Самолетам российских ВКС удалось освободить из ледяного плена Северную Двину и Сухону. Вода постепенно уходит из затопленного Великого Устюга и окрестных сел. А городок Красавино вообще удалось отстоять. «Если бы наши власти начали шевелиться раньше, возможно, бедствие и не приняло бы такого размаха», – говорят местные жители.
Теперь «большую воду» ждут в Архангельской области. В городе Котлас объявлена чрезвычайная ситуация. Пока подтоплений нет, однако в опасной зоне два городских микрорайона, частный сектор и лесобаза.
Всего же в 18 российских регионах в зоне подтопления оказалось 119 населенных пунктов, пострадало около пяти тысяч жилых домов. Об этом президенту доложил глава МЧС Владимир Пучков, который накануне лично руководил операцией по борьбе с паводком на Вологодчине. Но опасных территорий, где не могут справиться с наводнением, много – всюду министра не пошлешь. А ситуация столь серьезна, что на нее посчитал нужным обратить внимание Владимир Путин. Он потребовал от глав регионов «напряженно трудиться» и «лично заниматься решением проблем, никому их не переадресовывая».
Если бы власти заранее озаботились подготовкой к сложной паводковой ситуации, возможно, многих негативных последствий, а значит, и огромных убытков, удалось бы избежать. Причиненный ущерб еще предстоит оценить, тем более наводнение продолжается. Но уже ясно – он будет велик.
Так, в Свердловской области водой повреждено около 80 домов, затоплено 318 дворов. Под водой оказались 12 мостов, в результате чего отрезано от «большой земли» 30 населенных пунктов. Самая тяжелая обстановка сложилась в городах Ирбит и Верхотурье. Вышедшая из берегов река Ница оставила десятки жителей Ирбита без крыши над головой. Всего жителей, которым потребуется помощь в восстановлении жилья, в области более 400.
В Омской области первая волна паводка прошла еще месяц назад после резкого потепления. В середине апреля ситуация вновь ухудшилась. По словам губернатора Назарова, подтоплению подверглись 800 домов и почти полторы тысячи приусадебных участков. В настоящее время дома подтоплены в 15 районах области.
Город Ишим Тюменской области постепенно возвращается к нормальной жизни. По данным МЧС, здесь подтоплено 507 домов. Затопленными оказались ишимский конный клуб «Кентавр» и мини-зоопарк «Ноев Ковчег». К счастью, животных удалось вывезти в безопасное место. Сейчас вода ушла из трети поверженных домов. Люди постепенно возвращаются, пытаются привести в порядок свои жилища. Сотни волонтеров убирают город от мусора.
А вот в Пермском крае самые тяжелые дни еще предстоят. Сюда пришла вторая вода паводка. В городе Кудымкар река Иньва поднялась на 6 метров, теперь под водой дома трех микрорайонов (их более 450), коттеджи, огороды, магазины, стадион. Горожане передвигаются по улицам в резиновых лодках. Затоплены земельные участки, которые выделили для строительства многодетным семьям, а также дома переселенцев из ветхого жилья. Теперь и новое их жилье, скорее всего, станет непригодным. «У кого ума хватило сунуть нас сюда, в зону затопления? Получается, государство просто деньги на ветер выкинуло», – говорит жительница одного из таких домов. В Кудымкаре надеются, что старую дамбу не смоет, иначе и вовсе катастрофа. А городская администрация уверяет, что деньги на строительство новой уже выделены, осталось только найти подрядчика.
Буквально во всех регионах, где разгулялся паводок, его причинами называют невиданные стихийные катаклизмы: где-то очень рано потеплело, где-то выпало рекордное за 50 лет количество снега и т.д. Помнится, и в 2010 году катастрофические пожары в России объясняли «самой страшной за тысячу лет жарой». Однако тогда выяснилось, что причина бедствий – в разрушении за последние два десятилетия лесной службы и пожарной охраны. Похожая ситуация и ныне. Дело в запущенной инфраструктуре, на поддержание которой у местной власти нет денег, а у федеральной желания – находятся расходы поважнее. Вот и не следят за руслами рек, состоянием дамб и стоков, мостами. Да еще разрешают строительство в прежде запрещенных в целях безопасности местах.
Ну а пострадавшим не только от стихии, но и от безответственности властей хождения по мукам еще предстоят. Тут не поможет и президентское внимание, которое наверняка скоро отвлечет другое ЧП. Вот уже два года жители девяти двухэтажек в селе Шульгинка Алтайского края не могут добиться, чтобы их дома хоть как-то отремонтировали после сильнейшего наводнения мая 2014 года. А ведь на восстановление были выделены значительные средства. Тогда же много говорилось о необходимости превентивных мер для предотвращения подобных бедствий Но, как уже очевидно, все ограничилось словами, системных мер так и не принято.
Е. ЮРЬЕВА
с. Смирновка, Омская область