
Нынешняя, юбилейная, сессия Генеральной ассамблеи ООН, которая сейчас проходит в Нью-Йорке, знаменательна тем, что ровно 70 лет назад государства, победившие фашизм, приняли Устав ООН, подтвердив тем самым стремление навсегда отказаться от войн как способа решения конфликтов и противоречий. Ликование людей, которые усилиями всего мира растоптали гидру фашизма, в тот момент было настолько велико, что во время голосования за Устав зал единодушно встал и разразился аплодисментами. Казалось бы, десятки миллионов жертв, ужасы концлагерей и лежащие в руинах города навсегда должны были положить конец войне. Но через 70 лет мы снова видим и возрождение фашизма, и полыхающие по всему миру пожары войны, и ужасающий террор, и стремление «великих» держав к мировому господству.
Дебаты во время открытия 70-й сессии Генассамблеи ООН четко показали, что мир снова расколот и как никогда близок к войне. Хотя выступающие с трибуны ООН лидеры государств обсуждали и вопросы устойчивого развития, и экологии, и изменений климата, и преодоления бедности, и создания новых технологий, основное внимание было уделено теме глобальной безопасности, без которой невозможна реализация намеченного. Именно здесь стало видно наличие двух совершенно взаимоисключающих подходов к вопросам глобального развития.
Периодически высокомерно вскидывая голову, президент США Б. Обама в течение 40 минут вместо положенных регламентом пятнадцати вещал о величии США и праве Вашингтона диктовать всему миру правила жизни. По его словам, «то, что верно для Америки, верно и для всех демократий». И горе тому, кто думает иначе. Он непременно будет причислен к диктаторам, которые «превращаются в искру революций завтра. Это не заговор НКО, это технологии, соцсети, с помощью которых реализуется неутолимое желание людей повсюду самим выбирать то, как ими должны управлять». Если же «диктаторы» не уходят добровольно, Америка «обладает огромной мощью, и мы не будем медлить в применении военной силы, если помощь понадобится нашим союзникам». Даже само наличие сильных государств расценивается Вашингтоном как вызов: «Наша экономика растет, наши войска в основном вернулись из Ирака и Афганистана, но мы видим дебаты о роли Америки в мире – о том, что значит сила, определяемая оппозицией всех врагов, предполагаемых противников, растущего Китая или поднимающейся России». Другого миропорядка, кроме собственного диктата и гегемонии, США не приемлют в принципе.
Совершенно другой подход прозвучал со стороны России, Китая, Белоруссии, Кубы и ряда других стран. В частности, лидер КНР Си Цзиньпин подчеркнул: «Все страны равны. Крупные и богатые не должны притеснять малых, слабых и обездоленных». Он призвал соблюдать принцип суверенитета, который означает не только нерушимость целостности всех стран, но и их право на выбор собственных социально-общественных систем и путей развития. «Необходимо отказываться от устаревших стереотипов, согласно которым победитель берет все, и есть только выигравшие и проигравшие».
Руководитель китайского государства призвал отказаться от закона джунглей и предостерег зарвавшихся гегемонов: «Те, кто высокомерно применяет силу, поднимает камень, который в конце концов упадет им на ноги». В качестве альтернативного сценария мирового развития Си Цзиньпин предложил «многополярный мир, новые рынки – все это ведет к новым направлениям развития, к новым неумолимым тенденциям истории. Новые технологии открывают мощный потенциал производительных сил и перспективы дальнейшего развития». И сорвал аплодисменты зала, объявив о создании фонда в 1 млрд долларов на поддержку деятельности ООН по развитию и обеспечению мира, создании постоянного контингента в составе 8 тыс. китайских военнослужащих для миротворческих операций ООН и выделении 100 млн долларов Африканскому союзу для формирования резервных сил и ресурсов для реагирования на кризисы.
Собственно, развязывание войн и спонсирование терроризма стало краеугольным камнем дискуссии, где наиболее ярко проявились непреодолимые противоречия двух названных подходов. Комментируя ситуацию на Ближнем Востоке, Б. Обама заявил: «В Сирии диктатор убил десятки тысяч представителей собственного народа. Масштабы этой трагедии затрагивают всех нас, это не просто внутренняя проблема отдельной страны, так же, как и обезглавливание людей «Исламским государством» не является проблемой отдельной страны. Террористам из ИГ не будет убежища нигде, эта сила не должна существовать. Однако военной силы недостаточно, чтобы обратить вспять ситуацию в Сирии. Народ Сирии должен договориться о том, как мирно урегулировать проблему. США готовы работать со всеми, в том числе с Ираном и Россией, чтобы способствовать этому. Однако давайте помнить, с чего все началось: Асад отреагировал на мирную манифестацию массовыми убийствами. Асад и его союзники сегодня не могут удовлетворить большинство людей в стране, должен быть организован процесс перехода от правления Башара Асада к новому правительству. ИГ вышло из хаоса Ирака и Сирии, его существование напрямую зависит от наличия перманентной войны».
Этот подход поддержат, очевидно, и европейские сателлиты США. Французский президент Ф. Олланд уже подчеркнул, что «жертвам и палачам нельзя работать вместе. Асад – причина проблемы и не может быть участником урегулирования».
Подобное фарисейство достаточно жестко разоблачил президент РФ В. Путин. Выступая с трибуны ООН, российский лидер подчеркнул: «После окончания холодной войны – все это знают – в мире возник единственный центр доминирования. И тогда у тех, кто оказался на вершине этой пирамиды, возник соблазн думать, что если они такие сильные и исключительные, то лучше всех знают, что делать. А следовательно, не нужно считаться и с ООН, которая зачастую, вместо того чтобы автоматически санкционировать, узаконить нужное решение, только мешает, как у нас говорят, путается под ногами. Осудив «экспорт революций», В. Путин заявил, что «агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты, да и сам уклад жизни, были просто бесцеремонно разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса – насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся. Так и хочется спросить тех, кто создал такую ситуацию: «Вы хоть понимаете теперь, что вы натворили?»
По мнению президента РФ, «возникший в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки вакуум власти привел к образованию зон анархии, которые немедленно стали заполняться экстремистами и террористами. Под знаменами так называемого «Исламского государства» уже воюют десятки тысяч боевиков. В их числе бывшие иракские военнослужащие, которые в результате вторжения в Ирак в 2003 году были выброшены на улицу. Поставщиком рекрутов является и Ливия, чья государственность была разрушена в результате грубого нарушения Резолюции №1973 Совбеза ООН. А сейчас ряды радикалов пополняют и члены так называемой умеренной сирийской оппозиции, поддержанной Западом. Их сначала вооружают, обучают, а потом они переходят на сторону так называемого «Исламского государства». Да и само «Исламское государство» возникло не на пустом месте: его также поначалу пестовали как орудие против неугодных светских режимов».
В выступлении российского лидера все вещи названы своими именами: «Лицемерно и безответственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования и поддержки террористов, в том числе и за счет наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью, оружием, либо пытаться манипулировать экстремистскими группировками, ставить их себе на службу для достижения собственных политических целей в надежде потом как-нибудь разобраться с ними, а попросту говоря, ликвидировать». Хотя имена виновников вежливо не названы, приведенные примеры расширения НАТО на восток, провокации гражданской войны на Украине, односторонних санкций и т.п. вполне четко на них указывают.
Российского лидера поддержал и белорусский президент А. Лукашенко, в достаточно эмоциональном выступлении подчеркнувший, что «потеря взаимного доверия между глобальными игроками, отсутствие готовности к компромиссам, возврат к элементам блокового противостояния, по сути, поставили мир на грань новой войны. Не прекращаются попытки навязать определенную модель развития другим государствам. К чему это приводит? В результате внешнего вмешательства, экспорта «цветных революций» и искусственной смены режимов прежде всего стабильные страны погрузились в хаос и анархию». В свою очередь, председатель Государственного совета Кубы Р. Кастро, осудив намерение НАТО расширить свое присутствие до российских границ, а также введение односторонних санкций в отношении России и призвав исключить внешнее вмешательство в сирийский кризис, прямо обвинил НАТО и ЕС в гуманитарной катастрофе на Ближнем Востоке и наплыве беженцев.
Период беспрекословного доминирования США на мировой арене, похоже, действительно подошел к концу. Свидетельством тому – резкая активизация российской политики на Ближнем Востоке. Во время выступления в ООН президент РФ В. Путин четко заявил: «Сегодня мы оказываем военно-техническую помощь и Ираку, и Сирии, другим странам региона, которые ведут борьбу с террористическими группировками. Считаем огромной ошибкой отказ от сотрудничества с сирийскими властями, правительственной армией, с теми, кто мужественно, лицом к лицу сражается с террором. Надо наконец признать, что, кроме правительственных войск президента Асада, а также курдского ополчения в Сирии, с «Исламским государством» и другими террористическими организациями реально никто не борется».
Предшествовало этому наращивание военных сил России в Сирии и создание в Багдаде информационного центра для координации борьбы с боевиками террористической группировки ИГИЛ при участии России, Сирии, Ирана и Ирака. Основными функциями центра станут сбор, обработка, обобщение и анализ текущей информации об обстановке в Ближневосточном регионе в контексте борьбы с ИГ, распределение ее по предназначению и оперативная передача генеральным штабам указанных стран. Достигнута договоренность и о создании координационного центра при главном штабе ВВС Израиля для взаимодействия с группировкой ВВС России в Сирии. В конце июня В. Путин также предложил объединиться для борьбы с исламскими радикалами руководству Турции, Иордании и Саудовской Аравии. Также среди сирийцев ходят разговоры, что в коалиционных действиях примет участие и Китай, который уже заявлял о готовности к ударам по ИГ. В Пекине дали понять, что с американской «коалицией, имитирующей полезные действия», Поднебесной не по пути. Отряд ВМС Китая из нескольких эсминцев и фрегатов вошел в Средиземноморье.
Это вызвало настоящую ярость США, которые сразу же поспешили заявить, что альтернативная коалиция может вступить в конфликт с силами, борющимися с ИГИЛ под эгидой Вашингтона. На встрече В. Путина с Б. Обамой, которая состоялась во время сессии Генассамблеи ООН, сторонам так и не удалось достичь компромисса. Комментируя результаты встречи, В. Путин отметил, что «мы с президентом Обамой обсуждали различные аспекты борьбы с ИГИЛ. Вообще, что касается нашего участия, мы думаем, что именно могли бы сделать дополнительно, чтобы поддержать тех, кто воюет против ИГИЛ. Это правительственная армия Сирии и курды». Некоторую ясность внес министр иностранных дел С. Лавров, сказавший, что два лидера не обсуждали создание коалиции как таковой, а говорили о возможностях сотрудничества для решения проблем, в том числе в Сирии. А дальнейшие обсуждения будут осуществляться на уровне министерств обороны.
Предложенная В. Путиным на сессии ГА ООН широкая антитеррористическая коалиция может найти поддержку международного сообщества. Состав ее участников свидетельствует о готовности реально бороться с терроризмом, в отличие от американцев, которые лишь имитируют противостояние с ИГ, другой рукой поставляя боевикам оружие и финансы. Год авиаударов проамериканской коалиции по позициям ИГИЛ нисколько не ослабил группировку. Напротив, террористы лишь расширяют сферу влияния. Предложения российского лидера важны и для Европы, которая буквально задыхается от потока беженцев.
Обреченность российской инициативы на успех вызывает прямо противоположные оценки. По словам лидера КПРФ Г. Зюганова, «призыв, мне кажется, этот будет услышан. Мы прямо сказали, что мы будем поставлять оружие Сирии, готовить и будем защищать государственный суверенитет, потому что сдача Сирии будет означать дестабилизацию всего юга, подбрюшья России. И для нас потоки беженцев – очень большие неприятности, не только для Европы – для всех нас». Поддержал идею и бывший посол США в Москве М. Макфол, отметивший, что согласен с идеей президента России о создании широкой коалиции против «Исламского государства» и общих действиях по закрытию радикальной группировке доступа к финансовым средствам. А вот издатель группы Foreign Policy Д. Роткопф сокрушается, что «Обама был мудрее Путина. Но у Путина есть воля к действию и союзники. Обама победит в аудитории, а Путин – на площадке. Россия и Иран будут диктовать будущее Сирии (и Ирака)». Зело недовольна и немецкая газета Deutsche Welle, написавшая, что «Путин вынуждает Запад выбирать между плохим и еще худшим вариантом в сирийском кризисе – США и Европа должны признать Асада как фактического партнера в борьбе с террористами ИГ». Но вынуждена признать, что «времена самостоятельных действий США на Ближнем Востоке прошли, на что указал и сам президент Обама в своей речи на Генассамблее ООН».
С опасениями Запада можно было бы согласиться. И в самом деле, наличие двух конкурирующих коалиций несет в себе мало конструктива и сомнительно по эффективности. Если не принимать во внимание, что урегулирование проблем на Ближнем Востоке выплеснулось за рамки ООН исключительно по вине самоуверенного Запада, по словам В. Путина, уверенного в своей исключительности и безнаказанности. Россия готова взаимодействовать со всеми государствами в вопросе борьбы с терроризмом при условии, что «координация должна основываться на принципах Устава ООН».
Как подчеркнул российский президент, «любая помощь суверенным государствам может и должна не навязываться, а предлагаться, и исключительно в соответствии с Уставом ООН. Все, что делается и будет делаться в этой сфере в соответствии с нормами международного права, должно быть поддержано нашей Организацией, а все, что противоречит Уставу ООН, – отвергнуто». По его мнению, кардинально решить проблемы «можно только путем восстановления государственности там, где она была уничтожена, путем укрепления институтов власти там, где они еще сохранились или воссоздаются».
От того, вернется ли Запад в правовое поле, зависит не только урегулирование кризиса на Ближнем Востоке и успешность борьбы с терроризмом, но и само существование ООН и мир на земле. Ибо «терпеть складывающееся в мире положение уже невозможно». Ставки сделаны.
Ольга ШЕЛКОВА
Ольга ШЕЛКОВА