Высший судебный комитет по выборам Сирии подвел окончательные итоги голосования в Народный совет. Как сообщил представитель сирийского центризбиркома Хишам аш-Шаар: «Право голосовать внутри Сирии имели 8 миллионов 834 тысячи 994 человека, из них проголосовали 5 миллионов 85 тысяч 444 человек, что составляет 57,56%». Он считает, что столь активная явка говорит о высокой национальной сознательности сирийцев и их верности конституционному долгу.
Действительно, если учесть, что множество сирийцев из-за военных действий покинули страну или находятся на подконтрольных террористам территориях, где голосование не проводилось, явку можно назвать феноменальной. В любом случае, абсолютное большинство граждан Сирии выразили свою волю.
Выборы в парламент проводились на многопартийной основе в соответствии с конституцией, утвержденной на референдуме 26 февраля 2012 года. Народный совет состоит из 250 депутатов. По официальным данным, убедительную победу на выборах одержал блок Национальный прогрессивный фронт, который поддерживает президента Асада. Его кандидаты получат 200 мандатов в Народном совете. В этот блок входит правящая президентская партия БААС, Социалисты-юнионисты, Коммунистическая партия Сирии и Сирийская коммунистическая объединенная партия, «Национальный пакт» и Арабский социалистический союз.
Еще 50 мандатов распределятся между левоцентристским блоком Народный фронт за перемены и освобождение, который представляет часть внутренней оппозиции Сирии, а также беспартийными кандидатами.
Эксперты назвали состоявшиеся выборы политическим успехом Башара Асада, которому вне зависимости от итогов переговоров в Женеве удалось уберечь Сирию от вакуума власти. Однако Запад и поддерживаемая им часть сирийской оппозиции отнеслась к выборам негативно, назвав их «нелегитимными».
Ответом на последние успехи сирийской власти, как на политическом, так и на военном фронтах, стал демарш в Женеве одной из таких оппозиционных групп – Высшего комитета по переговорам (ВКП). Глава ВКП Риад Хиджаб заявил, что он и его сторонники намерены покинуть Женеву в ближайшее время.
Недовольство ВКП вызвал провал на переговорах их позиции по отставке Башара Асада. Несмотря на то, что представители комитета уже несколько месяцев требуют от сирийского президента покинуть свой пост, тот продолжает руководить страной и армией, которая развернула масштабное наступление против террористов в Алеппо. Боевые действия против террористов, а также проведение выборов особенно не нравятся так называемой умеренной оппозиции.
Руководитель официальной правительственной делегации Сирии Башар Джаафари назвал действия ВПК безответственными и провокационными. Он также заявил, что комитет пошел на поводу инструкций Саудовской Аравии и Турции.
В случае отъезда комитета из Женевы можно будет говорить о полном провале переговоров. Между тем, по последним данным, часть делегатов ВПК пока не готовы покинуть переговоры, а говорят лишь о паузе.
Тем временем «умеренная оппозиция» продемонстрировала свое лицо и в самой Сирии. Около 10 ее группировок заявили о выходе из перемирия и развернули наступление. Среди вышедших из перемирия «Свободная сирийская армия», а также «Ахрар аш-Шам». Несмотря на то, что эта группировка является подразделением «Аль-Каиды», Запад и ООН не рассматривают ее как террористическую.
На севере провинции Латакия правительственные войска при поддержке бойцов отряда спецназа «Ястребы пустыни» и морских пехотинцев перешли в контрнаступление против бывших «умеренных», теперь открыто действующих в связке с террористами, и при поддержке артиллерии заняли стратегически важные высоты в районе города Кабана. В других районах северной Латакии ситуация остается сложной. В ряде мест сирийская армия вынуждена оставлять занимаемые позиции и отходить.
Выход из соглашения о прекращении огня в Сирии какой-либо группы дает ООН повод расширить списки террористических группировок, полагает министр иностранных дел России Сергей Лавров. Однако вряд ли страны Запада, в том числе члены СБ ООН, объявят террористами тех, кого сами же поддерживают. Так что будущее Сирии по-прежнему решается на линии фронта.
Павел СВИРИДОВ