Памяти Героя Советского Союза
Ивана Михайловича Гусева
За журавлями следом каждый год
Уходят в вечность светлую герои,
Один, бывало, дверь мою откроет,
Совсем не по-державному войдет.
Присядет сбоку, глянет мне в глаза,
А вижу — смотрит мимо, мимо!
— Иван Михайлыч, будет ли гроза —
С утра палит сегодня нестерпимо?
— Бог знает, будет ли, — ответит мне
И вспомнит, как парило в сорок третьем,
Как танки шли с крестами на броне
И воздух был насквозь пропитан смертью...
— Вот, помню, скажет, — случай был со мной,
Ползу к передовой вручать билеты.
Вдруг пламень брызнул огненной стеной,
И ничего — ни грохота, ни света...
Очнулся: ночь... И тихо так кругом...
Превозмогая боль, пополз обратно,
В ушах звенит, в глазах всплывают пятна,
К рассвету затемно дополз с трудом.
Боец — за автомат, да видит: свой!
В охапку сгреб — и вырваться едва ли:
Эх, Ванька, черт, да ты — живой! Живой!
А нам замену за тебя прислали...
Вот так... Бывало все, — вздохнет: — Пойду...
А дождь наверно будет — ближе к ночи,
Недаром и палит, и жарит что есть мочи,
Как в том, далеком, огненном чаду...
Он снова в мыслях — в той, своей, дали...
Прижмусь к нему... А век прожить — едва ли...
Пока он на земле, покуда журавли
Его в полет высокий не позвали...
Время от времени попадается мне на глаза эта удивительная фотография, и я долго, глядя на нее, пытаюсь понять: в чем сила ее? Какой, пока неведомый мне, смысл и подтекст скрыт в ней? Какая завораживающая тайна в этом, казалось бы, обыкновенном снимке?
БЕЗУСЛОВНО, это удачный кадр и сделан он талантливым фотохудожником. Найден интересный ракурс с точки зрения композиции. Ощущается некая «симметрия» снимка, от фотографии веет высоким жизненным оптимизмом. «Живы»! – поставил бы я подпись под снимком, глядя в улыбающиеся и сияющие жизнелюбием лица уже немолодых людей, прошедших кровопролитную и беспощадную войну. Они и до сих пор, кажется, не верят, что выжили, что победили смерть... Потому и радуются как дети. А выжить в том пекле им было почти что невозможно.
О том, как они воевали, как не думали в пылу боя о жизни и смерти, красноречиво говорят Звезды Героев Советского Союза на груди каждого из них.
Встретились однополчане. Встретились в мирные дни, спустя десятилетия после Великой Победы! Радуются встрече, весеннему солнцу, тому, что живы. Они давно знакомы – с той самой войны, с того фронта, на котором вместе воевали. В одной армии, в одной дивизии... А фронтовая дружба – она навсегда!
Получил я эту фотографию, как и другие военные снимки, бережно хранящиеся у меня, из рук моего земляка Героя Советского Союза Ивана Михайловича Гусева, с которым свела судьба в последние годы его жизни. К тому времени из более чем полутора сотен владимирцев – героев Советского Союза в живых оставалось всего двое: Иван Михайлович и не менее легендарный старшина-бронебойщик, участник Парада Победы Павел Степанович Маштаков.
Об И.М. Гусеве я слышал давно, еще в начале семидесятых годов, когда в одном из райкомов комсомола нашей области занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи. Иван Михайлович в то время, как один из самых именитых владимирцев, возглавлял областной штаб Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам боевой и трудовой славы советского народа. Приходилось встречаться по многим торжественным поводам: открытие финальных игр «Зарница», областные комсомольские конференции, молодежные слеты и другие случаи. Мы с ним запечатлены не на одной подарочной фотографии тех лет: я среди делегатов торжественного мероприятия, он на первом ряду – среди почетных гостей...
Через тридцать лет судьба подарила мне возможность близко познакомиться с Иваном Михайловичем и дружить с ним, поддерживая теплые отношения. Неугомонный человек, армейский политработник, он всю свою жизнь был в идеологическом активе области, входя во многие комиссии и советы, в том числе и при губернаторе области. Не проходило месяца, чтобы я не видел его в стенах нашего «Белого дома». Ряд областных комиссий: по реабилитации жертв политических репрессий, «по помилованию» и некоторые другие заседали обычно на первом этаже – в зале информационно-методического кабинета, которым я заведовал последние шестнадцать лет. Иногда случалось так, что к назначенному времени заседания комиссии зал оказывался занят, и тогда Ивана Михайловича приводили через другой вход в мой кабинет, отгороженный стенкой от большого зала, но соединенный с ним дверью, и просили приютить Героя, пока не освободится помещение. Так, находясь вдвоем, слово за слово, коротая время, разговорившись, и познакомились мы с ним однажды на всю оставшуюся жизнь! Жаль только, что очень поздно это произошло...
И даже тогда, когда совещания проходили «наверху», у губернатора, Иван Михайлович, к его чести, не упускал возможности заглянуть ко мне, чтобы раздеться и отдышаться с дороги, а через пару часов перед отправкой домой, в ожидании машины, успевал многое поведать мне из того, чем я сейчас горжусь и бережно храню в памяти – о своей военной молодости. А поведать ему было о чем.
Он родился 6 октября 1922 года в деревне Старые Омутищи Петушинского района Владимирской губернии в крестьянской семье. В те тяжелые годы смог получить среднее образование. Дважды поступал в аэроклуб, но не прошел по здоровью. Мобилизован 13 августа 1941 года. Был направлен в Ульяновское училище связи, из которого переведен в пехотное училище. В 1942 году окончил курсы младших политруков. На фронте с августа 1942 года в должности помощника политрука роты. Воевал на Калининском, Юго-Западном, Степном, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Принимал участие в освобождении Украины, Молдавии, Югославии, в боях в Болгарии и Венгрии.
Нередко у некоторых бытует неверное представление о том, что политруки – больше штабные работники. Беседы с бойцами в перерывах между боями, лекции, политинформации... А то, что олицетворением многих из них является собирательный образ политрука с пистолетом и планшеткой через плечо, рванувшегося впереди поднятой им роты в атаку со словами «За Родину! За Сталина!» с легендарного фотоснимка времен Великой Отечественной войны, забывают. Так же, как и забывают о политруке Клочкове с его бессмертными словами: «Отступать дальше некуда – позади Москва!»
Комсорг 429-го стрелкового полка (52-я стрелковая дивизия, 57-я армия, 3-й Украинский фронт), старший лейтенант Гусев в ночь на 13 апреля 1944 года в составе первого эшелона переправился через Днестр в районе села Бычок Григориопольского района Молдавии. Принимал участие в захвате, удержании и расширении плацдарма на западном берегу реки. В ответственный момент боя при штурме высоты поднял роту в атаку. Лично уничтожил десятки гитлеровцев.
Он был дважды ранен. Его кровь есть на земле многострадального Донбасса, где получил первое ранение и контузию в феврале 1943 года. Второй раз был ранен в начале 1945-го в боях у венгерского озера Балатон.
Иван Михайлович с теплом вспоминал, как в первые дни сентября 1944 года вступили на территорию Болгарии, как восторженно встречали местные жители своих освободителей. Мог ли он тогда предположить, что мы доживем до такого дня, когда будет предана сомнению скрепленная общей кровью победа над врагом и фронтовая дружба двух братских народов?!
В те дни, освобождая Болгарию, узнал Иван Михайлович о присвоении ему звания Героя Советского Союза. В очередном письме на родину сообщил о награде. И вот через очень короткое время получил ответ из дома с поздравлениями от земляков. Удивило то, что на конверте стоял штамп отправителя: «Владимирская область, Петушинский район, деревня Старые Омутищи». Вот тебе раз! Уходил на войну из одной области – Ивановской, а возвращаться домой предстоит в другую! Оказывается, чуть более месяца назад в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР была вновь воссоздана Владимирская область.
Иван Михайлович после войны продолжал службу в Вооруженных силах СССР. В 1946 году окончил курсы при Московском военно-политическом училище, а в 1957 году авиационный факультет Военно-политической академии имени В.И. Ленина. Частично осуществил свою давнишнюю мечту – летал на боевых самолетах в качестве стажера-штурмана. Преподавал на Центральных офицерских курсах радиотехнических войск ПВО страны в городе Владимире. В 1978 году в звании полковника уволился в запас.
Он – почетный гражданин города Владимира и области, а также ряда других населенных пунктов России и Украины, награжден пятью орденами и многими медалями, в том числе – «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Он не сидел сложа руки и до конца своих дней активно передавал молодежи свои знания и накопленный жизненный опыт, работая сначала в институте усовершенствования учителей, а затем в профучилище, носящем теперь его имя.
Но вернемся к снимку. Иван Михайлович на нем справа. К сожалению, я не знаю имен и фамилий его однополчан. В свое время не воспользовался диктофоном, боясь нарушить тем самым искреннюю и задушевную атмосферу нашего с ним общения. Понадеялся на память, да она вот начинает подводить... Помню только доподлинно, что все трое – комсомольские политработники разных подразделений одного и того же крупного войскового соединения.
Может быть, кому-то на глаза попадет эта фотография и кто-то узнает на ней своего близкого человека?! А что касается моей памяти, что-то она, конечно, сохранила из того многого, о чем поведал мне замечательный человек, скромный Герой Иван Михайлович Гусев. А я попытался облечь это в стихотворную форму.
***
Умер Иван Михайлович осенью 2007 года, три дня не дожив до своего восьмидесятипятилетия. Похоронен на Аллее Славы городского кладбища...
Вечная память Герою!
Юрий ПАВЛОВ,
писатель
г. Владимир