Вчера сборная России в очередной раз досрочно завершила свое выступление на футбольном международном турнире. Вновь, как и раньше, поднятая шумиха до и после матча века (жизни) захлестнула теле- и радиоэфиры. Идут бесконечные обсуждения с приглашением «экспертов» и мусоливанием двух вопросов, когда-то поставленных русским классиком. И всё – впустую. Всё зря!
Лично у меня судьба сборной во Франции никаких сомнений – а уж тем более игра – не вызывала. И уверенность моя, что футболисты едут на край Европы только на три матча, была непоколебима еще задолго до начала чемпионата.
Заявления тренера Семака перед матчем с Уэльсом, что игроки сборной будут умирать, но обязательно победят, и слова Глушакова про вспаханное поле вызывали в моей душе не гордость за отчаянных парней, а легкую улыбку. И действительно, никого на носилках не выносили, а после их «пахания» на этом поле даже сорняки не вырастут.
Поймите меня правильно: я не осуждаю действия игроков. В таких случаях всегда вспоминается, как часто просят не ругать пианиста. Они не виноваты. Они просто не могут играть на международном уровне. И тренер не виноват. Он работал и лепил из того материала, что смог достать. И не его вина, что материал оказался ненадежным. Слуцкому из кого было выбирать? Вы, уважаемый болельщик, сможете назвать две кандидатуры на каждую позицию в нашей команде? Дидье Дешам за бортом чемпионата оставил Матьё Вальбуэна именно из-за бешеной конкуренции.
Правило комплектации сборной простое: в главной команде играют лучшие игроки клубных команд. Костяк российской сборной – это игроки ЦСКА и «Зенита». Кто лучшие игроки в этих клубах? Навскидку: Тошич, Муса, Ломбертс, Кришито, Витцель, Халк… Убери всех легионеров из ведущих российских клубов – и почти каждого постигнет участь московского «Динамо».
И вот тут над горизонтом всплывают и поднимаются в зенит (простите за каламбур) деньги. Для руководителей (читай: хозяев) команд отечественной Премьер-лиги престиж сборной – почти пустой звук. Они, вкладывая деньги в покупку легионеров (практика зачастую показывает, что не все легионеры стоят таких денег), в первую очередь, думают о своих амбициях: о том, чтобы их команда за счет купленных игроков как можно выше поднялась в турнирной сетке; чтобы как можно быстрее попала в европейские кубки; чтобы от этого больше прибыли получать – набить свою мошну.
Зачем открывать детские футбольные секции (я не говорю: платные или бесплатные – хоть какие-нибудь), восстанавливать отечественную тренерскую школу, выстраивать систему воспитания достойной смены нашим неудачникам-ветеранам? Толстосумам это ни к чему. И никто из них, по моему глубокому убеждению, не вспоминает о сборной. Для этих функционеров не существует такой команды под названием Сборная Россия. У них другие интересы.
Вот «Челси» и «Шальке» – это команды. Это – многолетняя перспектива денежного обогащения. Это – системное развитие клубного футбола. А то, что этот футбол английский и немецкий (где, кстати, система подготовки игроков для клубов, а в перспективе и для сборной, отлажена и работает как швейцарские часы)– так это их личное дело. Это – их игрушки, их хобби.
А в России футбола нет.
Те игроки, что продолжат свое выступление во Франции, имеют за плечами многолетнюю практику игр в плей-офф лиг Европы и Чемпионов. У них такие закалка, характер и воля, что нашим и не снились.
А то, что в России футбола нет, я с этим согласен. На ближайшие два года о сборной можно забыть.
И какого бы тренера, за какие бы деньги ни пригласили с завтрашнего дня формировать новую команду, ничего у него не получится. На просторах некогда необъятной родины растет не футбольное поколение.
Да, они играют в клубах, да, они зарабатывают немалые деньги. Для се6бя. А в сборной (речь не о «привидениях» в Тулузе, а вообще о понятии) играют за страну. Но у наших сборников, видимо Евро – это в первую очередь денежный знак, а больше очередей у них и нет.
И в заключение. Хотелось бы услышать вразумительное объяснение ответственных лиц, кто принимает решения о проведении Чемпионата мира 2018 года в России. Скажите, что для вас было главным в этом желании? Показать всему обществу, что наша команда достойно выступит на домашнем мундиале и дойдет, как минимум, до четвертьфинала; что российские игроки будут показывать высокий, мировой уровень игры, от которой никому в стране не будет стыдно; что мировые звезды футбола после окончания чемпионата забудут про америки и катары и ломанутся играть за российские клубы, так как за эти два года уровень футбола взлет к тем высотам, с которых не стыдно проводить грядущий мировой форум? Или вам наплевать (простите) на престиж сборной, на то, как она будет выглядеть на фоне других команд, а главное – это денежный поток, что горной рекой хлынет в ваши карманы?
А то, что сборная через два года выступит еще хуже, чем сейчас, это, как говорится, и к гадалке ходить не надо. Ни в одном товарищеском матче, что предстоит обновленной команде провести на пути к домашнему чемпионату, не будет тех страстей, какие кипят в горнилах отборочного турнира. Как они будут набираться опыта игры «на разрыв», если против них ни один соперник не будет выкладываться в полную силу?
Во всем этом для вас, руководителей Российского футбольного союза, есть маленький плюс – можете сэкономить деньги за досрочное возвращение сборной с чемпионата: игроки сами на автобусах и электричках доедут до дома.
Игорь ХОВАНСКИЙ
г. Красногорск,
Московская обл.