В июле 2015 года Петербургская епархия Русской православной церкви обратилась к властям Петербурга о передаче ей Исаакиевского собора, являющегося одним из главных символов Северной столицы. Вдобавок это еще один из самых посещаемых музеев города, уступающий по количеству экскурсантов только Эрмитажу и Петергофу. Он обеспечивает работой сотни горожан и приносит прибыль в десятки миллионов рублей в год.
Видимо, последнее обстоятельство и привлекло церковные власти, которые на протяжении всего своего существования, прилюдно говоря о ценностях духовных, были весьма неравнодушны к ценностям материальным. В Средние Века, во времена самодержавия Церковь являлась крупнейшим в России землевладельцем и принуждала при помощи царской власти крестьян безвозмездно работать во имя ее материального благосостояния. А вернее говоря, во имя благосостояния ее иерархов.
Более скромно Церковь вела себя в годы советской власти, но после 1991 года стала наверстывать упущенное. Трудно пересчитать переданные ей безвозмездно за последние 20 лет здания и сооружения. Как трудно оценить и доходы от торговли алкоголем, табаком, которые получили коммерсанты от Церкви благодаря освобождению церковных фирм от таможенных платежей и иных налогов.
Дошло до того, что Рязанский кремль собираются полностью передать в ведение РПЦ в 2018 году, а расположенный на территории кремля Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник выселяют в места иные. Рязанские власти посчитали, что поддержание государством историко-культурного наследия – ненужное бремя. И патриотическое воспитание на основе этого историко-культурного наследия менее важно, чем воспитание церковное.
В 2000 году Санкт-Петербургской епархии передан Казанский собор – замечательный памятник русской архитектуры, а с 1932 года еще и музей истории религии и атеизма. Музей теперь перенесли подальше от центра города, об атеизме забыли. Хотя большая часть населения России, да и всего Питера, в храмы и мечети ходит изредка. Соответствует ли эта передача интересам горожан и города? Ответ на этот вопрос подскажет время. Если уже не подсказало.
И вот теперь очередь дошла до Исаакиевского собора. Аппетиты растут. Но, как сказал директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров, «от обжорства можно и умереть». Хотя церковные власти этому совету не вняли и прошение свое не отозвали. Остается надеяться на власти светские, которые не дадут церковникам погибнуть от переедания.
«У нас с Церковью были всегда блестящие отношения, они строились десятилетиями, – посетовал директор музея «Газете.Ru». – Но с приходом нового руководства, очевидно, выросли аппетиты. Боюсь, что сейчас можем поссориться. Церковь не будет платить государству те налоги, которые сейчас платит музей, а государству придется разобраться с трудоустройством 400 музейных сотрудников».
В самом соборе уже давно идут богослужения. Но Церкви этого стало мало. Возможность передачи собора во владение РПЦ вызвало значительную волну протеста среди горожан, в том числе деятелей культуры. Создана инициативная группа по проведению общегородского референдума о вопросе передачи Исаакия Церкви. Однако городской избирком в проведении референдума пока отказал.
Кстати, из исторических источников нам известно, что православным подвижникам Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим большие храмы и помпезные мероприятия были не нужны. Осуществляя духовное наставничество, они вели аскетический образ жизни, довольствовались весьма простыми местами проживания и избегали излишеств.
Церковный аппарат, несмотря на заветы старцев, поступает иначе. А российские власти часто и необоснованно удовлетворяют церковные претензии на собственность. Причем действия властей порой идут вразрез с интересами общества. В чем дело, почему светские власти с некоторым даже рвением стремятся угодить запросам РПЦ?
Для этого, полагаю, есть причины. Российские чиновники за годы прихватизации привыкли раздавать народное добро. Не забывая при этом про откаты. А передача Церкви крупных объектов недвижимости – это еще, видимо, и определенное подношение в надежде на отпущение грехов. Такой вот своеобразный откат услугой. Об откатах материальных разговор вести не буду.
Ведь церковные здания – храмы, церкви – это не только места для совершения религиозных обрядов. В сознании многих людей это и места для покаяния, отпущения грехов. А разве наши чиновники не нуждаются в подобных местах? И таких мест им необходимо все больше и больше. Растет число чиновников, растет число их грехов. А чтобы церковное начальство без колебаний пошло навстречу, стоит, пожалуй, его и задобрить.
Одна из героинь классика русской драматургии Александра Островского в произведении «На всякого мудреца довольно простоты» восклицала: «Я буду грешить и каяться, грешить и каяться!» Российские чиновники решили последовать ее примеру – наворовали, наблудили и будут каяться. А потом – по новому кругу.
Но поскольку растут аппетиты властей не только церковных, но и светских, то и отпущение грехов чинушам, возможно, хочется получать в местах все более престижных. Из престижного кабинета на престижной иномарке подъезжать к престижному собору, к Казанскому или Исаакиевскому, а не к какой-либо церквушке – и каяться, каяться.
Посещают же московские чиновники Успенский собор Кремля. А чем хуже питерские? Есть Казанский собор, но подавай выше, почему бы не исповедоваться в Исаакиевском? И тешить себя самообманом, что грехи с них сняты. Ведь вряд ли люди, даже облаченные духовным саном, могут эти грехи отпустить. Это в силах сделать только Всевышний. Да и то после надлежащей отработки. Ведь мало признаться в грехах, осознать свои проступки, надо еще их и смыть трудом и потом.
Так что увеличение количества храмов не поможет чиновникам уйти от справедливой расплаты перед небесами, да и перед российским обществом. Индульгенцией может быть только честное служение народу и стране.
Андрей АНТОНОВ
Ленинград-Петербург
Андрей АНТОНОВ