В июльском ток-шоу «Право голоса» обсуждали антиалкогольную кампанию Горбачева. Но, разумеется, больше говорили о его «реформаторстве» вообще. В числе участников были знакомые всё лица, и ни одного представителя КПРФ или члена РУСО: позиция ученых социалистической ориентации не подлежит оглашению на российском ТВ из-за своей антибуржуазной направленности. На этих шоу дискуссии идут исключительно в рамках полного признания безальтернативности рыночной экономики, то есть капитализма. Поэтому почти все участники дискуссии, перебивая, как водится, друг друга, говорили, напрягая голосовые связки, о необходимости продолжения «реформ», начатых Горбачевым. Ну и о причинах их неудач, которые искали лишь в частных ошибках реформатора.
И никто не пытался, как это полагается мыслящим и честным людям, выделить важные вехи развития страны после Октября 1917 года и выстроить их в логической последовательности, чтобы понять причины катастрофы России в конце ХХ и не преодоленной в начале ХIХ века.
Словно не знают, что отдельными, произвольно выбранными фактами можно доказать все, что угодно.
Участники дискуссии и оперировали отдельными, конечно, негативными фактами, доказывая неизбежность кризиса СССР в 80-е годы. Они, за некоторыми исключениями, пытались доказать, что Горбачев хоть и наделал много ошибок, но совершил главное: дал обществу свободу и гласность. И за это-де достоин благодарности и уважения! И никто не спросил вслух, о какой свободе идет речь! О свободе для кого? Для какого класса?
Необходимо, прежде всего, остановиться на проблеме реформирования политической системы СССР.
Да, необходимость глубоких перемен в СССР действительно возникла еще в середине 50-х годов. Это понимал И.В. Сталин и даже наметил в начале 50-х годов некоторые направления таких преобразований. Но, как об этом верно пишет историк Емельянов, эти шаги были неприемлемы для номенклатурной верхушки, поскольку были направлены на глубокую демократизацию в политической системе страны и в системе управления экономикой. То есть грозили партийной номенклатуре лишением ее бесконтрольной власти. «Поэтому, – пишет Емельянов, – после смерти вождя его программа была немедленно отвергнута. Правда, попытки демократизировать систему управления в сфере производства были (реформы Косыгина, а затем в 1979 году – попытка реформ при Брежневе). Но реформы быстро были свернуты: первая – через несколько лет, вторая – чуть ли не через полгода.
И только Горбачев решил «идти до конца»… Но в 1987 году вместо ленинской «перемены всех наших взглядов на социализм» Горбачев свернул на путь полного отказа от социализма. И дошел на этом пути до прямого предательства, расчистив путь к воцарению Бориса Ельцина.
Итак, о кризисе «советского социализма». Он действительно возник и стал углубляться с середины 50-х годов, а в середине 80-х стал совершенно явственным. Его признаки общеизвестны: замедление темпов роста экономики и роста производительности общественного труда. Отставание в области технологии от стран Запада в мирных отраслях производства и в сельском хозяйстве. Неразвитость сферы обслуживания и торговли. А главное – утрата энтузиазма трудящихся, падение мотивировки к добросовестному и эффективному труду во всех сферах экономики и управления. Внешне это проявилось в росте алкоголизма населения. Недаром Горбачев начал с антиалкогольной кампании, подготовленной еще по заданию Ю. Андропова и рассчитанной на 15 лет! Но, как любого карьериста, Горбачева понесло вскачь, и здравая идея обернулась огромным вредом.
Судя по всему, коммунистический идеал перестал работать…
Но здесь надо уточнить наши представления о коммунизме, чрезвычайно искаженные в умах многих, даже большинства людей.
Вся сумма высказываний Маркса, Энгельса и Ленина, а также наиболее образованных марксистов на сей счет однозначно указывает на то, что коммунизм – это, в первую очередь, тип развития общества, противоположный тому, который осуществлялся на протяжении тысячелетий – в эпохе, которую К. Маркс назвал «царством естественной необходимости» (а также предысторией человеческого общества). История началась в 1917 году в России – СССР.
К. Маркс научно обосновал неизбежность всемирного перехода человечества на коммунистический путь развития. Он открыл и ту общественную силу, которая единственно может покончить с капиталистической и всякой другой эксплуатацией человека человеком – рабочий класс, пролетариат.
На основе изучения опыта Парижской коммуны Маркс и Энгельс сделали вывод, что переход от капитализма к коммунизму не может быть ничем иным, кроме периода классовой диктатуры сознательного и организованного рабочего класса. Учение классиков о диктатуре пролетариата в новых условиях, на высшей ступени развития капитализма (империализм) развил В.И. Ленин.
Этот переходный период вслед за Ф. Энгельсом (в 90-е годы ХIХ века) стали называть социализмом. Таким образом, социализм – это период классового господства рабочих, организованных в марксистскую (ленинскую) партию и государство.
Итак, социализм – это эпоха, ступени перехода от капитализма к коммунизму.
А что такое сам коммунизм? Это ведь не здание, в котором после сдачи под ключ можно жить в свое удовольствие. Коммунизм – это тоже процесс перехода, но уже на гораздо более высокую ступень общественного развития, которую К. Маркс и независимо от него В.И. Ленин олицетворяли с полной свободой человека от условий его существования. Обществом, в котором «свободное развитие каждого есть условие для свободного развития всех».
Существует немало обывательских рассуждений об экономической неэффективности социализма и невозможности коммунизма из-за «подлой» природы человека, которому сколько ни дай, все мало. Первое есть, дескать, причина краха социализма в СССР. А второе вообще миф, так как люди всегда будут нуждаться в узде со стороны государства. Подразумевается государство эксплуататоров.
При этом утверждающие эту чушь не понимают, что «советский социализм» при всем своем несовершенстве был гораздо эффективнее рыночной, капиталистической экономики. Это было доказано в 20–40-е годы и даже позже, когда кризисные явления уже стали проявлять себя.
Не понимают также, что люди, при надлежащей работе правящей марксистско-ленинской партии, овладевая условиями своего существования, меняют сами себя. Ибо появляются возможности для каждого стать творческой личностью. Люди с детства воспитываются коллективистами, получают все более качественное образование и воспитание и постепенно избавляются от эгоизма и потребительства.
Не понимают логики научно-технического прогресса, который неуклонно вытесняет человека как из сферы производства, так и из сферы управления им и сферы обслуживания, доводя компьютерную автоматизацию этих сфер до логического конца.
Выбора нет: или коммунизм, или деградация общества и новое варварство, а то и гибель всего живого.
Таким образом, коммунизм является не сказкой, не утопией, а магистральным путем развития общества по пути к идеалу: свободное развитие каждого является условием для свободного развития всех.
***
Для победоносной социалистической революции необходимы как объективные (возникшие независимо от воли и сознания людей), так и субъективные условия. Они сформулированы В.И. Лениным.
Объективные условия: Низы больше не могут и не хотят жить по-старому. Верхи не могут больше управлять по-старому.
Субъективные условия: Низы готовы на решительные революционные действия. У них есть признанный вождь, за которым они идут, потому что доверяют ему.
Но как показала история, в борьбе с буржуазией необходим высокий уровень сознательности и организованности рабочего класса. Необходимо, чтобы он был организован в политическую, марксистскую партию ленинского типа, во главе которой стоят лидеры, отвечающие требованиям, предъявляемым массами к своим вождям. В противном случае революционный порыв масс может быть перехвачен их врагами. Так случилось, например, в Германии и Италии в 1919 году. Так происходит ныне на Украине.
Пролетариат высокоразвитых стран Европы – Англии, Франции, Германии уже в середине ХIХ века был достаточно многочислен и образован, чтобы при совместных солидарных действиях отнять власть у буржуазии и приступить к построению нового общества без рабов и господ. Однако уровень сознательности и организованности рабочего класса в этих странах был недостаточен.
В начале ХХ века, на ступени империализма, возникла возможность победы пролетарской революции первоначально в одной отдельно взятой стране, там, где всемирная цепь империализма была наиболее слабой. При этом, как считал В.И. Ленин, открывший такую закономерность нового времени, прорыв слабого звена в цепи империализма может обрушить всю цепь. То есть вслед за первой победоносной пролетарской революцией должны последовать такие же в других странах.
Наиболее слабым звеном империализма в 1917 году не случайно оказалась Россия – родина ленинизма. Пролетариат России, возглавляемый партией большевиков, во главе с В.И. Лениным и его соратниками такую победоносную революцию совершил. Однако рабочий класс Европы оказался неспособен последовать примеру рабочих России. В результате первое в мире государство трудящихся оказалось с 1923 года во враждебном окружении капиталистических стран. Затем СССР оказался в положении осажденной крепости.
При этом следует подчеркнуть, что Россия в 1917 году была страной, разоренной участием в Первой мировой войне, унесшей 2,5 миллиона жизней ее граждан. Но вслед за мировой войной, из которой Советская власть сумела страну вывести ценой заключения сепаратного мира с Германией на очень тяжелых для себя условиях, на нас обрушилась не менее страшная гражданская война, подкрепленная иностранной военной интервенцией 14 государств мира! Она продолжалась с марта 1918 года по конец 1920-го, унесла миллионы жизней и окончательно подорвала экономику страны. Рабочие и крестьяне под руководством партии большевиков сумели укрепить союз рабочего класса с крестьянством, перейдя к НЭПовской политике в 1921 году, и стабилизировать денежную систему в 1924 году с помощью введения золотого червонца. Но в январе 1924 года ушел из жизни В.И. Ленин, человек, в наибольшей степени отвечающий требованиям, предъявляемым историей к личности вождя рабочего класса, вождя революционного перехода от капитализма к социализму.
Положение СССР продолжало оставаться чрезвычайно тяжелым, для сохранения завоеваний революции потребовались чрезвычайные меры. Новым реалиям времени наиболее соответствовал верный ученик В.И. Ленина, его соратник И.В. Сталин. Он наряду с недостатками его личности, отмеченными Лениным в письме к съезду в 1922 году, обладал качествами, которые сделали его незаменимым на посту лидера революции в отсутствие Ленина: недюжинным знанием теории марксизма, талантом гениального организатора, огромной работоспособностью, железной волей. Кроме того, он всегда подчеркивал, что является верным учеником и продолжателем дела Ленина, и подтверждал это своими делами. Именно под его руководством при неизбежных в создавшихся исторических условиях ошибках советский рабочий класс, трудовое крестьянство, организованные в партию большевиков, в чрезвычайно короткий период истории совершили рывок, равный столетию, и превратили Россию лапотную, малограмотную в сверхдержаву, спасшую мир от фашистской чумы, а затем – от термоядерной угрозы.
В 1923 году стало ясно, что капитализм устоял в Европе и по всему миру. Следовательно, надежда на немедленную помощь со стороны более цивилизованного европейского рабочего класса в деле перехода к социализму рухнула. Возник вопрос: можно ли построить социализм в отдельно взятой, к тому же столь отсталой стране – в России – и еще более отсталых ее национальных окраинах?
СССР оказался в экономической и дипломатической блокаде. У него не было многих важнейших отраслей экономики: станкостроения, авиа- и машиностроения, химической промышленности, крайне мало производилось электроэнергии. СССР в несравнимо большей мере, чем Россия сегодня, зависел от иностранных технологий и инвестиций. Но доступ к ним был чрезвычайно затруднен. План ГОЭЛРО – гениальный план преобразования страны, не мог быть осуществлен без турбин, которые в России не производились. Их надо было покупать за рубежом, как и очень многое другое – за золото и валюту. Валюту можно было получить, продавая сырье. И за экспорт продовольствия, а страна еще не оправилась как следует от страшного (очередного в России) голода 1920–1921 годов.
Кроме того, Запад разработал и попытался осуществить план срыва электрификации Страны Советов: единственная зарубежная (германская) фирма, согласившаяся поставить в СССР турбины, поручила своим специалистам по установке и отладке турбин на электростанциях России создавать условия для их быстрого и безвозвратного выхода из строя. (Диверсионный замысел был сорван благодаря работе советской контрразведки.) Это не выдумки – попытки организовать в СССР контрреволюционное подполье, вредительство и диверсионная деятельность.
Все осложнялось и тем, что не было единства в руководстве ВКП(б). Троцкий, не веривший в возможность успешного строительства социализма в России, предлагал бросить все силы на экспорт революции в Европу и Азию. Он допускал возможность гибели страны в огне всемирной революции, считая это приемлемой ценой ее победы.
Бухарин, Зиновьев, Каменев и некоторые другие видные деятели партии и государства фактически занимали капитулянтские позиции, считая попытку строить социализм в России безнадежным делом. Их позиция сводилась к необходимости выживать в ожидании революции в Европе, чтобы лишь потом приступить к осуществлению цели, которая воодушевляла революционный народ в годы революции и Гражданской войны. В конце концов они сомкнулись с Троцким, образовав троцкистско-бухаринскую оппозицию Сталину и большевистской партии.
Участники «левого» и «правого» уклонов в партии не понимали ленинского плана строительства социализма в СССР, сформулированного им в его последних статьях, вошедших в так называемое «Завещание Ленина». Ленин исходил не из формальных построений и догм, а из реальной жизни, из того простого факта, что русский рабочий класс три года воевал и победил. Да, он остался в одиночестве, но он победил. И предлагать ему сдаться на милость побежденного врага – значит пойти на предательство, которое не будет прощено никогда.
Так никогда не будет прощено предательство Горбачева, Ельцина и всех их пособников из высшего эшелона партийно-государственного руководства, которые сдали страну на милость западного империализма в гораздо более благоприятных условиях, чем те, которые складывались в 1923 году. Мы видим теперь это на протяжении 25 лет! Мало того что народные массы в своем большинстве с презрением отвергают претензии либералов, не доверяют ельцинско-путинскому государству, все больше склоняются к правоте Ленина и Сталина. Они не спешат оказать решающую поддержку партии коммунистов, перенося на нее сознательно или бессознательно вину действительных предателей.
В.И. Ленин очень четко сформулировал задачу, которую поставила история пред рабочим классом России и перед партией. Да, соглашался он с меньшевиками, Россия не готова к непосредственному введению социализма. Но кто сказал, что, завоевав власть в стране, русский рабочий класс не может догнать передовые страны? Он может и должен в течение 15–20 лет создать «необходимые условия цивилизованности» для вхождения в социалистический тип развития. Одновременно, утверждал Ленин, успехи преобразования России из страны отсталой в передовую под руководством рабочего класса будут оказывать революционизирующее влияние на рабочих всего мира, Европы в частности, и приближать европейскую революцию, революцию в Китае и Индии, на Ближнем и Дальнем Востоке вообще.
Таков был завет В.И. Ленина. И.В. Сталин воспринял его в полной мере. НЭП помог уже к 1926 году восстановить довоенный уровень экономики России, при этом была проведена модернизация восстанавливаемых предприятий. В 20-е годы на XIV съезде ВКП(б) был принят план индустриализации страны, а на XV съезде план коллективизации сельского хозяйства. Нужны были огромные инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, культуру, науку и образование. Нужно было преодолевать нищету, бедность, развивать жилищное строительство для трудящихся. Но из-за отсутствия иностранных кредитов за оборудование, покупаемое за границей, требовали платить наличными, т.е. золотом или валютой. И единственным источником инвестиций оказалось российское село.
Угроза новой военной интервенции была реальной, Сталин и его сторонники, большинство трудящихся это реально понимали. Поэтому предупреждение Сталина, что у СССР есть в запасе не более 10 лет, чтобы ликвидировать свою отсталость, было воспринято как вполне верное и мобилизующее. Вот чем объясняется энтузиазм рабочего класса, ударничество и стахановское движение, которые помогли за 13 лет превратить Россию варварскую, лапотную в первоклассную промышленную державу, вторую в мире по объемам промышленного производства с самым крупным в мире механизированным сельским хозяйством.
Стабилизация мирового капитализма оказалась недолгой: в 1929 году разразился грандиозный мировой экономический кризис, принявший тогда уродливые формы…
Лев СОРНИКОВ
Лев СОРНИКОВ