и просятся наружу. Хочется рассказать о пережитом окружающим, и прежде всего родным и близким, чтобы что-то осталось в их памяти, в памяти их детей и внуков, а не ушло вместе с нами в небытие.
Дети по-разному видели войну. На оккупированных врагом территориях они страдали вместе со взрослыми, пройдя через все ужасы массовых казней фашистами мирного населения и ад нацистских концлагерей. Невозможно без боли смотреть на военные фотографии, где лица детей за колючей проволокой Освенцима. Миллионы замученных и погибших уже никогда не расскажут об этом.
В прифронтовых зонах и осажденных городах дети не видели врага в лицо, но они видели вражеские самолеты с крестами на фюзеляжах и свастиками на хвостах, днем или во время ночных налетов в перекрестиях лучей прожекторов, они слышали вой сирен воздушной тревоги и баханье зениток, визг и грохот разрывов фашистских бомб. Они тушили зажигалки на крышах домов. Как и все, они голодали и терпели лишения, но твердо верили: фашистов победим!
В глубоком тылу дети ничего этого не видели, но ежедневно и ежечасно они ощущали пульс войны, ее напряжение. В города прибывали эшелоны с ранеными, которых размещали и лечили во вновь созданных госпиталях. Разворачивались и запускались оборонные заводы, эвакуированные из западных областей страны. В короткие сроки они начинали выпуск вооружений и боеприпасов для Красной армии. Подростки 13–14 лет работали на этих заводах наравне со взрослыми.
На полях колхозов и совхозов подростки, заменив отцов и старших братьев, ушедших на фронт, работали трактористами и комбайнерами. Те, что помладше, помогали на прополке, сенокосе, на огородах и фермах.
Ежедневно взрослые и дети жадно вслушивались в голос Ю. Левитана, читавшего сводки Советского информбюро о текущих событиях на фронтах. Новости то радовали, то огорчали, но лозунг тех лет «Всё для фронта, всё для победы!», как боевой клич, воодушевлял и объединял людей, давал им новые силы. И они работали, внося весомый вклад в дело разгрома врага.
* * *
Но в те суровые времена были не только испуганные и страдающие дети. Вместе со взрослыми 12–14-летние подростки-партизаны, «сыны полков», партизанские связные и подпольщики отважно боролись с фашистской чумой. По детским воспоминаниям написаны книги «Детство, опаленное войной», «Дети войны – 1928–1945», «Мы вошли в жизнь через двери войны» и многие другие.
На тему о военном детстве создавали свои произведения и художники. В трудном 1942 году известный еще в довоенное время советский художник А. Пластов написал и показал на выставке в Москве свою знаменитую картину «Фашист пролетел». Сраженный пулеметной очередью мессера мальчик-пастушок, лежащий среди травы и кустов типично русского мирного пейзажа, заставлял зрителей, переполненных болью и гневом, подолгу стоять у картины. На Тегеранской конференции глав государств антигитлеровской коалиции в 1943 году Сталин показал эту картину Черчиллю и Рузвельту. Она произвела на них огромное впечатление и, возможно, способствовала принятию решения об открытии союзниками Второго фронта.
Вслед за Пластовым художники Студии имени М. Грекова создали целую серию картин: «Дети Сталинграда», «Тульский Гаврош», «В метро во время тревоги», «В плену» и многие другие.
Особенно хочется отметить еще одну форму детского восприятия войны – дневники. Они были написаны в разных местах – в блокадном Ленинграде, в захваченных врагом городах и селах страны. Сотни детских дневников собраны, опубликованы и стали общественным достоянием. Простым детским языком дети рассказывают нам о трагических событиях, свидетелями которых они были. И теперь голоса этих детей будут звучать для поколений. Хотелось, чтобы как можно больше воспоминаний и ныне живущих «детей войны» тоже не были забыты.
* * *
Немного о ветеранах. Они нам очень близки и дороги, потому что они – наши отцы и старшие братья. Ветераны Великой Отечественной войны – это уникальное поколение советских людей. Седовласые герои, сейчас им за 90 лет, и с каждым годом их становится все меньше. Они уходят, не все рассказав. А рассказать им было и есть о чем. Массив информации о событиях, непосредственными участниками которых они были, огромен. Но, к сожалению, многое из этого потеряно уже навсегда.
Помнится, как в годы еще неоконченной войны возвращались с фронта домой комиссованные инвалиды – кто без руки, кто без ноги, а кто и без обеих, оглохшие, ослепшие, с осколками во внутренностях. Как правило, они мало рассказывали о своей войне. Воспоминания приносили моральные страдания, и о них старались поскорее забыть.
После Победы ситуация изменилась. Вернувшиеся домой радостные и воодушевленные фронтовики охотно рассказывали родным и близким, соседям и на работе о своих боях и походах. Они были в центре всеобщего внимания и всенародного уважения. Фронтовики выступали с воспоминаниями перед школьниками и студентами, давали интервью журналистам.
Помню, с каким почтением мы – первокурсники – относились к нашим товарищам – студентам, прошедшим войну, с каким восхищением мы смотрели на их боевые награды. Многие из фронтовиков («окопные лейтенанты») стали писателями и написали книги о войне. Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» была первой. Потом появились произведения писателей-фронтовиков В. Астафьева, Г. Бакланова, Ю. Бондарева и других. Замечательные советские кинофильмы об Отечественной войне были сняты по литературным произведениям и воспоминаниям фронтовиков.
Жаль, что не удалось сохранить многое, о чем еще могли бы поведать потомкам наши героические ветераны. Ветераны – особые люди. Пройдя горнило, наверное, самой жестокой и кровавой войны в истории, они стали другими. Война закалила их и укрепила в осознании выполненного долга, совершенного правого дела.
Но сейчас им тяжелее всех. Они в недоумении и растерянности. Всё, что творится в стране на их глазах в последние 25 лет, вызывает непонимание и шок. Советского Союза, сынами которого они были на и защиту от врага которого грудью встали в 1941-м, уже давно нет. То, за что они боролись и проливали кровь, разрушено, а Красное Знамя СССР, под которым они воевали, затоптано в грязь.
Страна оказалась захваченной кучкой предателей и алчных олигархов – капиталистов, для которых нажива и личное обогащение – прежде всего. Компрадорская буржуазия хозяйничает в экономике и финансовой сфере, продолжая грабить население налогами, поборами, высокими ценами и тарифами. Пропасть между богатыми и бедными с каждым годом углубляется. Народ нищает, а олигархов становится все больше.
Моральные устои общества рушатся, а молодежи прививают «западные ценности». Наука, медицина и образование поставлены оптимизаторами в неприемлемые условия и находятся на стадии выживания. Советская основа промышленности и сельского хозяйства уничтожена.
Можно еще долго перечислять разрушительные последствия правления либерально-буржуазной администрации за последние годы. «Случилось то, чего не сумел добиться даже Гитлер, – с горечью говорят ветераны, – страну оккупировал наглый, безжалостный враг». Происходит невероятное. Трехцветный флаг предателя Власова, под которым соединения РОА (так называемой Русской освободительной армии) вместе с вермахтом воевали с Красной армией, – теперь флаг Российской Федерации. Поставлен памятник Колчаку, наемнику Антанты и душителю Сибири в годы Гражданской войны. Установлена памятная доска пособнику Гитлера в блокаде Ленинграда финскому генералу Маннергейму. А на Красной площади в дни праздника Победы 9 мая исторический Мавзолей В.И. Ленина драпируют фанерными щитами. На все это смотреть спокойно невозможно. Но бороться с новоявленным врагом, ведущим страну к гибели, и победить его, как в сорок пятом, у ветеранов уже нет никаких сил. И они уходят. Уходят в свой Бессмертный полк, унося с собой свою войну, свои возмущения и протест, свою горечь от собственного бессилия.
* * *
Все вышесказанное о ветеранах по праву относится и к нам, «детям войны». Вслед за ветеранами уходим и будем уходить мы. Скоро и нас тоже будут пересчитывать по пальцам. А закон о статусе «детей войны» до сих пор не принят. Уже в который раз вносимый в Госдуму коммунистами проект закона блокируется большинством от партии власти.
Как и ветераны, мы переживаем за судьбу страны, которую нынешнее руководство ведет неправильным, губительным курсом. Мы также возмущены антинародными действиями правительства, разгулом криминала и коррупции во властных структурах. Многие из нас так же уходят, не все рассказав, и так же уносят с собой боль и горечь от бессилия что-либо изменить к лучшему в нашей жизни.
Но так поступают далеко не все. Большинство наших товарищей не отчаялись и не пали духом. Они ведут активный образ жизни, организовывают и возглавляют на местах отделения общественного движения «Дети войны», которое ширится и крепнет по всей стране. Они встречаются с людьми, рассказывают им о своей войне и пишут о ней, добиваются, чтобы голос «детей войны» звучал и сегодня, и в будущем. И самое главное – они делают полезную, нужную работу для людей. Ведь именно по инициативе этих активистов законодательные органы в ряде регионов страны приняли местные законы об оказании пусть небольшой, но реальной помощи «детям войны».
Дорогие товарищи поколения «детей войны»! Нас, ныне живущих, – миллионы. Это большая сила. Пока мы живы, мы должны использовать наш жизненный потенциал не только на сохранение наших воспоминаний о прошлой войне, но и на конкретные дела настоящего и будущего нашей страны, направленные на ее благо. Вспомните, как в военные годы мы верили, что фашистов победим. И они были побеждены. В нынешнее непростое время не поддавайтесь унынию. Не теряйте веру в то, что трудности непременно должны закончиться. Способствуйте тому, что поможет нашему народу преодолеть лихолетье.
Наша страна в глубоком кризисе. Сейчас есть только одна сила, способная вытащить ее из кризиса и направить на правильный путь возрождения. Это КПРФ – Коммунистическая партия Российской Федерации. У нее ясная и реально выполнимая антикризисная программа из 10 пунктов. Но чтобы воплотить эту программу в жизнь, КПРФ должна увеличить свое представительство в Госдуме.
Если мы, «дети войны», поддержим кандидатов-коммунистов на предстоящих в сентябре выборах, то КПРФ сумеет спасти нашу страну от неминуемого краха. Давайте отдадим каждый свой избирательный голос за КПРФ. И это будет наш значительный вклад в новую Победу народа. Ведь и сейчас, как тогда, в сороковые, наше дело правое, а значит, мы должны победить.