
Есть писатели, к чтению произведений которых долго себя готовишь, стараясь как бы подтянуться в своем развитии к идейно-художественному и нравственному уровню их сочинений. Одним из них для меня является великий русский советский писатель, несгибаемый коммунист Михаил Александрович Шолохов. О его жизни и творчестве мне и хочется откровенно поразмышлять вместе с читателями. Особенно полезно знать его жизнь молодым, в головах которых много сумбура, выгодного власти.
Почти девяносто лет тому назад издательство «Новая Москва» выпустило в свет небольшую книжку рассказов очень молодого писателя Михаила Шолохова, написанных в 1923–1925 годах. Автору книжки было всего двадцать лет (!).
Эти рассказы тепло напутствовал маститый земляк юного прозаика – выдающийся советский писатель А.С. Серафимович. Его предисловие с редкостной точностью полностью определило свойства дарования Михаила Шолохова, проявившиеся в первых его произведениях: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чем рассказывает. Тонкий, схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие. Все данные за то, что т. Шолохов развертывается в ценного писателя, только учиться, только работать над каждой вещью, не торопиться».
Характеристику старейшего пролетарского писателя Серафимовича, которую он дал юному дарованию, можно распространить на все последующее творчество Михаила Шолохова.
Первая книжка Шолохова привлекла внимание читателей не только своим содержанием. Она была вестью о том, что произошло событие, которое случается очень редко: родился очень большой талант.
Через два года после выхода сборника рассказов имя Шолохова стало известно всей стране: появился первый том «Тихого Дона». В этом произведении талант писателя раскрылся с необычайной щедростью. Книга вошла в золотой фонд нашей литературы, а ее автор завоевал прочную, горячую любовь миллионов читателей.
В случае с Шолоховым речь идет о самобытности таланта, его яркости, народности, богатстве изобразительных средств, о мастерстве владения словом – словом, которое А.М. Горький называл основным материалом литературы.
С самого начала своего творческого пути писатель поставил перед собой ясную, благородную задачу – писать правду. Этой цели он остался верен на всю жизнь. В «Донских рассказах» перед читателем встают суровые картины борьбы за светлую, новую долю народную. Не только класс борется против класса – многие семьи становятся ареной этой борьбы. В разных лагерях оказываются иной раз отец и сын, братья, самые близкие друг другу по крови люди. Рассказы молодого писателя, повествуя о жестокой борьбе в среде казачества, заражали читателя ненавистью к темным силам прошлого – к хищнику-кулаку, к белогвардейщине, к пережиткам старого, которые держали в плену сознание многих настоящих тружеников. В рассказах возникают образы стойких борцов за новую жизнь, самоотверженно, героически отдававших себя служению делу революции, делу справедливого устройства жизни.
В большинстве рассказов речь идет о времени гражданской войны, и пути героев прочерчиваются в зависимости от того, какое место занимает судьба данного человека в широком общественном процессе. Именно эта черта предопределила в творчестве Шолохова переход к иным жанровым формам – к созданию эпических романов.
Уже сами названия произведений – «Тихий Дон» (по первоначальному замыслу – «Донщина»), «Поднятая целина», «Они сражались за родину» – говорят об устремленности писателя к отображению широких картин действительности, борьбы народа на полях битвы и в мирном труде за новую жизнь, которую труженики Советской страны завоевали, отстояли и продолжали строить.
В одном из сборников ранних рассказов Михаила Шолохова была опубликована его краткая автобиография. Из нее читатели узнали, что родился писатель в 1905 году 11(24 по н.ст.) мая в хуторе Кружилине станицы Вешенской Донецкого округа (бывшей Области Войска Донского). В автобиографии сказано об отце – выходце из Рязанской губернии, поселившемся на Дону, о матери – полуказачке-полукрестьянке. С каким волнением читались строки, рассказывающие о том, что мать Михаила Александровича выучилась грамоте, когда отец отвез его в гимназию: она хотела самостоятельно писать сыну письма!
До 1918 года Михаил Александрович учился. Учение это было прервано гражданской войной.
«С 1920 года, – пишет он, – служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами. Все шло, как положено. Приходилось бывать в разных переплетах, но за нынешними днями все это забывается. Пишу с 1923 года, с этого же года печатаюсь в комсомольских газетах и журналах. Первую книжку издал в 1925 году. С 1926 года пишу «Тихий Дон»…»
Некоторое время молодой Шолохов работал учителем, помогая в ликвидации неграмотности среди взрослого населения на Дону, служил делопроизводителем в станице Каргинской, с 1921 года по 1923-й был продовольственным инспектором.
В 1923 году Михаил Александрович переезжает в Москву. Он «начал упорно учиться писать, работал фельетонистом в комсомольской газете «Юношеская правда». Его первые произведения – фельетоны – печатались под псевдонимом «М. Шолох». После издания книжки «Донские рассказы» Шолохов перешел целиком к писательскому труду.
Когда был задуман большой роман о донском казачестве, Шолохов вернулся в родные края и поселился сначала в станице Букановской, а затем в Каргинской. Впоследствии писатель окончательно обосновывается в станице Вешенской, расположенной в верхнем течении Дона.
Много лет трудился писатель над «Тихим Доном». В 1928 году в журнале «Октябрь» печатаются первая и вторая книги романа. Там же в 1932 году появляется третья книга. Последняя книга «Тихого Дона» была закончена в начале 1940 года.
А.М. Горький назвал «Тихий Дон» в числе произведений, которые «надолго останутся в новой истории литературы», как книги, что вместе «дали широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны». В этой оценке Горького прежде всего выделены широта охвата действительности и мастерство художника в решении эпической темы. Сам автор так определял главный замысел романа-эпопеи: «…колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции» (архив Института мировой литературы (ИМЛИ) имени А.М. Горького АН СССР).
В предисловии к английскому изданию «Тихого Дона», которое Шолохов готовил в 1934 году, он писал: «В мою задачу входит не только показать различные социальные слои населения на Дону за время двух войн и революций; не только проследить за трагической судьбой отдельных людей, попавших в мощный водоворот событий, происходивших в 1914–1921 году, но и показать людей в годы мирного строительства при Советской власти. Этой задаче посвящена моя последняя книга «Поднятая целина» (архив ИМЛИ).
В советской литературе то время – годы коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса – получило многостороннее отражение. Но роман Шолохова, по словам Ю. Лукина, «как бы объединил в себе все лучшие устремления нашей литературы и проложил дорогу многим писателям для наиболее углубленной разработки темы новой, советской, деревни, нового, колхозного крестьянства. Снова Шолохов создает произведение, которое с полным правом должно быть оценено как сокровище советской классики».
В «Поднятой целине» впервые с огромной силой был показан образ рабочего, посланного партией в числе двадцатипятитысячников для помощи социалистическому переустройству деревни. В новом романе Шолохов остается верен своим идейно-художественным принципам. Он, как учил советских литераторов А.М. Горький, умеет видеть большие явления в жизни, смотреть на жизнь не с «кочки», а с высокой точки зрения художника-коммуниста. Во всех своих реальных трудностях предстает перед читателем борьба, которую ведет путиловский слесарь Семен Давыдов, преодолевая сопротивление прямых врагов, а иной раз мучительно ища ключ к сердцу честного человека, поддавшегося тем или иным чуждым влияниям.
Эпическая тема находит развитие и в начатом писателем в годы Великой Отечественной войны романе «Они сражались за родину». Снова на первом плане судьбы людей, за которыми видны и через которые показаны огромные события в жизни народа. Писатель заставляет полюбить своих героев, переживать с ними горечь и боль утрат, жгучую ненависть к врагу, жить их светлой, мужественной верой в победу над фашизмом. «И в этом романе он показывает в малом большое, в отдельном явлении, отдельной судьбе – отражение величественных процессов народной истории» (Ю. Лукин).
В военные и послевоенные годы на страницах газет появлялись очерки Михаила Шолохова, известное его произведение «Наука ненависти», публицистические статьи. В этих произведениях выражены чувства и мысли советского писателя-патриота о наиболее важных событиях современности.
Сразу после 9 мая 1945 года в «Правде» появилась небольшая статья «Победа, которой не знала история». Статья эта очень актуальна сейчас, когда внутренние и внешние враги России пытаются исказить факты, обесценить победу советского народа под руководством И.В. Сталина и даже приписать эту победу над Германией Западу. Послушаем Шолохова: «Если в мировой истории не было войны столь кровопролитной и разрушительной, как война 1941–1945 годов, то никогда никакая армия в мире, кроме родной Красной Армии, не одерживала побед более блистательных, и ни одна армия, кроме нашей армии-победительницы, не вставала перед изумленным взором человечества в таком сиянии славы, могущества и величия».
Это ли не хлесткий ответ нынешним фальсификаторам истории?! Это ли не мощная пощечина злопыхателям России и русского народа?!
В описании жестоких испытаний, которые выпали на долю героев романа «Они сражались за родину» Стрельцова, Лопахина и их боевых товарищей, постоянно присутствует величественный мотив беззаветного служения советской Родине, счастье, свободу, независимость которой отстаивали эти люди против ее лютого врага – гитлеровского фашизма.
«Книги Шолохова – яркое доказательство того, что коммунистическая партийность художника есть высшая свобода творчества: осознанное, открыто выражаемое стремление служить своим искусством народу», – пишет Ю. Лукин. «О нас, советских писателях, – сказал Шолохов на Втором Всесоюзном съезде писателей, – злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному народу, которым мы служим своим искусством». Блестящая и точная формулировка сути работы советских писателей!
В 1942 году А.Н. Толстой на юбилейной сессии Академии наук СССР в своем докладе «Четверть века советской литературы» сказал: «…замечательное явление нашей литературы – Михаил Шолохов. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа: «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности – произведение общерусское, национальное, народное».
Человечность и сердечность! Да, творчество Шолохова в высокой степени обладает этими замечательными чертами. Гуманистическая природа его произведений видна в великой любви художника к человеку-труженику и в неистребимой ненависти ко всяческим угнетателям трудового народа.
А шолоховский пейзаж! Сколько красок, запахов привольной степи возникает в нашем представлении, когда мы произносим эти слова! Примечательно (как замечает Ю. Лукин), что «картины природы писатель дает иной раз в полном соответствии с переживаниями, состоянием своих героев, а в других случаях, наоборот, вводит их как резкий контраст. И тем и другим художественным приемом усиливается драматичность изображения. Чередуя их, писатель искусно разнообразит средства воздействия на читателя».
В 1966 году Михаил Шолохов выступил на XXIII съезде КПСС и по-большевистски прямо и искренне высказался о нашумевшем тогда процессе Синявского и Даниэля: «Иные, прикрываясь словами о гуманизме, стенают о суровости приговора… Попадись эти молодчики с черной совестью в памятные двадцатые годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием», ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни!». В 1973 году Шолохов наряду с другими выдающимися советскими писателями и учеными выступил с публичным осуждением антисоветских действий А. Солженицына и А. Сахарова.
Естественно, Шолохов стал мишенью обличения для определенной части творческой интеллигенции как у нас, так и на Западе. Именно эта часть интеллигенции, своеобразная пятая колонна, не только поддержала контрреволюционный государственный переворот 1991–1993 годов, но и помогала ему осуществиться.
***
Нельзя обойти молчанием довольно болезненную тему сомнений (в основном опять-таки в среде так называемой творческой интеллигенции) в подлинности авторства Шолохова при создании романа «Тихий Дон». Недруги России в начале ХХ века таким же образом хотели лишить русского ученого и инженера профессора Александра Степановича Попова авторства в изобретении радио, приписывая это изобретение иностранцам. Похожий почерк! Неймется господам фальсификаторам, бьют по великим фигурам нашего Отечества. Но …промахиваются!
Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась, когда роман был впервые издан (авторство приписывалось донскому писателю Ф.Д. Крюкову). Основной причиной «сомнений» оппонентов в авторстве Шолохова (как тогда, так и в более позднее время) стал необычайно молодой возраст автора, создавшего столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войн, происходивших, когда Шолохов был ребенком и подростком. На этот аргумент честные исследователи отвечают, что роман был написан не двадцатилетним Шолоховым, а писался на протяжении почти пятнадцати лет (с 1926 по 1940-й). Автор тщательно исследовал историю Дона, непрестанно общался с людьми, ставшими затем прототипами героев романа. По некоторым данным, прототипом Григория Мелехова был сослуживец отца Шолохова Харлампий Ермаков, один из тех, кто стоял во главе вешенского восстания; он много времени проводил с будущим писателем, рассказывая о себе и о том, что повидал. Поэтому сомнения в том, что роман написан столь юным автором, отпадают: Шолохов писал роман не на протяжении одного года, а вплоть до 1940 года, когда ему было уже около 35 лет. Другой аргумент оппонентов – низкий, по мнениям некоторых критиков, художественный уровень шолоховских «Донских рассказов», предшествовавших роману. Однако очевидно, что среди написанного любым писателем имеются более сильные и более слабые вещи, и потому аргумент не является убедительным. Что же касается «крайне низкого художественного уровня «Донских рассказов», то это мнение, носившее явно политический заказ, высказывается только некоторыми «доброжелательными» критиками, оно никак не обосновано и очень субъективно.
В 1929 году по указанию И.В. Сталина была сформирована комиссия под руководством М.И. Ульяновой, расследовавшая данный вопрос и подтвердившая авторство М.А. Шолохова на основе предоставленных им рукописей романа. В дальнейшем рукопись затерялась и была обнаружена только в 1999 году.
Основным аргументом сторонников единоличного авторства Шолохова до 1999 года считался черновой автограф значительной части текста «Тихого Дона» (более тысячи страниц), обнаруженный в 1987 году и хранящийся в ИМЛИ имени А.М. Горького АН СССР. Сторонники авторства Шолохова всегда утверждали, что эта рукопись свидетельствует о тщательной авторской работе над романом. Кроме того, в 1970-е годы норвежский славист и математик Гейр Хьетсо провел компьютерный анализ бесспорных текстов Шолохова, с одной стороны, и «Тихого Дона», с другой, и пришел к уверенному выводу об авторстве Шолохова. Весомым аргументом также было то, что действие романа происходит в родных для Шолохова местах, а многие герои книги имеют своими прототипами людей, которых Шолохов знал лично. В 1999 году после многолетних поисков сотрудникам ИМЛИ удалось разыскать и приобрести за 50 000 долларов считавшиеся утерянными рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого Дона». Проведенные три экспертизы: графологическая, текстологическая и идентификационная, удостоверили подлинность рукописи, ее принадлежность своему времени и с научной обоснованностью решили проблему авторства «Тихого Дона». В 2006 году было выпущено факсимильное издание рукописи (это 920 страниц рукописи «Тихого Дона», из которых 673 страницы – дополнения, вставки, черновые варианты), дающее возможность каждому убедиться в подлинном авторстве романа.
История пропажи рукописи Шолохова такова: в 1929 году он оставил рукопись у своего близкого друга В. Кудашева. Когда началась война, Кудашев погиб, а его супруга М. Чебанова (Кудашева) отказалась вернуть Шолохову его рукопись, объясняя, что она пропала в годы войны. Только после ее смерти, когда рукопись оказалась у наследников, удалось ее проанализировать.
Архив Шолохова также пропал во время Великой Отечественной войны. Его дом в станице Вешенская был разрушен бомбежкой, архив сгорел. Сохранилось 137 разрозненных страниц рукописи третьей и четвертой книг, позже Шолохов передал их в Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом).
***
Заслуги Шолохова перед русской и мировой литературой были высоко оценены Советским государством и мировой общественностью.
М.А. Шолохов – дважды Герой Социалистического Труда (1960, 1980), лауреат Сталинской премии I степени (1941 год – за роман «Тихий Дон»), Ленинской премии (1960 год – за роман «Поднятая целина»), международной премии мира в области культуры Всемирного Совета Мира, международной литературной премии «София», международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки. В 1965 году за роман-эпопею «Тихий Дон» М.А. Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
В 1939 году писатель был избран действительным членом Академии наук СССР.
Убежденный коммунист, Шолохов был членом ВКП(б) с 1932 года, членом ЦК КПСС с 1961 года, с 1937 г. являлся депутатом Верховного Совета СССР. Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны I степени, многими медалями как защитник Отечества.
Вдохновенно прозвучали слова Шолохова на ХХ съезде КПСС, обращенные к партии: «Все мы – сыны нашей великой Коммунистической партии. Каждый из нас, думая о партии, всегда с чувством огромного внутреннего волнения мысленно говорит: «Партия – родная наша мать – ты нас вырастила, ты нас закалила, ты ведешь нас в жизни по единственно верному пути». Эти слова произнес человек знаменитый и признанный всем миром великим писателем, а не какой-то карьерист, пытающийся сделать себе имя на прославлении КПСС. Вот такие истинно преданные коммунистическим идеалам, народу своему люди и сделали могучей и процветающей страну Советов. Это им последующие поколения обязаны жизнью и созидательным мирным трудом. Как их не хватает сегодня!
До конца дней Михаил Александрович жил в своем доме в Вешенской (ныне музей). Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Нобелевскую – на постройку школы в Вешенской. Всегда помогал землякам, в том числе материально. К нему шли и ехали за советом и помощью не только донские, но и из других мест Советского Союза. Никому не отказывал. Сколько людей обязаны ему судьбой и самой жизнью! Свой был человек, трудовой. Донской утес. Умер Михаил Александрович 21 февраля 1984 года. Похоронен во дворе своего дома в Вешенской, на берегу Дона.
Михаил Шолохов – поистине народный писатель. Его творчество всеми корнями уходит в толщу народной жизни.
Всем своим творчеством Михаил Шолохов создавал порою суровый, но всегда величественный гимн победам труда и мира, победам идей коммунизма.
Мое поколение – поколение «детей войны» – может гордиться тем, что жило и работало в одно время с великим русским советским писателем, патриотом и коммунистом, коих так не хватает сейчас нашей многострадальной Родине.
Михаил Шолохов и Сергей Бондарчук на съемках фильма «Судьба человека»
Юрий СИДОРОВ
Санкт-Петербург
Юрий СИДОРОВ
профессор, доктор технических наук
Санкт-Петербург